Следите за новостями

Цифра дня

48 комплексов Starlink направило МЦРИАП в регионы ЧС

Шаг к профессиональному государству

Интервью с заместителем председателя Агентства Республики Казахстан по информатизации и связи Ерланом Дурмагамбетовым о работе е-правительства.

29 ноября 2008 11:32, Алексей Иконников, Континент
Рубрики: Общество

На вопросы «КонтиненТа» отвечает заместитель председателя Агентства Республики Казахстан по информатизации и связи Ерлан Дурмагамбетов.

— Реализация программы развития «электронного правительства» на 2008–2010 годы должна будет, по замыслу, обеспечить готовность государства и общества к масштабному применению информационных технологий. Какие проекты, заложенные в рамках данной программы, сейчас уже запускаются?

— Наше агентство активно работает в соответствии с программой развития «электронного правительства» Республики Казахстан на 2008–2010 годы, утвержденной постановлением правительства от 30 ноября прошлого года. Ее цели — повышение качества и эффективности государственного управления, предоставление социально значимых государственных услуг. В течение прошедшего года продолжилась работа по нескольким проектам. Расскажу о них подробнее.

Для упрощения процедуры получения разрешительных документов и лицензий создана информационная система АИС РК в сфере учета разрешительных документов (ИС АИС СУРД). В рамках проекта сейчас идут работы по ее запуску в постоянную эксплуатацию и по тиражированию системы по всей территории Республики Казахстан. Это будет сделано через региональные управления по информатизации и связи.

Основной целью нашего проекта «Е-лицензирование» стало создание единой точки доступа для получения предпринимателями лицензий по любым видам деятельности. При этом создается прозрачный механизм информационного взаимодействия госорганов с теми, кто к ним обращается, — гражданами и организациями. Уже в текущем году мы планируем сдать систему в опытную эксплуатацию.

Серьезный интерес у казахстанцев вызывает веб-портал «электронного правительства». В текущем году на нем прошло восемь интернет-конференций. Только за последний месяц прошли три из них: с Министерством энергетики и минеральных ресурсов (с 22 по 30 октября), с Министерством экономики и бюджетного планирования (с 13 по 23 октября) и с Министерством юстиции (с 30 октября по 7 ноября).

Очень важно, что на электронную систему обмена информацией в первую очередь переходят государственные структуры. В рамках проекта «Создание комплексной системы предоставления услуг Government to Government и Government to Consumer» в этом году были автоматизированы текущие процессы информационного взаимодействия государственных органов и служащих шести ведомств. Это Администрация президента РК, Канцелярия премьер-министра РК, Министерство юстиции РК, Министерство экономики и бюджетного планирования РК, Агентство РК по делам государственных служащих и Агентство РК по информатизации и связи. Проект пока является пилотным, в скором будущем он объединит другие органы госуправления не только в столице, но и в регионах. Преимущества такой системы заключаются не только в том, что возрастает эффективность управления за счет оперативного движения информации. Электронная система обмена информацией, к которой подключаются госструктуры, по замыслу должна быть внешне открытой. Граждане, предприятия, бизнесмены будут непосредственно в режиме онлайн обращаться к высшему руководству страны, правительству, главам министерств со своими актуальными вопросами и пожеланиями. Все они будут услышаны. Таким образом, высшее руководство получает широкий доступ ко всей информации, которая ранее могла до него не доходить. Никакие заинтересованные лица на местах теперь не смогут скрыть от руководства сведения, например, о результатах какого-либо тендера, о чьих-то злоупотреблениях и т. д. Благодаря этому государство получает широкие возможности для эффективного управления, борьбы с коррупцией, решения наболевших вопросов на местах.

Есть результаты и по проекту «Создание инфраструктуры «открытых ключей» национальной идентификационной системы Республики Казахстан». Еще в 2007 году Национальный удостоверяющий центр был запущен в опытную эксплуатацию. За прошедший год открыто 28 центров регистрации в регионах.

В рамках проекта «Платежный шлюз электронного правительства» в декабре прошлого года состоялась его демонстрация с механизмом оплаты транспортного налога и выдачей информационных справок. 8 января этого года комиссия по приемке платежного шлюза провела приемочные испытания системы. Было решено принять шлюз пока в опытную эксплуатацию.

— Инфраструктура «открытых ключей» создана для предоставления средств аутентификации и электронной цифровой подписи всем желающим — физическим и юридическим лицам Республики Казахстан. Какие преимущества это дает?

— Сфер ее использования много. В частности, идентификационная система необходима для электронной цифровой подписи в официальном взаимодействии, таком как «государственный орган РК — гражданин РК», «государственный орган РК — хозяйствующий субъект» и т. п. Ее активное применение предполагает переписку госструктур с населением, электронный банкинг, взаимодействие информационных систем государственных органов, электронную торговлю, электронные государственные закупки, защищенную электронную почту.

Инфраструктура «открытых ключей» в официальной переписке позволяет экономить массу времени. Ее главные преимущества для юридических и физических лиц — это снижение финансовых затрат на обмен информацией, защита информации путем применения средств аутентификации, шифрования и электронной цифровой подписи. В результате мы добьемся упрощения процедур предоставления услуг государственных органов и учреждений благодаря отказу от личной явки гражданина или представителя организации в госорган.

— Главной целью веб-портала и шлюза «электронного правительства» стал доступ широких масс населения к электронным услугам государственных органов, так, как это сделано в развитых государствах Европы. Среди важных показателей уровня готовности государства к переходу на «электронное правительство» — работа веб-сайтов госструктур. Насколько продвинулось развитие электронных порталов госорганов в центре и регионах по сравнению с началом года?

— АИС РК ежемесячно проводит мониторинг деятельности веб-сайтов центральных госструктур. По состоянию на 1 ноября на 28 из 38 сайтов государственных органов, а также на 12 из 16 сайтов акиматов активно действовали разделы «Вопрос — ответ» и «Обратная связь», где пользователи могут задавать интересующие их вопросы. Если на сайте есть такой раздел, но там не опубликован ни один вопрос, то можно предположить, что или письма не доходят, или в этом государственном органе не назначено лицо, ответственное за ведение такого раздела.

На основании ежемесячного мониторинга мы можем сказать, что активность деятельности сайтов государственных органов по сравнению с началом года заметно снизилась. Хотя вместе с тем там добавились новые сервисы, расширились возможности обратной связи.

В рамках программы по снижению информационного неравенства разработано восемь порталов, целью которых стало обучение и обеспечение важной информацией широких масс пользователей. Это информационно-познавательный веб-портал в сфере образования, портал Центра дистанционного обучения, информационно-познавательный веб-портал по ИТ, электронный государственный библиотечный фонд «Библиотека Казахстана», веб-портал «Национальное наследие», информационно-познавательный веб-портал по здравоохранению, информационный сайт по сфере индустрии и торговли и информационный ресурс — база данных для юридических лиц. Все эти сервисы содержат актуальные сведения и пользуются огромным интересом.

— Существует мнение, что эффективной работе уже созданных структур «электронного правительства» и обратной связи с гражданами во многом мешает недостаточный уровень компьютерной грамотности широких масс населения. Несколько лет назад была запущена программа снижения информационного неравенства на 2007– 2009 годы, о которой вы упомянули. Как идет реализация этой программы?

— Реализация идет строго по плану мероприятий: с каждым государственным органом утверждается детальный план-график по этой программе на следующий год. Со 2 июля 2007 года в рамках программы начались занятия в 2512 компьютерных классах, организованных АИС РК во всех регионах страны. Слушатели курсов обеспечиваются бесплатными учебными пособиями и электронными учебниками. По окончании курса им выдается сертификат государственного образца. За прошлый год прошли обучение и тестирование 780295 граждан Казахстана, что превысило первоначальный план. Сейчас проект продолжается, компьютерные классы работают. Более того, интерес к нему такой, что мы рассматриваем возможность разработки дополнительной программы по снижению информационного неравенства на 2010–2012 годы.

Интерес к курсам со стороны населения растет. Уже в первые месяцы реализации программы поступало множество откликов от преподавателей, координаторов и слушателей из различных регионов. Акиматы в течение уже долгого времени оповещают население, в результате растет число желающих пройти курс обучения. Этим объясняется создание в регионах дополнительных компьютерных классов. Судя по полученным нами откликам, проект по снижению информационного неравенства (СИН) чрезвычайно важен. Людей радует то, что он доступен и обращен к широким слоям населения. Безусловно, у больших масс населения есть проблемы с пользовательской культурой. Но для того чтобы ее сформировать, нужно широко популяризовать интернет-навыки «снизу». Мы исходим из этого и потому не делаем каких-либо различий, не устанавливаем приоритетных условий для желающих: программой охвачены все слои жителей, независимо от их социального статуса. Особое внимание уделяется социально незащищенным категориям граждан — малоимущим, сиротам, безработным. Любой гражданин Казахстана должен знать, что имеет право на бесплатное обучение в рамках программы СИН, для этого достаточно обратиться к координатору одного из обучающих классов в своем районе. Каждому слушателю курсов бесплатно выдадут учебное пособие и компакт-диск с обучающей программой.

— Эффективное «электронное правительство» предполагает, прежде всего, соответствие самой системы государственного управления определенному уровню требований к движению информации.

— Безусловно. Работы здесь идут в пяти направлениях. Это формирование нормативно-правовой базы, разработка программного обеспечения единой системы электронного документооборота (ЕСЭДО), обеспечение технических условий для ее внедрения, само внедрение и администрирование системы в государственных органах, а также обучение пользователей. Существуют данные роста, которые достаточно наглядно отражают динамику: объем электронного документооборота за 10 месяцев 2008 года составил 106343 документа, подписанных электронно-цифровой подписью, тогда как за аналогичный период 2007 года этот показатель равнялся 26323 документам. По объему электронный документооборот в 2008 году составляет в среднем 83,55 процента корреспонденции от общего числа документов, подлежащих направлению госорганам — участникам ЕСЭДО.

В рамках сопровождения проекта в этом году проводятся работы по доработке ЕСЭДО согласно изменениям в нормативно-правовой базе делопроизводства госорганов, а также исходя из технических требований — оптимизации программного обеспечения, усовершенствования его интерфейсной и функциональной части. Для удобства использования ЕСЭДО разработано автоматизированное рабочее место руководителя. Для улучшения оперативности и повышения качества услуг сопровождения системы мы внедрили службу технической поддержки Service Desk для единой системы электронного документооборота госорганов. Сейчас ведутся работы по внедрению ЕСЭДО в государственных учреждениях областного уровня.

— Казахстан сегодня развивает «электронное правительство» с учетом общемировых тенденций. Прозрачность в деятельности государства — это один из важных факторов развития гражданского общества. Скажите, какие наиболее успешные мировые аналоги «электронного правительства» были взяты за основу вашей командой при разработке концепции данной программы в Казахстане? Существуют ли у нас поправки, обусловленные местной спецификой — в частности, большими расстояниями, уровнем развития ИТ, ментальностью общества или другими факторами?

— При разработке концепции «электронного правительства» и программы развития «электронного правительства» был детально изучен опыт передовых стран, внедривших такую систему взаимодействия и обратной связи. Среди них Малайзия, Корея, Сингапур, Италия, Германия, Эстония. Несмотря на то, что у нас есть ряд нетипичных для этих стран условий, например большие расстояния, «электронное правительство» у нас будет реализовано в три этапа. Первый этап информационный — это публикация и распространение информации. Второй этап интерактивный — то есть предоставление интерактивных услуг путем прямого и обратного взаимодействия между госорганом и гражданином. Наконец, третий этап транзакционный — то есть полное транзакционное взаимодействие между участниками системы путем осуществления через правительственный портал финансовых операций.

Информационный этап формирования «электронного правительства» завершен в 2006 году запуском веб-порталов и размещением информационных услуг всех госорганов. АИС осуществляет ежемесячный мониторинг веб-сайтов государственных органов Республики Казахстан и акиматов областей и городов Астана и Алматы Республики Казахстан: мы оцениваем актуальность, частоту обновления и другие параметры, являющиеся критерием качества. Сейчас мы находимся на стадии внедрения второго и третьего этапов: ведутся работы по развитию шлюза и портала «электронного правительства», платежного шлюза «электронного правительства», интранет-портала.

В Казахстане действительно приходится делать поправки в проектах развития «электронного правительства» Республики Казахстан по сравнению с зарубежными, исходя из нашей специфики. На огромной территории сложнее реализовывать крупномасштабные информационные проекты, чем в компактных государствах Европы. Но технологически решение этой проблемы найдено. Агентством создана Единая транспортная среда государственных органов (ЕТС ГО), к которой пока подключены все государственные органы в Астане. На следующих этапах пройдет расширение ЕТС ГО до областных и районных центров республики. Технических преград для этого нет, но в регионах существует дефицит ИТ-специалистов. Впрочем, эта проблема решаема. Уже сейчас посредством ЕТС ГО осуществляется единый электронный документооборот государственных структур, организуются видео- и аудиоконференции для правительства и госорганов.

Кстати, думаю, что именно ментальность общества Казахстана и наличие эффективной законодательной базы позволяют нам эффективно и быстро внедрять единую систему электронного документооборота государственных органов. Люди у нас исполнительны, они очень серьезно относятся к сложным проектам. Уже на пилотной стадии система позволила сократить объемы бумажного документооборота, а главное — повысить эффективность и прозрачность работы государственных органов.

— В заключение несколько слов о вашем видении будущего места государственного сектора в информационном пространстве нового Казахстана, о влиянии прямого контакта с населением через электронные каналы на эффективность государственного управления.

— В настоящее время у нас существует ряд проблем, таких как низкая степень прозрачности в деятельности государственных органов и отсутствие единого механизма, позволяющего гражданам получать полную информацию о деятельности государственного органа, затрагивающей его права и интересы. Никого не устраивает длительность процедур, долгое отстаивание в очереди при оформлении и получении документов. Внедрение «электронного правительства» в основе решает данные вопросы, поскольку населению не придется ждать месяцами аудиенции с министром или с акимом. Казахстанцы бесплатно и не теряя времени смогут задать им любой вопрос посредством пунктов общественного доступа. Они уже сейчас установлены по всей республике. Желающие могут также задать все интересующие их вопросы в рамках интернет-конференций, которые проходят на портале «электронного правительства». Также в скором времени можно будет получить любую услугу того или иного государственного органа (регистрацию, оформление лицензии, удостоверения и т. п.) через портал «электронного правительства» с применением электронной цифровой подписи. Будет существенно расширен перечень электронных услуг, предоставляемых центрами обслуживания населения.

Конечным результатом нашей программы должна стать полная автоматизация административных регламентов в государственных органах, качественное предоставление ими услуг населению и организациям. Исключив прямой личный контакт между должностным лицом и гражданином, мы радикально уменьшим возможности для коррупции. По крайней мере, роль «человеческого фактора» в решении официальных вопросов будет сведена к минимуму. Наконец, успешное развитие «электронного правительства» и широкое использование информационно-коммуникационных технологий населением в повседневной жизни позволит нам сформировать информационное общество и повысить рейтинг Казахстана среди конкурентоспособных стран мира. Это будет важным шагом к построению профессионального государства, так как мы реально приблизим систему государственного менеджмента к европейскому и мировому уровню.

— Спасибо за беседу.

Подписывайтесь на каналы Profit.kz в Facebook и Telegram.

Комментарии