Следите за новостями

Microsoft в Казахстане и ЦА

Интервью с генеральным директором Microsoft в Казахстане Айдаром Даулетовым о позициях компании в регионе.

9 октября 2006 11:44, Василий Блюм, Бизнес Путеводитель
Рубрики: Бизнес

4 октября в Алматы генеральный директор компании Microsoft в Казахстане и Центральной Азии Айдар Даулетов, рассказал о результатах деятельности в регионе за 2006 финансовый год (1 июля 2005 года — 30 июня 2006 года). Мировой объем продаж корпорации Microsoft за 2006 финансовый год составил 44,28 млрд. долларов США, что на 11% превышает объем продаж прошлого финансового года. Чистая прибыль (net income) составила 12,599 млрд. долларов США, доход от основной деятельности (operating income) составил 16,47 млрд. долларов, что на 13% выше прошлого года. В направление по исследованиям и разработкам (Research and Development) Компания инвестировала 6,854 млрд. долларов США.

Общий объем продаж Microsoft на территории Казахстана и Центральной Азии в 2006 финансовом году вырос на 47% по сравнению с объемом продаж предыдущего 2005 финансового года (июль 2004 — июнь 2005). Продажи в корпоративном секторе выросли на 52%, тогда как продажи в секторе малого и среднего бизнеса на 24%, продажи ОЕМ версий выросли на 62% и распределяются по 36% и 64% соответственно.

По окончании пресс-конференции Айдар Даулетов дал интервью.

— В опубликованном вами пресс-релизе ничего не говорится о доходах и чистой прибыли компании в Казахстане. Почему?

— Да действительно мы не заявляем об абсолютных цифрах наших продаж в Казахстане. Причина здесь очень проста. На сегодня, к сожалению, отечественный IT-рынок находится в таком состоянии, когда никто из производителей не заявляет об абсолютных цифрах продаж. Все говорят о рыночных долях или о процентах прироста. Говоря о производителях, прежде всего, я имею в виду всех представителей международных компаний, которые работают здесь, по крайней мере, на рынке информационных технологий. Это естественный процесс. Через это прошли многие рынки развивающихся стран и в Восточной Европе и в СНГ. Я думаю, что через два-три года, когда на рынок придут различные международные, независимые исследовательские агентства, типа IDC, и когда появится первая серьезная аналитика по казахстанскому IT-рынку, тогда сразу все станут говорить в открытую об абсолютных цифрах. Уже в этом году IDC пришел на рынок Казахстана. Я думаю, что их приход резко повысит уровень знаний об IT-рынке Казахстана. Как только появится первые аналитические исследования независимых исследователей, мы будем одна из первых компаний в Казахстане, которая публично заявит об абсолютных цифрах своих продаж.

— И все же почему об этом нельзя говорить сейчас?

— Такова наша политика. Мы говорим о наших цифрах по всему миру. Мы можем заявлять на развитых рынках, скажем, мы можем заявить о наших цифрах в Восточной Европе. Все зависит от развитости рынка информационных технологий.

— Но все таки, в Казахстане вы прибыльная компания?

— Да конечно. Уже со второго года нашей работы в Казахстане мы работаем с прибылью. Первый год мы, конечно, были инвестиционным офисом.

— По вашим данным на Казахстан приходится 96% продаж компании, Узбекистан — 2%, Кыргызстан — 1%. С чем связана такая разница в продажах?

— Первое — это высокий экономический рост в Казахстане. Общий экономический рост республики и как следствие рост рынка информационных технологий. Кроме того, сказывается также и то, что наш основной офис все-таки находится в Алматы. Кстати, в прошлом году этот показатель по Казахстану составлял 93%.

— В ходе пресс-конференции вы затронули проблемы «пиратства». По вашим данным (основанным на независимых исследованиях) доля лицензионной продукции на сегодняшний день в РК составляет всего около 15%. Немного странным было слышать от вас то, что это достаточно «хороший» показатель…

— Дело в том, что когда мы начинали свою деятельность в Казахстане мы говорили о цифре — более 90%. Это было четыре года назад. Сегодня ситуация на самом деле выглядит лучше. По крайней мере, лучше, чем у наших ближайших соседей: России и Китая.

— Еще одна тенденция, о которой вы упомянули в ходе пресс-конференции — консолидация рынка производителей (сборщиков) персональных компьютеров (ПК). В связи с этим у меня возникло три вопроса. Является ли это положительной тенденцией? Как долго продлится этот процесс? И сколько игроков, по вашему мнению, должно в итоге остаться на этом рынке?

— Хорошо ли это или плохо?! Это тенденция. И от этого никуда не денешься. Нравится ли это нам или нет, но тенденция существует. Будет происходить укрупнение игроков на рынке. Сегодня рынок достаточно фрагментирован.

Что хорошего в консолидации? Появится три, четыре, пять игроков национального масштаба, которые будут покрывать большую часть республики, по крайней мере, все областные центры. Они смогут предоставлять одинаковые по качеству, конфигурации и ассортименту компьютеры в любой точке страны. То есть потребитель в любом городе сможет купить такой же по качеству и цене компьютер, как скажем в Алматы, а не довольствоваться одним-двумя вариантами сборки. Таким образом, отпадет дискриминация по территориальному принципу.

Если, например, мелкие сборщики собирают, скажем, где-то в подвале отверткой три-четыре ПК в день, то крупный производитель сегодня уже может собирать несколько сот ПК, к тому же с соблюдением определенных требований по качеству. Многие из них уже имеют сертификаты качества ISO:9000. Таким образом, консолидация позволит улучшить качество собираемых ПК в стране.

Если говорить о страновом масштабе, то те компании, которые «накачают мускулы» внутри страны, в дальнейшем будут искать новые рынки сбыта за ее пределами. В том же Узбекистане и Киргизии, где сегодня работают гораздо менее конкурентоспособные компании. Т.е.  с точки зрение развития казахстанской индустрии информационных технологий это положительный процесс.

Мне кажется, что через два-три года у нас останутся четыре-пять компаний, которые будут контролировать от 60 до 80% собираемых ПК в стране.

Сегодня рынок достаточно конкурентен. Возможно, и сейчас еще есть возможность для выхода новых игроков. Но через два-три года цена выхода на рынок будет в несколько раз выше. Всегда есть возможность выйти на любой рынок, но весь вопрос состоит в том — какова цена входа.

— В последнее время в США и ЕС Microsoft все чаще сталкивается с проблемами в области антимонопольного законодательства. Как вы думаете, не столкнется ли компания с аналогичными проблемами в Казахстане?

— Сегодня мы работаем на рынке с очень высоким уровнем компьютерного «пиратства». Как мы уже отметили выше, по данным исследовательской компании BSA 85% казахстанского рынка контролируется «пиратами». Всего 15% — лицензионная продукция. Причем это продукция всех производителей вместе взятых. Какая здесь доля продуктов компании Microsoft, то естественно менее 15%. Говорить о монополизации рынка при рыночной доле менее 15% не имеет смысла. Другое дело если бы она была близка, скажем, к 40–60%. Но сейчас все вместе взятые производители программного обеспечения контролируют менее 1/6 — 1/ 7 этого рынка. Я повторюсь — все вместе взятые производители. Все остальное — «пираты». В первую очередь необходимо бороться с «пиратами». Де-факто — сегодня на рынке доминируют «пираты».

Рост продаж в сегменте корпоративных заказчиков — 52%. Рост продаж в сегментах малого и среднего бизнеса — 24%. Рост продаж ОЕМ-версий ПО — 62%.

Комментарии