Следите за новостями

Цифра дня

48 комплексов Starlink направило МЦРИАП в регионы ЧС

Взгляд на развитие IT-индустрии в Казахстане

Эволюция рынка IT-услуг в Казахстане прошла путь от собственных разработок до использования западных высокотехнологичных средств информационного проектирования известных брендов.

26 декабря 2008 13:03, Олжас Эсенниязов, Digital Kazakhstan
Рубрики: Бизнес, Рынок

Эволюция рынка IT-услуг в Казахстане прошла путь развития от собственных разработок до использования западных высокотехнологичных средств информационного проектирования известных брендов, таких как SAP, MBS Axapta, Oracle и т.д.

В 90-х годах информационные системы разрабатывались штатными программистами компаний в условиях отсутствия широкого доступа к западному рынку IT-технологий. В последние годы, с появлением больших доходов у государства и бизнеса, все чаще заказывались системы на основе западных дорогостоящих средств информационного проектирования.

Использование этих технологий в государственных органах до определенного момента было, пожалуй, оправданно отсутствием собственных казахстанских «ноу-хау». Однако казахстанские компании не стоят на месте и создают собственные технологии, на основе которых можно строить государственные проекты и программы любых масштабов. Кроме того, дальнейшее использование западных технологий может вызвать ряд неприятных вопросов. Во-первых, почему государство на деньги налогоплательщиков оплачивает работу зарубежных специалистов хайтека, не вкладывая тем самым средства в развитие собственной IT-индустрии? Во-вторых, зависимость от иностранных разработчиков информационных систем приводит к потере информационной безопасности государства. Каким образом обеспечивается национальная информационная безопасность в этой сфере? В-третьих, затраты на разработку и последующее сопровождение таких систем в государственных органах не сопоставимы с затратами на отечественные технологии — счет идет как минимум в разы и в масштабах страны это огромные деньги.

Вплоть до сегодняшнего дня, зарабатывая на продаже собственных ресурсов, мы содержим западную IT-индустрию. Государство за свой счет обучает в престижных зарубежных ВУЗах не квалифицированных IT-инженеров и программистов, а IT-менеджеров, в совершенстве умеющих продавать государству иностранные IT-разработки. Тем не менее, оправдывая складывающуюся ситуацию в сфере IT-услуг в Казахстане, в качестве аргумента приводят примеры низкого качества отечественных информационных систем, и во многом это действительно так. Однако, как можно взрастить собственную IT-индустрию, не вкладывая в нее деньги, технологии, кадры? Невозможно получить все сразу и сейчас. Хорошо известно что, например, SAP развивается уже четвертое десятилетие! Неужели нам остается развести руками и переправлять деньги на оплату труда западных инженеров, чтобы SAP и дальше развивался? Хотя, что ему наши копейки! Для нас — это огромные суммы.

Тем не менее, известно, что в Казахстане уже существуют успешные примеры создания систем информационного проектирования. Казалось бы, сейчас в условиях финансового кризиса для них настал благоприятный момент и как никогда раньше появился шанс инициирования массового спроса на отечественную продукцию. Возможно, это так, однако есть ряд барьеров, непреодолимых без поддержки государства.

Это, в первую очередь, нормативная база. Под определение отечественного поставщика в процессе государственных закупок подпадает любая организация, использующая на 95% местные кадры. Теперь приведем пример. Предположим: некое ТОО «СуперСофтКомпания», все работники которой наняты в Казахстане, предлагает систему мирового уровня «X» западного производства. Однако, проследив денежные потоки этой компании, мы «вдруг» увидим, что 60% денег уходит на лицензионные отчисления производителю. И это на самом деле денежный поток, который складывается из множества ручейков: обязательное сопровождение, дополнительное лицензионное программное обеспечение, обучающие курсы, сертификация, обязательное поддержание уровня продаж и т.д.  Будь производитель резидентом Казахстана, все эти деньги могли бы остаться в нашей стране. Вывод: необходимо ввести понятие «отечественный производитель» и соответствующие преференции по нему в законодательную базу.

Отдельным вопросом необходимо рассматривать обеспечение уровня качества продукции отечественными производителями. Но это предмет другой статьи.

Второе, это, конечно, менталитет. Марка «сделано в Казахстане» вызовет, наверное, такую же реакцию как лет десять назад а, порой и до сих пор, вызывает «made in China». Вывод: необходимо стимулировать не производство (или вернее, не только производство), но и спрос на отечественную продукцию. На расширенном заседании Правительства 13 октября 2008 года президент отметил, что в рыночных условиях мы, все граждане Казахстана, должны прилагать усилия по выводу нашей страны из кризиса и по минимизации его последствий для нашей экономики. Президент дал конкретное поручение всем государственным органам и национальным компаниям проводить все государственные закупки у казахстанских производителей. Однако какие меры предпринимаются для реализации этих поручений Главы государства в сфере IT?

И, наконец, третье, это отсутствие стратегии. Без четкой стратегии и видения развития отрасли не будет. Это аксиома. Мы рискуем остаться поколением менеджеров-продавцов иностранных компаний, это у нас получается неплохо. Судите сами: емкость рынка IT-услуг в Казахстане составляет около миллиарда долларов в год, доля отечественного производителя (именно производителя, а не поставщика!) — не более 3%. Вывод напрашивается сам собой: нужна стратегия развития отрасли, причем не стратегия продаж для западных брендов в Казахстане, а именно развития отрасли, как части реального сектора экономики Республики Казахстан.

В завершение хочется привести известный пример азиатского экономического чуда Японии. Людям старшего поколения хорошо известно, как в 60-х годах прошлого столетия Япония боролась за создание собственного автопрома. Покупались лучшие марки американских автомобилей, которые разбирались до мельчайших деталей, затем изготовление их копий заказывалось на отечественных заводах — собирались отечественные копии американских автомобилей. Японцы стремились научиться делать как американцы, а потом и лучше американцев. Прошло двадцать лет и в 80-х годах японский автопром начал покорять весь мир! Сейчас, когда в автомобилестроении властвуют японские автомобильные гиганты, это воспринимается как естественное положение вещей и редко кто вспоминает, какой ценой был достигнут этот триумф.

И чего японцам не ездилось на американских автомобилях?

Подписывайтесь на каналы Profit.kz в Facebook и Telegram.

Комментарии