Следите за новостями

Цифра дня

На 54-м месте Казахстан в рейтинге скорости 4G

Технологии в дорожной полиции

Интервью с начальником Комитета дорожной полиции МВД РК Омурзаком Тусумовым о современных технологиях, используемых в полиции.

23 сентября 2008 10:25, Айжан Ибрагимова, Digital Kazakhstan
Рубрики: Общество

Все меньше на дорогах Астаны становится водителей с непристегнутыми ремнями безопасности, говорящих по мобильному телефону, не уступающих дорогу пешеходу, проезжающих на красный свет, или машин с тонированными стеклами.

Вступившие в силу с 1 августа новые и более жесткие меры наказания за перечисленные нарушения значительно улучшили ситуацию на дорогах.

Новые законы приняты, но соответствует ли новым порядкам технологическая база блюстителей дорог — об этом мы побеседовали с начальником Комитета дорожной полиции МВД РК Омурзаком Толеуовичем Тусумовым.

— Омурзак Толеуович, какими новыми техническими средствами оснащены дороги Астаны?

— В Астане сейчас установлены 33 камеры, которые в сутки фиксируют в среднем 1500 нарушений. В 2006 году, когда впервые в Астане были установлены три камеры, они фиксировали до 5000 тысяч нарушений в сутки. Это говорит о том, что люди стали нарушать меньше. Данные камеры английского производства компании Raidspeed, общее число их по Казахстану составляет 68, они установлены в семи городах: Астане, Алматы, Усть-Каменогорске, Караганде, Актюбинске, Атырау и Шымкенте. Я лично был на этом заводе, он находится в городе Бирмингеме. Вся информация с камер о нарушителях поступает в процессинговый центр, что очень удобно. На приобретение видеокамер с процессинговыми центрами было затрачено 105 млн. тенге, которые окупили себя в первый же год. До конца года мы планируем установить еще 22 стационарные камеры. Использование камер значительно повышает КПД, они фиксируют все нарушения, кто бы их не допустил. Поэтому мы ставим задачу перейти постепенно на бесконтактный надзор. Ведь, инспекторов на всех не хватит. В Москве тоже поставили такую камеру, правда, только одну. Несмотря на то, что россияне могут сами производить данное оборудование, они все-таки тоже решили установить камеру именно этого производителя. Также у нас есть около двухсот мобильных скоростимеров, фиксирующие изображение. С 2006 года запрещено использование измерителя скорости, которые не выдают фотоизображение. В свое время, когда мы использовали радары, не фиксирующие изображение, создавалось очень много конфликтных ситуаций, не все водители соглашались с предъявляемыми им нарушениями, особенно «крутые». Помимо этого, на постах мы установили камеры, которые отслеживают работу инспекторов.

— Расскажите о технической оснащенности автомобилей сотрудников дорожной полиции?

— Патрульные автомобили наших сотрудников оснащены новым прибором «Визир», российского производства, который одновременно фиксирует нарушения, снимает и записывает весь диалог инспектора с нарушителем на расстоянии ста метров. Он стоит порядка пяти тысяч долларов. В Алматы мы установили 20 таких приборов. Планируем также и в других регионах. В Астане их еще нет, но они заказаны. Также он позволяет разрешать такие ситуации, как необоснованные жалобы водителей на сотрудников дорожной полиции. К примеру, в Алматы прошлой зимой, журналист, в нетрезвом состоянии нарушил правила дорожного движения, после чего на следующий день пришел с жалобой в управление на якобы незаконные действия инспектора. Он не знал, что установленная камера все зафиксировала. В результате, он принес свои извинения.

— Смогут ли в ближайшее время наши граждане оплачивать штрафы посредством интернета?

— К концу года мы планируем ввести услугу системы интернет-оплаты штрафов, над которой работает упомянутая ранее английская фирма. Также мы хотим создать общую систему базы данных, для того, чтобы вся информация с регионов поступала к нам. В этом году к этой системе мы планируем подключить города — Алматы, Астану, Караганду, а также Восточно-Казахстанскую, Акмолинскую и Южно-Казахстанскую области. На следующий год еще шесть регионов. К 2010 году мы должны завершить установку данной системы. Необходимая сумма на осуществление данного проекта составляет 785 миллионов тенге, но в связи с известными экономическими проблемами, на 2009 год финансирование на реализацию данной программы не выделено. Система базы данных, будет позволять знать обо всех нарушениях и нарушителях. Для этого нами и вводятся талоны к водительскому удостоверению. В талон вносятся сведения о водителе, совершенном нарушении на основании составленного инспектором дорожной полиции протокола. Для этих целей автомобили дорожных полицейских будут снабжены мобильными терминалами, которые позволяют просмотреть перечень нарушений, допущенных водителем ранее, и занести сведения о вновь выявленном нарушении, независимо от того, в каком городе вы нарушили правила дорожного движения. Талон удобен тем, что посредством него можно оплатить штраф на месте, без составления протокола, после чего выдается квитанция, где один экземпляр остается у владельца, а другой у инспектора. При этом отметка об исполнении административного взыскания будет занесена в память микропроцессора талона автоматически.

— Этот талон все-таки платный или бесплатный? Поскольку, многие приобрели его уже за деньги.

— Данный талон является бесплатным, который можно получить в управлении дорожной полиции. АО «Казахстанский Процессинговый центр», отвечающий за выпуск данных талонов, через третьих лиц пыталось реализовать их платно. И до сих пор, мы продолжаем обнаруживать факт продажи талонов. Совсем недавно нами была закрыта еще одна точка.

— Как обучаются сотрудники пользоваться новой техникой?

— У нас в каждом подразделении есть группа АИПС — автоматизированная информационная поисковая система, состоящая из специалистов-программистов, которые и помогают в обучении сотрудников.

— Небезызвестный факт, что дорожная полиция является одной из коррумпированных структур. Позволяет ли использование новых технологий в борьбе с коррупцией?

— Как отметил премьер-министр страны, коррупция в дорожной полиции присутствует. Если в прошлом году за аналогичный период было зафиксировано десять фактов взяток, то в этом году их число составляет семь, к сожалению два факта в августе месяце. Я считаю, что инспектора, как и водители, еще не поняли всей серьезности вводимых норм. Если говорить честно, то введенные новшества сотрудникам не нравятся. Использование новых технологий позволяет осуществлять бесконтактный контроль. Ведь напугать «железку» невозможно, а инспектору можно и погрозить. Если камера зафиксировала нарушение, то сотрудник в обязательном порядке должен составить протокол, то есть он не может вмешаться в процесс и вносить какие-либо изменения. Поэтому введение технологий просто необходимо.

— Почему перечисленные вами новшества не внедрялись ранее?

— За всех предшественников я отвечать не могу. Но на протяжении пяти лет работы на данной должности я каждый год стараюсь что-то сделать. Уже с 2006 года я забил тревогу, что на дорогах Астаны хуже, чем на войне, выступив в программе «Жеті Кун». За десять лет мы на дорогах Казахстана потеряли свыше 27 тысяч человек. Все упирается в финансовые возможности. Комитет дорожной полиции содержится за счет местного бюджета, а бюджет не везде одинаковый. К примеру, бюджет Астаны в двенадцать раз меньше, чем в Алматы. Если в Алматы, Караганде, Актюбинске, Восточном Казахстане бюджет позволяет вводить новые технологии, то в Кызылорде, Таразе нет.

— Что планируется на следующий год?

— На следующий год планируем совместно с Министерством транспорта и коммуникаций РК установить новый прибор на пострубеже при выезде с Астаны и на въезде в Боровое, где расстояние составляет 240 километров. Въезд будет платный. К примеру, если разрешенная скорость на этом участке будет составлять 150 километров в час, его можно проехать за час и двадцать минут. Водитель, проехавший расстояние за меньший промежуток времени, будет считаться нарушившим правила. Также планируется внедрение процессинговых центров во всех регионах Казахстана и приобретение трех вертолетов американского производства.

— Спасибо за беседу.

Комментарии