Следите за новостями

Цифра дня

17,8% казахстанцев совершали покупки в интернете

Ваша карта бита

Интервью с председателем Комитета дорожной полиции Министерства внутренних дел Омурзаком Тусумовым о внедрении талонов к водительским удостоверениям.

1 декабря 2008 09:55, Жанар Берлик Кызы, Мегаполис
Рубрики: Общество

Внедрив талоны к водительским удостоверениям для мгновенной оплаты штрафов за нарушение правил дорожного движения, МВД само проштрафилось. Ровно через месяц в Казахстане должна стартовать талонная система, но большинство автовладельцев и в глаза не видели карточек. Кто виноват в талонном хаосе и что делать водителям, — рассказал председатель Комитета дорожной полиции Министерства внутренних дел Омурзак Тусумов.

— Омурзак Толеуович, вы уже получили свой талон?

— Нет.

— Что так?

— Я получу 30 или 31 декабря. Пусть народ сначала получит.

— В своем февральском интервью вы сообщили, что талоны получили 42000 водителей. Какова картина сейчас?

— По последним сведениям, сегодня на руки выдано порядка 600000 талонов.

— Сколько их будет выдано до 1 января 2009 года, как крайнего срока, установленного дорожной полицией?

— Как сообщили в компании «Казахстанский процессинговый центр» (КПЦ) (фирма-изготовитель талонов), она завезла в страну 1,5 миллиона талонов. Они уже активированы и выдаются водителям. Думаем, до 1 января 2009 года талоны получат два миллиона водителей. В Казахстане за последние 10 лет водительские удостоверения получили три миллиона 35 тысяч человек. Часть из них выехала на ПМЖ в другие страны, кто-то не водит транспорт по состоянию здоровья или другим причинам. Кроме того, 100 000 водителей лишены права управлять транспортным средством на срок год и более. С этим учетом, думаю, до конца января-февраля 2009 года все водители получат талоны.

Да, вначале КПЦ поставлял талоны бесперебойно, потом у компании возникли проблемы из-за отсутствия в наличии готовых талонов, изготавливавшихся за рубежом. По информации компании, на сроках поставок талонов сказались и проблемы с растаможиванием продукции. Сейчас дорожная полиция получила 280000 заявлений на предоставление талонов. Эти заявители получат их в первую очередь. Еще мы поставили условие: обеспечить параллельно талонами и тех, кто впервые получает водительское удостоверение.

— За деньги или бесплатно?

— Дорожная полиция выдает талоны только бесплатно.

— А как вы объясните, что бесплатными талонами сегодня торгуют на каждом углу?

— Мы пресекали и пресекаем это и всем говорим: не покупайте талоны, получайте их бесплатно. Но сейчас и страховые компании в этот бизнес включились, и Союз водителей транспортных средств Казахстана, и «Евросеть», и «Казпочта». И все хотят на этом навариться!

— А это законно?

— Мы обращались в соответствующие органы по выявленным фактам. Они говорят: законы на стороне КПЦ, это их собственность, и они вправе их реализовывать через посредников.

— На автофорумах утверждают, будто дорожная полиция и лично вы в доле с теми, кто сейчас, как вы говорите, наваривается на талонах.

— Меня лично проверяли, причастен ли я к этому, причастны ли другие…

— Кто вас проверял?

— И в Комитете национальной безопасности, и в финансовой полиции, и в Генеральной прокуратуре. Если бы у меня что-то было, наверное, я бы давно уже не работал! Идея с талонами была хорошая, такова она и сейчас. Считаю, что этот проект надо реализовать, время пройдет, и все поймут, что это здорово. Для нас главное — снизить аварийность, чтобы меньше гибло людей на дорогах, меньше калечилось в авариях.

Для чего нужен талон? Он обеспечит принцип неотвратимости наказания. К сожалению, сегодня ничто не мешает злостному неплательщику штрафов, например, из Караганды приехать в Астану, снова нарушить ПДД, отделаться малым наказанием. И в Караганде не будут знать, что этот водитель в Астане снова нарушил правила. А талоны обеспечат контроль по всей стране. Когда водитель будет знать, что ему не отвертеться, что с него взыщут штраф или применят санкции в любом городе страны, и что тогда он будет ходить пешком и без прав, он станет гораздо дисциплинированней. И тогда водитель задумается: а стоит ли нарушать ПДД? Сейчас даже водителей автомобилей с серией KZ в ведомственных автохозяйствах не выпускают на линию, пока они не уплатят штрафы.

— А какие именно нарушения на совести министерских водителей?

— В Астане — это превышение скорости.

— Водители чьих министров самые недисциплинированные?

— Конкретно по министерствам мы статистику не делаем, Процессинговый центр дорожной полиции работает с автохозяйствами напрямую.

— Вернемся к талонам. За водителем, получившим его, сохраняется законное право оспорить решение инспектора?

— Это право было и остается. В законе так и говорится: если водитель не согласен с правонарушением и оспаривает его или не уплатил штраф на месте, инспектор составляет протокол без принятия каких-либо мер. Водителю дается до 10 суток, чтобы доказать свою правоту.

— А разрешает ли закон владельцам талонов не закачивать туда ни тиына без опасения репрессий за нулевые балансы?

— Все это домыслы! Талон может быть пустым, тем более, если водитель ездит, не нарушая ПДД. А таких у нас 75–80%. При желании водитель вправе активировать свой талон как платежную карточку, заключив соответствующий договор с банком. Насильно принуждать к этому водителей никто не будет!

— Вы согласны, что талон дублирует водительские удостоверения с чипом?

— Не дублирует! Талон дублирует информацию о нарушениях, совершенных водителем. Повторюсь: базовая функция талона — мониторинг правонарушений.

— Какая же тогда информация будет закачиваться в чипы на удостоверениях? Сведения о нарушениях, допущенных водителем?

— Этого не будет, хотя раньше планировалось. Но в связи с внедрением талонов эта функция переносится на талоны. В чипах на водительских удостоверениях будет такая информация: ФИО водителя, настоящая его фотография, потому что бывает, что водители подделывают свои изображения. Еще в чипе будет указан точный адрес водителя, количество транспортных средств, которыми он владеет. И все! К слову, мы спрашивали у специалистов Национального банка Казахстана и Народного банка Казахстана, можно ли, чтобы удостоверения с чипом одновременно работали и как платежные документы? Нам ответили «нет», мотивировав тем, что для этого на удостоверения нужно разместить дополнительный штрих-код. А во-вторых, Казахстану пришлось бы выйти из состава участников Венского договора о международном движении и знаках сигнала. В этом случае наших водителей с действующими в Казахстане водительскими удостоверениями перестали бы пускать в 181 страну, поддержавшую Венский договор.

— Почему?

— Потому что по Венской конвенции срок действия водительских удостоверений должен составлять 10 лет. Ни больше ни меньше! С размещением на них минимальной информации, также оговоренной в Венской конвенции. А если удостоверения с чипом стали бы еще и платежными карточками, то они действовали бы всего три года.

— Кстати, о сроках. Штрафные талоны выданы сроком на три года. Где гарантии, что при его замене снова не будет проблем?

— Cрок действия талона будет зависеть не столько от срока его использования, сколько от степени его изношенности что ли. Так что не обращайте внимания на срок годности. Кто будет часто нарушать ПДД, тому новый талон может потребоваться гораздо раньше. А дисциплинированным водителям талон может и все 10 лет прослужить.

— Что делать водителям, не по своей вине не успевающим получить карточки до 1 января 2009 года? Ведь с нового года за отсутствие талона штраф составляет 5 МРП!

— Оговоренные сроки переноситься не будут. Мы уже обсудили этот вопрос на всех уровнях. Думаю, первый месяц, может, два, мы будем проводить предупредительную работу среди водителей. И штрафовать никого не будем. Меня часто спрашивают: нельзя ли совсем отказаться от талонов? Нет, нельзя. Это ноу-хау, мы идем впереди планеты. Также нужно помнить о тех 600000 водителях, которые бесплатно или за деньги, но уже получили талоны.

— Кстати, в своем интервью вы говорили, что заплатившим за карточку вернут деньги? Вернули?

— В КПЦ говорят: пожалуйста, пусть обращаются. Но, по моим данным, никто из водителей не пошел получать эти деньги. По крайней мере мне так доложили. Хотя мои подчиненные знают людей, которым деньги возвратили после предъявления чеков. Люди мне звонят, обращаются с коллективными заявками: мол, разрешите, мы купим талоны. Я отвечаю: это ваше право — покупать или нет. Но зачем это делать, когда есть бесплатный вариант? Водитель должен получить талон спустя 30 суток после подачи заявления. Конечно, в КПЦ по многим заявлениям сроки нарушили. Напомню: сейчас в дорожной полиции лежит 280000 заявлений, по которым уже начали выдавать талоны. Бесплатно, в управлениях дорожной полиции.

— Почему МВД не призовет к ответу компанию-изготовителя талонов, не потребует неустойки? За срыв проекта, за то, что она подставила и опозорила дорожную полицию?

— Почему компания должна нам платить? Мы никаких договорных отношений не оформляли и не имеем права делать это. Если бы выделялись бюджетные деньги, мы провели бы тендеры и так далее.

— А как же тогда компанию допустили к талонизации?

— Компания получила право, потому что никого больше не было. Компания вложила свои деньги в реализацию проекта.

— А чье это было решение допустить именно КПЦ?

— МВД дало свое согласие, а правительство разрешило своим постановлением за №6 или №9 от 2007 года.

Из-за непродуманных решений наша дорожная полиция и МВД из года в год скандалят с водителями. Ваши комментарии?

— Сколько интересуюсь — сейчас в России хотят такой же проект реализовать, в Киргизии уже начали. Везде нормально делают. У нас в Казахстане что-нибудь новое — шумим, кричим. Помните, как все возмущались, когда принимали новые Правила дорожного движения? Сейчас все говорят спасибо, смертность на дорогах пошла на убыль, не говоря уже о травмированных. То же самое было, когда мы увеличивали сроки обучения в автошколах, закрывали учебные организации, не соответствовавшие стандартам. Те, кто потерял тогда работу, писали, что мы обижаем малый и средний бизнес.

То же самое было и по праворульным автомобилям. Не все население было недовольно предложенным запретом на такие авто. В первую очередь возмущались те, кто зарабатывает деньги на поставках праворулек. Шум был, когда мы отменили обязательное диагностирование транспортных средств перед техосмотром. Почти 300 организаций, заработавшие на этом, подняли шум, заказывали газетные статьи с критикой. Потому что делали деньги на ровном месте! Народ-то нас понял, он говорит спасибо за то, что сейчас стало безопасней ездить. Сейчас уже водитель не выедет на встречную полосу, не подрежет, более-менее стали ездить водители.

Не всем понравилось наше требование, чтобы водитель ездил с пристегнутым ремнем безопасности. Хотя, по данным Всемирной организации здравоохранения, у водителя с пристегнутым ремнем в 2,2 раза больше шансов выжить при ДТП, чем у непристегнутого водителя.

Сейчас нас критикуют за то, что мы где попало понаставили средства фотофиксации нарушений ПДД, дескать, они нервируют водителей. Скоростемеры не нравятся тем, кто привык нарушать правила и кто привык к безнаказанности. Это обеспеченные люди, высокопоставленные лица. Сейчас всем приходится отвечать за свои подвиги. Поэтому им не нравятся наши действия.

Процессинг пошел?

Биография владельца АО «Казахстанский процессинговый центр» Павла Устюгова весьма любопытна. В частности, ему приписывается, что несколько лет назад возглавляемое им ТОО «Рубеж» якобы фигурировало в скандале, связанном с захватом предприятия, принадлежавшего гражданам Польши.

По некоторым данным, еще одна компания под руководством Устюгова — ТОО «Выбор» будто бы сначала приобрела задаром 14 железнодорожных больниц, возвращенных затем в госсобственность.

С ТОО «Выбор» связывается и попытка внедрения в Казахстане платных электронных медицинских карт. Однако система так и не заработала.

P.S.  При подготовке этого материала была использована информация, опубликованная в газете «Время».

Комментарии