Андрей Хан, KazTransCom: цена — не решающий фактор конкурентоспособности
Интервью с председателем правления АО «KazTransCom» Андреем Ханом о том, что сейчас происходит в телеком-отрасли и как она видится одному из отечественных операторов.
Телекоммуникационный рынок Казахстана в последние годы переживает подъем. Однако и тут есть факторы, которые значительно его сдерживают. О том, что сейчас происходит в телеком-отрасли и как она видится одному из отечественных операторов, мы поговорили с председателем правления АО «KazTransCom» Андреем Ханом.
— Андрей, что, на ваш взгляд, представляет собой сегодня казахстанский телекоммуникационный рынок?
— В настоящее время на рынке телекоммуникационных услуг Казахстана функционирует три крупных оператора, на долю которых приходится порядка 90% всего рынка республики. Это АО «Казахтелеком», АО «Кселл» и группа компаний Beeline. Появление еще одного крупного оператора, Tele2, обострило конкуренцию. Вследствие этого произошла существенная оптимизация тарифов. А появление безлимитных тарифных планов на интернет подстегнуло остальных игроков снизить цены с целью удержания абонентов. Современная картина телекоммуникационного рынка Казахстана, как, впрочем, и мирового, характеризуется, в первую очередь, снижением темпов роста фиксированной телефонии. В настоящий момент развитие сетей FTTx и повсеместное проникновение IP-технологий является одним из определяющих факторов развития всей телекоммуникационной отрасли. Такие услуги, как телефония и ТВ мигрируют в IP-среду.
Следует отметить, что одним из направлений развития телекоммуникационного рынка Казахстана является расширение транзитного потенциала страны. В частности, наша компания принимает участие в реализации такого грандиозного проекта как «Трансевразийская суперинформационная магистраль (TASIM)».
В Казахстане большинство компаний, как малого, так и среднего бизнеса, начинают пользоваться облачными технологиями, начинают внедрять и автоматизировать какие-то внутренние бизнес-процессы в корпоративные системы. В связи с этим растет потребность именно в высоких скоростях. Приведу пример: рост потребления интернет-трафика ежегодно удваивается. Но цены при этом не только не растут, но и начинают снижаться. Если говорить о доходах на одного абонента (ARPU), то этот показатель в лучшем случае остается на одном уровне.
— Чаще всего говорится о том, что ARPU не просто остается на одном уровне, но и снижается. Как себя чувствуют операторы в таких условиях?
— На самом деле, это общемировой тренд — рост объемов трафика и снижение ARPU за счет снижения тарифов для конечных пользователей. Если всего пару лет назад операторы в борьбе за клиента оперировали снижением цен, то сегодня многие понимают, что цена — это далеко не единственный и решающий фактор конкурентоспособности. Вектор конкуренции смещается от «ценовых войн» к «качеству и объему услуг». Для этого операторами прилагается немало усилий: это вложение инвестиций в модернизацию своей инфраструктуры, увеличение технических возможностей, расширение географии деятельности, улучшение технических характеристик услуг. Кроме того, на фоне роста интереса потребителей к комплексу услуг от одного провайдера операторы продвигают пакетные предложения по выгодной для потребителя цене. Таким образом, оператор имеет возможность не только больше зарабатывать, но и оптимизировать свои расходы на обслуживание, управление и т.д.
— А какие факторы, по-вашему, способны оказать негативное влияние на отрасль?
— Как мы знаем, в западном регионе Казахстана так и не запустился проект по Кашагану. Очень многие ожидали большой экономический рост в связи с запуском этого проекта. Вообще, один из основных сдерживающих факторов роста коммуникаций — это наличие инфраструктуры. Сегодня единственная компания, которая имеет развитую инфраструктуру — это Казахтелеком. Соответственно, он владеет более чем 80% рынка фиксированной связи. И, наверное, только Казахтелекому сегодня легко дойти до клиента, имея собственную инфраструктуру. Всем остальным компаниям приходится строить свои сети. Это утяжеляет проекты, увеличивает их себестоимость и сроки окупаемости. Именно те компании, которые 5-7 лет назад начали активно инвестировать в развитие инфраструктуры, на сегодняшний день получают прибыли. То есть, в телеком-бизнесе ты вкладываешься в инфраструктуру сегодня, а доходы начинаешь получать только завтра. Но, тем не менее, телеком хорош тем, что при наличии стабильной и хорошо диверсифицированной клиентской базы это устойчивый бизнес. Те компании, которые активно развивали свою инфраструктуру, модернизировали сеть, переходили на новые технологии, обеспечивали более высокие пропускные способности сети, сегодня находятся на этапе роста. Всем остальным, более мелким, операторам с каждым годом будет сложнее сохранять свои рыночные позиции.
— Как бы вы оценили казахстанский рынок связи в денежном выражении?
— По данным Агентства РК по статистике, общий объем рынка телекоммуникационных услуг за январь-июнь 2014 года составил 326 млрд тенге, что на 5% больше соответствующего периода 2013 года. Мы считаем, что умеренный рост связан с насыщением основных сегментов и ростом преимущественно за счет низкодоходных абонентов. По сравнению с 2013 годом наиболее растущими в денежном эквиваленте сегментами рынка являются интернет и передача данных. Нулевой рост услуг традиционной телефонии говорит о стагнации в данном сегменте. Также снижение демонстрирует и мобильная связь, что свидетельствует о признаках насыщения рынка. При этом уменьшение использования голосовой связи компенсируется значительным увеличением использования мобильных данных и прочих дополнительных услуг.
— Что можно сказать о конкуренции на рынке? Какова расстановка сил?
— Если говорить о рынке услуг фиксированной связи, то уже не первый год ведущие позиции сохраняют Казахтелеком, Транстелеком, Beeline, KazTransCom. Это операторы, владеющие собственной наземной и спутниковой инфраструктурой, обеспечивающей полное покрытие по РК, а также имеющие интерконнекты с крупнейшими телекоммуникационными операторами приграничных стран. Если говорить о расстановке сил среди них, то доминирующее положение занимает Казахтелеком, который исторически владеет крупной базой абонентов фиксированной телефонии, а также развитой наземной инфраструктурой.
Если же рассматривать рынок в регионах, то в конкурентную борьбу вступают локальные операторы, которые, как правило, владеют небольшой клиентской базой, и в связи с этим принимают все меры по ее сохранению. Поэтому можно сказать, что конкуренция на телеком-рынке достаточно жесткая. Она заставляет ведущих провайдеров быть всегда в тонусе и стимулирует на постоянное развитие.
— Вы отметили, что в некоторых регионах Казахстана много мелких телеком-операторов. Как «уживаются» с ними крупные операторы?
— Необходимо смотреть на то, в каком сегменте работают эти операторы. KazTransCom, например, представляет телекоммуникационные услуги в основном в B2B сегменте. Мы стараемся не выходить на B2C. В связи с этим нам очень интересно сотрудничать с компаниями, которые работают на рынке B2C и стараются конкурировать с тем же Казахтелекомом и другими крупными операторами, находящимися в этом же сегменте. Чем они привлекательны для абонентов? Они привлекательны не только ценой, но и качеством, сервисом, а также гибкостью предложений. Эти компании начинают приводить интересный контент, чего не делают крупные национальные операторы.
С другой стороны, очень много операторов, которые работают в элитных жилых комплексах. Речь идет о крупных застройщиках, которые создали своих операторов. Эти операторы имеют эксклюзив в торговых и бизнес-центрах, в жилых комплексах и, таким образом, не дают абоненту возможности выбора альтернативного провайдера. Здесь как раз и идет конкуренция. Эти жилые комплексы и бизнес-центры попадают и в B2C, и в B2B сегмент. А нам выйти на таких клиентов бывает тяжело.
— Расскажите о вашей компании — как развивается АО «KazTransCom» и какие планы поставлены на текущий год?
— Мы являемся магистральным оператором связи и предоставляем полный спектр телекоммуникационных услуг. У нас организованы стыки с крупнейшими операторами РК, а также с зарубежными операторами — из России, Узбекистана, Кыргызстана и Китая. Что касается инфраструктуры, протяженность нашей кабельной магистральной сети — более 3,5 тыс. км, более 300 спутниковых станций c полным покрытием территории Казахстана. В коммерческую эксплуатацию введены два центра обработки данных уровня TIER III, находящиеся в Астане и Атырау.
Для нас текущий год — это год технического развития. Нами проводятся активные работы по расширению географического присутствия на юго-востоке Казахстана: в Караганде, Павлодаре, Шымкенте. В нынешнем году мы планируем завершить строительство кольца ВОЛС в Актобе, что позволит обеспечить наших клиентов еще более качественным сервисом. Также проводятся работы по модернизации ГРС в существующих городах присутствия.
Если говорить о существующей инфраструктуре, то ее поддержание обходится нам порядка 15% от стоимости. Но если говорить о дальнейшем развитии и будущих планах, то потребуется в 2-3 раза больше инвестиций, чтобы охватить весь Казахстан.
Мы будем продолжать специализироваться на B2B сегменте в трех бизнесах (телеком, системная интеграция и техническое обслуживание телекоммуникационного оборудования). Именно эти составляющие дают хорошую синергию.
— Ваша компания исторически сильно представлена в Западном регионе, где у вас хорошо развита инфраструктура. Вы упоминали, что планируете усилить свое присутствие в остальных регионах. Вам придется для этого перекупать трафик? Ведь на остальной территории Казахстана преобладают сети других операторов.
— Да, нам приходится покупать трафик у «большой тройки». Но, имея хорошие позиции в Западном регионе, мы можем давать хорошие цены нашим партнерам. Соответственно, таким образом можно получить и хорошее коммерческое предложение в тех регионах, где мы не присутствуем. Это — партнерство. На самом деле, все операторы к этому идут. Все готовы сотрудничать, потому что все понимают, что бесконечно вкладывать инвестиции в развитие инфраструктуры непозволительно, когда как минимум два оператора уже имеют подобную инфраструктуру.
Во всем мире операторы стараются делать «шэринг», предлагать свои избыточные мощности другим операторам. Конкурировать на рынке надо не столько физическим ограничением своей сети или сети конкурента, а в большей степени какими-то инновациями, предоставлением дополнительных сервисов, улучшением качества обслуживания клиентов и так далее. Только в этом случае конкуренция будет достаточно добросовестной. А не давая сеть, когда она у тебя есть, а у конкурентов — нет, — в итоге можно придти к тому, что конкурент сам построит сеть и начнется внутренняя война. Зачем? Можно ведь договориться, можно как минимум зарабатывать какие-то деньги от конкурента и, имея свои правильные маркетинговые стратегии, также прекрасно конкурировать на этом же рынке.