Следите за новостями

Цифра дня

99% - интернет-проникновение в Астане

IT-рынок Казахстана в условиях кризиса

Как глобальные мировые проблемы отразились на IT-рынке Казахстана.

26 декабря 2008 12:55, Валентина Фомичева, Digital Kazakhstan
Рубрики: Бизнес, Рынок

Вот уже на протяжении полутора лет в мире обсуждаются последствия естественного отбора в экономике — кризиса. Многие с ужасом наблюдают падение котировок акций на биржах, разорение различных банковских институтов. Однако становится интересно, как глобальные мировые проблемы отразились на рынке конкретно взятого IT-сегмента отечественной экономики? Если посмотреть взглядом обывателя, не вдаваясь в детали, то на улицах также размещены рекламные билборды IT-продукции. Крупные магазины по-прежнему продают компьютеры, принтеры, серверные решения, сотовые телефоны как будто мировые проблемы обошли стороной нашу республику. Нет информации, что кто-то разорился на рынке IT, хотя, быть может, жизнь многих стала сложнее. Чтобы напрасно не гадать, давайте для начала посмотрим, как выглядит наш рынок высоких технологий на фоне других стран СНГ.

По данным ежегодного отчета IDC Commonwealth of Independent States Personal Computing 2008–2012 Forecast and 2007 Vendor Shares, объемы рынков персональных компьютеров (ПК) стран СНГ в сумме составляют более 1,1 млн. устройств, или $954,6 млн. Среднегодовой темп роста рынков в этих странах в 2007 г. составил 27,5%. Это выше, чем в странах Центральной и Восточной Европы. Рынки ПК во всех странах СНГ развивались очень быстро. Крупнейший рынок ПК — казахстанский (более 473 тыс. шт.), следующий по размеру — белорусский (232 тыс. шт.). Однако темпы роста рынков в этих странах не так высоки, как могли бы быть — первая значительно пострадала от мирового кризиса ликвидности, а вторая от повышения Россией цен на энергоносители. Кроме того, перспективы для поставщиков ПК в Грузии и Армении в результате нестабильной политической обстановки ниже средних по странам СНГ.

Что касается непосредственно ситуации IT-рынка Казахстана, то по данным Kazakhstan Quarterly PC Tracker, в I квартале 2008 г. объем рынка персональных компьютеров в Казахстане сократился на 0,4%. Структура казахстанского рынка ПК по сегментам выглядела так: настольные ПК составляли 76%, ноутбуки 23%, а серверы архитектуры х86 — 1% от общего объема рынка.

Относительно прогнозов на весь этот год. Исследователи считают, что мнения игроков о перспективах рынка сейчас гораздо менее оптимистичны, чем три месяца назад и хотя ситуация меняется, IDC предполагает, что основные экономические факторы, негативно влияющие на рынки IT в Казахстане, сохранятся до конца 2008 г. Соответственно стоит ожидать, что отрицательная тенденция на рынке ПК останется до конца года.

Несмотря на довольно печальные прогнозы, будет весьма интересен опыт отдельных крупных игроков IT-сегмента республики. Так по данным пресс-службы компании «Логиком», в Казахстане устойчивость местного рынка гарантирована присутствием крупных игроков. И даже если негативные явления, вызванные паникой на мировой фондовой бирже, застали врасплох строительный и финансовый секторы Казахстана, люди не перестали покупать компьютерную технику, поскольку сегодня потребитель зависим, в хорошем смысле слова, от новых технологий. Для компании «Логиком» кризисные явления не стали неожиданностью. Влияние кризиса на объемы продаж было учтено еще при разработке бизнес-плана на 2008 г.

Одним из показателей восприимчивости фигурантов рынка к кризису является их кадровая политика. Одно из самых очевидных последствий влияния кризиса на рынок — массовые сокращения. Компания «Логиком» напротив продолжает привлекать новые перспективные кадры, понимая важность такой политики в условиях острого кадрового голода в IT-сфере Казахстана.

В то же время не стоит забывать, что рынок высоких технологий не заканчивается на покупке/продаже персональных компьютеров и серверных решениях. К примеру, по мнению отдельных представителей рынка услуг сотовой связи, практически нет проблем с ощущением последствий ослабевания всемирной экономики. По словам Павла Родина, руководителя Службы по связям с общественностью, ТОО «КаР-Тел» с торговой маркой Beeline в третьем квартале 2008 года показал значительный прирост активной абонентской базы. По данным аналитического агентства ikS-consulting, реальное проникновение сотовой связи в РК к началу 4 квартала составило практически 76%, а номинальное — более 94%. Это значит, что рынок уже вплотную подошел к этапу насыщения. Как показывает динамика трех первых кварталов, кризисные явления не оказали влияния на реальное проникновение, оно стабильно растет на 4–5% в квартал. Но темп роста номинального проникновения существенно затормозился в третьем квартале, что объясняется наступающим насыщением рынка. Определенную стабильность также испытывают и участники рынка интернет-коммерции. Так Михаил Лавренов, исполнительный директор интернет-магазина www.hit.kz, считает: «Объемы продаж в интернет-магазинах Казахстана гораздо меньше, чем в обычных розничных сетях. Но есть стабильный рост популярности к on-line-торговле в связи с распространением интернета у нас в республике. В общем, тут есть куда расти, поэтому сложно сказать какой бы у нас был рост не будь кризиса. На мой взгляд, в тяжелую ситуацию попадут компании, которые пользуются заемными средствами. Им необходимо завозить товар, содержать склад, развивающиеся компании, девелопментские компании и компании, связанные с фондовыми рынками.

Однако несмотря на то, что многие не испытывают серьезных проблем с продажами и по большому счету не испытывают на себе критического влияния мировой ситуации, становится интересно, каковы прогнозы на следующий финансовый год. К сожалению, какого-либо точного ответа не удалось найти, многие компании ссылались на сложность в оценке, ведь во многом влияет и отечественная экономика, многие просто оставляли за собой право не отвечать на данный вопрос. Тем не менее, удалось найти человека, который без доли сомнения озвучил свою точку зрения. Автор данного мнения пожелал не называть своего имени, единственное могу сказать, что это владелец крупной сети магазинов по продаже аудио и видео аппаратуры в Алматы, который работает на отечественном рынке более 10 лет. Итак, по нашим расчетам незначительное улучшение ситуации ожидается в середине декабря и продлится до середины января. Это связано с грядущими праздниками, в период которых покупательская активность возрастает. Далее ситуация пойдет на спад до лета, когда и наступит пик покупательской неспособности.

В заключение хочется сделать вывод, что в условиях мировой ситуации Казахстан не выглядит столь ужасно, как некоторые страны, однако как каждый участник IT-сегмента сможет пережить последствия мировых финансовых изменений, зависит от опыта ведения бизнеса и удачи».

Комментарии