Следите за новостями

Цифра дня

48 комплексов Starlink направило МЦРИАП в регионы ЧС
  • Доходность
    17,2%за 2023 год
  • Стоимость чистых активов
    29,5млрд тенге
  • Доходность
    14,12%с начала управления
  • Доходность
    17,2%за 2023 год
  • Стоимость чистых активов
    29,5млрд тенге
  • Доходность
    14,12%с начала управления

Электронное правительство. Куда приводят мечты

О причинах невостребованности услуг электронного правительства в Казахстане.

12 августа 2008 10:00, Александр Васильев, Kazakhstan
Рубрики: Общество

Программа «электронного правительства», как и все новые и масштабные инициативы, сегодня вызывает в нашей стране большие дебаты. Примечательно, что выступающих против осуществления этого проекта не так уж много, а споры в основном ведутся вокруг самих способов его реализации. Особенно неоднозначно выглядят промежуточные результаты программы на фоне успешно развивающегося сектора частных электронных услуг.

Напомним, что формирование и развитие «электронного правительства» в Казахстане проводится в четыре этапа: это публикация и распространение информации; предоставление интерактивных услуг путем прямого и обратного взаимодействия между госорганом и гражданином; транзакционное взаимодействие путем осуществления через правительственный портал финансовых и юридических операций; формирование информационного общества. В настоящий момент идет реализация третьего этапа. Также необходимо отметить, что важной составляющей проекта является Программа снижения информационного неравенства, призванная повысить уровень компьютерной грамотности среди населения с тем, чтобы оно могло пользоваться услугами электронного правительства.

Итак, проект «электронного правительства» стартовал в 2005 году. Что мы имеем к середине 2008? В конце августа Центр социально-политических исследований представил результаты проведенного им Социологического замера развития электронного правительства. Главный вывод исследования — низкий уровень востребованности предоставляемой информации и сервисов с одной стороны и низкий уровень готовности госорганов к предоставлению услуг в электронном виде — с другой; а также неактуальность и невостребованность стационарных информационных систем справочного характера.

Почему же предоставляемая информация остается невостребованной? Прежде всего потому, что она не позволяет решить конкретные задачи, не дает ответы на конкретные вопросы населения. Выход на сайт электронного правительства должен заменить походы по различным инстанциям для сбора справок и т.п.  Пока этого не происходит. Это как при составлении анкеты — мало придумать вопросы, надо самому попробовать ее заполнить: сразу выявляются спорные моменты, абсурдность некоторых формулировок и т.п.  До тех пор, пока не возникнет потребности в решении конкретной задачи, поверхностно оценить что-то очень тяжело. То же с сайтами «электронного правительства» и госорганов — да, на первый взгляд в них много разделов, вроде бы представлена разносторонняя информация, все красиво, но когда дело доходит до решения конкретных задач, выясняется, что нужной информации либо нет, либо приходится попотеть, чтобы ее найти.

Простой пример. Каждый автолюбитель знает, как ведут себя многие сотрудники дорожной полиции: чувствуют себя маленькими королями, перед которыми ты — бесправное существо. После очередного такого «общения» автор решил навести справки как о своих правах, так и о правах и обязанностях сотрудников полиции. На сайте Комитета дорожной полиции РК удалось найти кое-какую информацию, но она оказалась далеко не полной.

С этим соглашается Михаил Тюнин, директор Фонда «Информационная Инициатива»: «Информация, размещаемая на сайтах государственных органов, не соответствует потребностям населения. И проблема даже не в том, что чиновники не хотят предоставлять информацию. Они не знают объемы и качество того, что можно размещать на сайте. То, какая информация является открытой для общества, какой объем подлежит обязательному размещению на сайтах, нигде не указано».

27 ноября 2007 года в ходе заседания правительства Казахстана одобрена программа развития «электронного правительства» на 2008–2010 годы. Как отметил председатель Агентства РК по информатизации и связи Куанышбек Есекеев, в рамках программы будет расширена инфраструктура «электронного правительства», охватывающая все областные центры и крупные города: четыре областных центра и Алматы — в 2008 году, семь областных центров — в 2009 году, три областных центра — в 2010 году. В 2008 году будет также введен в промышленную эксплуатацию платежный шлюз «электронного правительства».

На реализацию программы в 2008–2010 годах из республиканского бюджета выделено порядка 16,5 млрд. тенге.

Учиться, учиться и учится!

Другая причина невостребованности услуг «электронного правительства» — в крайне низкой информированности людей об этих возможностях. Отчасти эту задачу призвана решить Программа снижения информационного неравенства, но она сама, к сожалению, имеет те же проблемы — о ней мало кто знает.

Хотя если судить по официальным данным, Программа вполне успешна: количество вовлеченных в обучение компьютерной грамотности в рамках Программы СИН в 2007 году составляло 780295 человек. По состоянию на 1 августа 2008 года в 2512 компьютерных классах обучено, протестировано и сертифицировано 265032 человека. Всего в 2008 году запланировано обучить компьютерной грамотности 854410 человек (5,7%  населения страны).

Компьютерные классы, работающие в период летних школьных каникул, организованы на базе средних учебных заведений. Наибольшее количество «летних» классов было открыто в этом году в Южно-Казахстанской области (в 395 классах обучено, протестировано и сертифицировано 15728 человек), в Карагандинской области в 229 классах обучено 8062 человека, на третьем месте — Алматинская область, где в 220 классах обучено 11878 человек.

Другой вопрос — как формируются группы. Из-за того, что практически не проводится никаких информационных кампаний, многие просто не знают о возможности бесплатно пройти курсы компьютерной грамотности. Поэтому совсем неудивительно, что группы обучаемых зачастую формируются из родственников и соседей учителей информатики, которые, как правило, и проводят обучение. Кроме того, как сообщает журнал Computer Club, привлекаются также сотрудники соседствующих со школами учреждений, и даже родители учеников. Причем последние — в приказном порядке.

Автор и сам в частных беседах с сотрудниками, проводящими обучение в рамках Программы снижения информационного неравенства, слышал жалобы на то, что «не знаем, где взять народ — некого учить».

Программа СИН, разработчиком которой является Агентство Республики Казахстан по информатизации и связи, реализуется в стране с 2007 года, ее завершение запланировано на 2009 год. Целями Программы являются: снижение информационного неравенства в Казахстане, достижение 20% уровня компьютерной грамотности населения и пользователей сети интернет. Программа призвана создать благоприятные условия для эффективного использования гражданами в повседневной жизни сети интернет и электронных услуг.

Ежегодно в рамках Программы СИН по всей республике функционируют 2512 классов, из них 512 работают в течение года и 2000 — в период школьных каникул.

Обучение населения компьютерной грамотности проводится бесплатно для всех желающих. Каждый гражданин, окончивший государственные курсы компьютерной грамотности, получает соответствующий документ (сертификат).

Для реализации программы «Снижения информационного неравенства» только в Алматинской области из республиканского бюджета в 2008 году выделено 244 млн. тенге.

Бизнес начинает и выигрывает

В то же время различные инициативы бизнеса в продвижении электронных услуг вполне успешны. Так, например, по итогам первого полугодия 2008 года оборот компании «Объединенная система моментальных платежей» (ОСМП) в Казахстане превысил $38,7 млн. Прирост по сравнению с аналогичным периодом 2007 г. составил 707,64%. Количество точек приема платежей, подключенных к платежной системе ОСМП на территории Казахстана, составляет более 2500, из них более 1200 — это автоматы самообслуживания. Прирост числа автоматов в первом полугодии 2008 г. по сравнению с аналогичным периодом 2007 г. составил 204,44%. До конца текущего года планируется увеличить число точек приема платежей до 4000.

Т.е.  росту оборота способствовало не только расширение сети автоматов, но и значительный рост интенсивности их использования, что показывает высокую востребованность подобных услуг. В первом полугодии 2008 г. через платежную систему ОСМП на территории Казахстана было проведено более 14,26 млн. платежей. За это время к платежной системе было подключено более 20 провайдеров, предоставляющих свои услуги на территории страны. Соглашения о сотрудничестве были подписаны с крупнейшими операторами сотовой связи Казахстана: Beeline, K’Cell, NEO, а также с провайдерами интернет-доступа и сетями кабельного телевидения.

Простота, удобство и надежность использования — вот слагаемые успеха подобных проектов. К этому надо стремиться и в государственных проектах. Почему активно растет количество пользователей интернет-банкинга как среди компаний, так и среди частных лиц? Во многом этому способствовала сложная ситуация на дорогах Южной столицы: никому не охота лишний раз стоять в пробках, терять драгоценное время — стали минимизировать потери, пользуясь новыми услугами.

Ведь сегодня с помощью систем интернет-банкинга можно оплачивать услуги провайдеров связи, счета коммунальных служб, платить налоги, открывать и пополнять депозиты, переводить средства между банковскими счетами и, конечно же, отслеживать все банковские операции по своим счетам за любой промежуток времени. Главными выгодами от использования интернет-банкинга для управления своими счетами являются, во-первых, удобство и экономия времени, так как отпадает необходимость в посещении банковских отделений, во-вторых, доступность услуги 24 часа в сутки и 7 дней в неделю практически из любой точки мира.

В начале июля «Казкоммерцбанк», один из ведущих казахстанских банков, распространил пресс-релиз, в котором сообщалось, что число зарегистрированных пользователей его финансового портала Homebank.kz перевалило за отметку 150000, а число корпоративных клиентов интернет-банкинга превышает 11000 клиентов. При этом общий прирост новых клиентов, по сообщению пресс-службы банка, стабильно превосходит отметку 5000 человек в месяц.

В то же время, по сообщению «Народного банка Казахстана», в его системе «Мобильный банкинг» 28 июня 2008 года был зарегистрирован 250-тысячный пользователь, а прирост клиентской базы происходит со скоростью 29 человек в час.

Уникальная для Казахстана система управления банковским счетом посредством мобильного телефона была запущена Народным Банком 19 апреля 2005 года в рамках пилотного проекта с VISA CEMEA — «Мобильный банк — Verified by Visa». В настоящий момент система охватывает всех казахстанских операторов сотовой связи (АО «Алтел» с торговыми марками Dalacom и Pathword, ТОО «КаР-Тел» с торговой маркой Beeline, ТОО GSM Kazakhstan с торговыми марками K’Cell и Activ, ТОО «Мобайл Телеком-Сервис» с торговой маркой NEO), а также трех операторов Киргизии (ОсОО Sky Mobile (Бител и MobiCard), ОсОО БиМоКом Лтд (МегаКом) и ОсОО «Актел» (Fonex)). Подключиться к сервису можно через любой банкомат банка на территории Казахстана и Киргизии — для этого достаточно иметь карточку банка и мобильный телефон.

Держатель любой платежной карточки «Народного банка», подключенный к сервису, получает на свой мобильный телефон мгновенное SMS-уведомление при совершении любой операции по карточному счету (покупка, оплата услуг, поступление зарплаты, платеж и т.д.). А с 26 декабря 2007 года в Казахстане был официально дан старт мобильной коммерции — «Народный банк» и Beeline официально объявили о запуске совместного проекта: на Sim-картах Beeline был размещен аплет банка и ключи электронной цифровой подписи. Тем самым клиенты Народного Банка получили возможность совершать переводы и платежи с помощью мобильного телефона в адрес более чем 40 компаний Казахстана (коммунальные услуги, сотовая связь, интернет, кабельное ТВ и т.д.).

Постепенно в процесс включаются и национальные компании. Летом этого года «Казахстан темир жолы» (КТЖ) совместно с АО «Пассажирские перевозки» запустили пилотный проект по продаже билетов через интернет (в рамках пилотного проекта доступны билеты лишь на маршрут Алматы-Астана). Для приобретения электронного билета нужен лишь компьютер, подключенный к интернету, и кредитная карта. «Человеку достаточно зайти на наш сайт, зарегистрироваться, выбрать необходимый маршрут следования, номер поезда, дату и время отправления, а затем ввести свои данные, реквизиты банковской карточки и оплатить проездной документ», — пояснила замдиректора процессингого центра Бахыт Айсанова.

Правда, идти за билетом все равно придется. Результатом интернет-операции станет получение специального кода, который вместе с удостоверяющими личность документами нужно будет предъявить в кассе для получения купленного билета. Так что плюсы нововведения не столь выразительны — разве что билет можно будет выкупить заранее и не выходя из офиса или дома.

Другим примером служит авиакомпания «Эйр Астана», перешедшая на 100% выдачу своим пассажирам электронных билетов. Президент АО «Эйр Астана» Питер Фостер назвал это событие «революционным шагом для Казахстана». Электронный билет — это электронная форма авиабилета, предлагаемая взамен обычного бланка. Бронирование на рейс осуществляется стандартным образом, однако информация о путешествии, отражаемая на авиабилете, теперь не печатается на бланке, а хранится в специальной базе данных авиакомпании в электронном виде. Благодаря этому билет нельзя забыть или потерять — для регистрации на рейс требуется только паспорт. Ну, и конечно, электронный билет можно приобрести не только в кассах авиакомпании и турагентствах, но и электронным образом — через интернет.

То есть в целом Казахстан вполне готов к «электронной жизни». Нужно просто явно показывать и объяснять смысл и преимущества электронных услуг. Рекламировать их, в конце концов. Может быть просто нужно изменить подход в реализации «электронного правительства»? Сменить ориентированность с процесса на результат, стремиться удовлетворить потребности, а не навязывать какие-то решения. И, наверное, усилить интеграцию с бизнесом. Многие услуги, предполагаемые в формате «электронного правительства», уже успешно реализованы бизнес-средой. Так зачем дублировать какие-то системы и «изобретать велосипед», когда можно просто эффективно взаимодействовать.

Подписывайтесь на каналы Profit.kz в Facebook и Telegram.

Комментарии