Следите за новостями

Цифра дня

3 млн активных соцаккаунтов в Казахстане

Школа и университет: задача одна

Интервью с преподавателями информатики о методике и об уровне преподавания ИКТ студентам и школьникам.

20 июня 2008 11:08, Ляззат Примбетова, Digital Kazakhstan
Рубрики: Образование

Быстрое развитие информационного общества оказывает сильное воздействие на образование в области информатики, влияя не только на содержание учебных дисциплин, но и на методику преподавания. Если раньше в советские времена на уроке информатики в основном изучали теорию построения задачи (алгоритм) и общее представление об ЭВМ, то сейчас учебная дисциплина богата интересными и важными темами, такими как: интернет и его приложения, сетевые технологии, графика и мультимедиа, реляционные базы данных, объектно-ориентированное программирование, надежность и безопасность программного обеспечения, конкретные предметные области.

 

В настоящее время не только учителям, но и увлеченным школьникам, для того чтобы успеть за быстрыми темпами развития IT, приходится самостоятельно осваивать «азы» новых технологий.

 

О том, на каком уровне даются сейчас знания по ИКТ студентам и школьникам, о проблемах в этой области и о многом другом мы попросили высказаться учителя дисциплины «Основы информатики и вычислительной техники» гимназии №6 Астаны Михаила Петровича Кольцова, а также доктора технических наук, профессора, академика Международной академии информатизации, лауреата Государственной премии в области образования, науки и техники, лауреата Международной премии им. Сократа, почетного профессора Международного университета г. Вены Алтынбека Амировича Шарипбаева и доктора технических наук, профессора, заведующего кафедрой «Техническая кибернетика» КазНТУ им. К. И. Сатпаева Дулата Нурмашевича Шукаева.

 

Учитель Кольцов: Победители олимпиад не растут, как грибы в огороде

 

- Начнем со среднего образования. Михаил Петрович, как вы сейчас знаете, государство делает многое для того, чтобы повысить уровень знаний наших детей: повышается доля затрат на образование от ВВП, что означает выделение немалых финансовых средств, открываются новые компьютерные классы, увеличивается количество часов преподавания информатики в школах. И все-таки, скажите, достаточно ли времени выделено в учебном процессе на ваш предмет?

 

- Да, согласен, что государство уделяет особое внимание образованию. У нынешних детей появилась возможность обучаться в компьютерных классах и повышать свой уровень знаний, благодаря новым технологиям. Однако, времени однозначно недостаточно. Программу, предложенную в 1998 году можно использовать и сейчас, но с некоторыми доработками, и начиная с 5 класса. В 8-9 классах следует проводить предпрофильную подготовку, а в старших 10-11 классах уже нацеливаться на профиль, учитывая то, что информационные технологии сейчас применяются во всех сферах.

 

- Есть ли у учеников заинтересованность в получении знаний по информатике и интерес к IT-профессиям?

 

- У учащихся заинтересованность есть, но только её необходимо направить в нужное русло. Интерес как к профессии тоже есть и очень высокий. Но, попробовав поработать над программами, над проектами и заданиями, многие отсеиваются, так как это труд и немалый.

 

- Проводятся ли курсы повышения квалификации для учителей по ИКТ-дисциплинам?

 

- Да, проводятся, но в большинстве случаев самими учителями. К сожалению, хорошие лекторы это непозволительная роскошь для большинства учреждений образования или институтов повышения квалификации работников образования.

 

- Как вы думаете, какие проблемы существуют в Казахстане в сфере IT-образования и как их можно решить?

 

- В последнее время активное внедрение IT-технологий в образовательный процесс позволил достигнуть многого. Люди перестали бояться компьютера, начали использовать его мультимедийные возможности, которые не только позволяют помочь подготовится к урокам, но и дают возможность обучающемуся самостоятельно и в удобном для него темпе постигать новое.

 

Для учителя, прежде всего, важны и нужны хорошие мультимедийные библиотеки, охватывающие не одну маленькую тему, а весь курс, содержащие материал гораздо большего объема, нежели предлагаемые учебником. Причем материал должен быть представлен маленькими порциями — «кирпичиками», из которых учитель может построить свой неповторимый урок, взять только то, что он посчитает необходимым. К сожалению, таких библиотек сейчас почти нет, то есть существует проблема наполнения контента и которая решается не всегда лучшим образом. Помимо этого школа нуждается в хороших IT-специалистах. А они уходят в бизнес, и часто по причине того, чтобы обеспечить себе нормальное материальное положение.

 

- Как вы думаете, нужно ли внедрять в учебный процесс дистанционное обучение?

 

- Однозначно да. Но материал представляемый на порталах должен быть высокого качества, способный помочь творческому обучению.

 

- Многие казахстанские учащиеся побеждают на международных олимпиадах по математике, информатике, но в целом мы говорим о недостатке квалифицированных IT-кадров.

 

- Победители олимпиад не растут, как грибы в огороде, и международных олимпиад не так много. Поэтому говорить о перенасыщении IT-рынка не приходится.

 

- Нужно ли начинать уже в школе узкую специализацию?

 

- Давать направление — да, а узкая специализация предусматривает углубленное изучение дисциплины, но при одном часе в неделю это весьма и весьма проблематично. Я уже не говорю об изучении смежных дисциплин или тех дисциплин, где закладывается база понимания выполняемых действий. Например, существует понятие температуры цвета и так далее.

 

- Ваши пожелания государству, коллегам и учащимся.

 

- Государству — мира, благосостояния, желаю не растерять тот кадровый потенциал, который еще сохранился, а коллегам и учащимся — здоровья и успехов на творческом поприще.

 

Профессор Шарипбаев: Реальную конкуренцию развитым странам наша страна может составить только по IT

 

- Алтынбек Амирович, вы преподаете в Евразийском национальном университете. По каким специальностям ведется подготовка кадров по IT-специальностям?

 

- В Евразийском национальном университете имени Л. Н. Гумилева ведется подготовка кадров по IT по двум уровням высшего образования — бакалавриат и магистратура, и двум уровням послевузовского образования — аспирантура, докторантура.

 

Бакалавров и магистрантов готовим по пяти специальностям. Кандидатов наук, докторов философии и докторов наук по трем специальностям: системный анализ, управление и обработка информации; математическое и программное обеспечение вычислительных машин, комплексов и компьютерных сетей; математическое моделирование, численные методы и комплексы программ. Для выпуска кандидатов у нас действует диссертационный совет по защите докторских и кандидатских диссертаций.

 

Чтобы обеспечить учебный процесс и проведение научно-исследовательских работ в этом направлении в университете действует пять кафедр «Информатика», «Вычислительная техника» «Информационные системы», «Системный анализ и управление», «Математическое и компьютерное моделирование» и научно-исследовательский институт «Компьютерных систем и информационных технологий», где работают 9 докторов и 21 кандидат наук.

 

- Обеспечивает ли университет студентам и магистрантам тот уровень знаний, который соответствовал бы ожиданиям рынка?

 

- Если это касается казахстанского рынка, то, безусловно, да, так как ни один наш выпускник не остается без работы, не говоря о магистрантах. Даже многие наши студенты, начиная со второго курса, работают в качестве IT-специалистов в различных государственных структурах и других организациях.

 

- Существуют ли новые технологии обучения студентов и магистрантов по IT-специальностям и чем они отличаются от прежних?

 

- Сейчас в университете подготовка кадров происходит по кредитной технологии обучения. Здесь, в отличие от прежней — линейной технологии обучения, обучающимся предоставляется право определения собственной траектории обучения и предусматривается большое количество времени для самостоятельной работы.

 

- Что нужно для того, чтобы повысить уровень IT-образования в Казахстане?

 

- В настоящее время здесь очень много проблем. Во-первых, во всех высших учебных заведениях страны ощущается острая нехватка профессорско-преподавательского состава в области IT. Существует большой возрастной разрыв между учеными и специалистами информатиками и поэтому говорить о преемственности поколений ученых не приходится. В этой области самому молодому доктору наук за пятьдесят лет, а средний возраст кандидатов наук больше сорока. Молодежь не идет в науку из-за маленькой зарплаты в системе образования и науки. В то же время в IT-компаниях некоторые студенты зарабатывают на порядок больше, чем профессора в вузах. Поэтому, зачем им заниматься наукой и оставаться работать в вузах?

 

Во-вторых, формирование и реализация почти всех государственных программ, связанных с IT, происходят без привлечения ведущих отечественных ученых, что не позволяет подтягивать молодежь. Эти функции выполняют не имеющие отношение к IT чиновники, которые часто меняются и не отвечают за конечный результат. Без научного обеспечения любой научно-технический проект обречен на провал. Здесь «велосипеда» не надо изобретать. Достаточно вспомнить, какие фантастические результаты достиг СССР за десять лет после второй мировой войны в атомной промышленности, освоении космоса, создании вычислительных машин и других областях. Прежде всего, мы их связываем с именами не чиновников, а ученых, таких как И. В. Курчатов, С. П. Королев, С. С. Лебедев и других, которые были генеральными конструкторами и полностью отвечали за своевременность и качество реализации этих научно-технических проектов. В ходе их выполнения в стране были подготовлены многочисленные молодые ученые и инженеры, открылись десятки научно-производственных центров, научно-исследовательских институтов и специализированных вузов. Советская система образования и науки по многим параметрам стала передовой в мире. Что касается нашей страны, то из-за отсутствия института генерального конструктора у нас не удалось интегрировать потенциал ученых в подготовке молодых высококвалифицированных кадров с опытом работы в реальных научно-технических проектах и получить должного результата от их реализации.

 

Поэтому, в первую очередь, я предлагаю незамедлительно открыть специализированное высшее учебное заведение (академию по информационным технологиям и телекоммуникации) во главе с крупным ученым в области IT. Если он будет без комплексов, то сможет собрать всех ведущих ученых и специалистов в области IT, чтобы объединить их усилия для подготовки молодых специалистов. В этом деле должен действовать принцип «первого руководителя», предполагающий наличие у первого руководителя большого научного авторитета и опыта работы в системе высшего образования. Я считаю, что только с таким вузом и только с таким руководителем можно повысить уровень IT-образования в Казахстане.

 

- Хотелось бы услышать ваше мнение по дистанционному обучению?

 

- В целом хочу подчеркнуть, что словосочетание «дистанционное обучение» имеет другой смысл от обучения с помощью IT, т.е. от электронного обучения. Поэтому электронное обучение, как и любая электронная услуга, должно развиваться. Для этого нужно разработать два типа продукта IT: первый из них является программной оболочкой для организации, управления и контроля учебным процессом, а второй — это библиотека электронных учебных изданий по всем предметам, предусмотренных по учебным планам соответствующих специальностей и уровней образования. Создание этих продуктов позволит самостоятельно создать любому учебному заведению нужную программную оболочку электронного обучения, а потенциальному автору, не являющимся специалистом по IT, свое электронное учебное издание. Следует отметить, что мы со своими учениками уже создали эти две IT и они применялись в создании реальных систем дистанционного (электронного) обучения (можно посмотреть по адресу: zerde-io.kz)

 

- Как вы думаете, как и какие мероприятия нужно проводить, чтобы остановить «утечку» кадров?

 

- Выполнять политику импортозамещения и приоткрыть рынок IT-услуг для поддержки интересов отечественных кадров, так как нередко для разработки прикладных программ необоснованно привлекаются иностранные специалисты.

 

- IT-компании постоянно обращают внимание на недостаток IT-специалистов и на недостаточную квалификацию выпускников вузов. Согласны ли вы с этим мнением?

 

- IT–специалистов не хватает и не будут хватать еще долго не только в Казахстане, но и во всем мире. Что касается второй части вопроса, то в настоящее время многие IT-компании осваивают огромные финансовые ресурсы, часто не адекватные их заслугам, и играют роль потребителя, ничего не вкладывая в подготовку нужных для них специалистов. За все надо платить.

 

Поэтому я рекомендую им делиться с учеными и преподавателями, чтобы иметь постоянный источник квалифицированных специалистов на базе создаваемых учебных центров при университетах. Но основная причина заключается в том, что многие, особенно частные, университеты открыли специальности по IT, не имея ни одного, не только доктора, но и, кандидата наук в области IT. В этих университетах некому читать специальные курсы, а общие курсы читаются преподавателями, уровень знаний которых не выше отдельных продвинутых студентов или находится на уровне содержания школьного предмета «Основы информатики и вычислительной техники». В стране нет единой базы данных ученых и специалистов по IT. Поэтому лицензирование и аттестация этих специальностей проходят формально.

 

- Есть ли возможность у ваших студентов пройти квалифицированную практику?

 

- У наших студентов имеется много возможностей не только пройти квалифицированную практику, но и реально участвовать в реализации IT-проектов и зарабатывать. Ведь востребованность в студентах очень велика.

 

- Ваши пожелания государству, коллегам и учащимся.

 

- Нашему государству хотелось бы пожелать быстрее провести информатизацию общества на основе создания индустрии производства и обработки информационных ресурсов с помощью IT во всех сферах деятельности человека. Без информатизации общества неосуществима никакая экономическая реформа и интеграция экономики страны в мировую экономику. С одной стороны, информатизация ускоряет общественное развитие и дает мощный импульс структурной перестройке экономики, появлению наукоемких отраслей и высоких технологий, развитию сферы услуг, реорганизации традиционных базовых отраслей.

 

С другой стороны, информатизация становится прогрессирующей отраслью мировой экономики и открывает совершенно новые возможности для создания нематериальных форм богатства и оказания информационных, образовательных, научно-исследовательских и других социальных услуг. Кроме того, информационные ресурсы приобретают характеристики товара и капитала, участвуют в товарно-денежных отношениях и имеют самую высокую потребительскую стоимость и оборачиваемость. Поэтому своевременное и эффективное решение проблемы защиты информации позволит от информатизации общества не только получить самый большой экономический эффект, чем от любого другого вида производственной или иной деятельности, но и обеспечить экономическую и национальную безопасность страны.

 

Своим коллегам и учащимся пожелаю, чтобы они учли, что реальную конкуренцию развитым странам наша страна может составить только по IT. Здесь не нужно иметь предприятий на больших территориях с дорогостоящим оборудованием и многочисленными инженерно-техническими специалистами для производства летающих аппаратов, ядерных реакторов и других сложных материально-технических средств.

 

Результатами IT являются только программные продукты, для производства которых любому молодому человеку с аналитическим мышлением нужно научиться программированию и иметь компьютер, подключенный к интернету. Если учесть, что большинство наших соотечественников в школе дружат с математикой, то научить их программированию не предоставляет никакой трудности. Для этого нужно организовывать различные курсы и олимпиады по программированию хотя бы по примеру, как это сделано в России.

 

Профессор Шукаев: Выпускники вузов не должны получать квалификацию, а должны получить знания

 

- Дулат Нурмашевич, IT-компании постоянно обращают внимание на недостаток IT-специалистов и на недостаточную квалификацию выпускников вузов. Согласны ли вы с этим мнением?

 

- Это мнение — константа. Не меняется много веков. Выпускники вузов не должны получать квалификацию, а должны получить знания. На это и нацелена новая система высшего образования по кредитной технологии.

 

- Соответствует ли номенклатура IT-специальностей современным требованиям? Должны ли вузы готовить узких специалистов по отдельным видам работ и технологиям программирования?

 

- В сфере IT-технологий по номенклатуре МОН имеются 4 специальности: Информатика; Информационные системы; Вычислительная техника и программное обеспечение; Математическое и компьютерное моделирование.

 

Эти специальности соответствуют современным требованиям. По программам высшего образования вузы не должны готовить узких специалистов по отдельным видам работ и технологиям программирования. Такая подготовка целесообразна по трехстороннему договору между студентом, организацией и вузом. В некоторых вузах, в частности, в КазНТУ имеется Центр повышения квалификации, где предлагаются дополнительные виды подготовки в области IT.

 

- Обеспечивает ли университет студентам тот уровень знаний, который соответствовал бы ожиданиям рынка? Способны ли все студенты воспринимать современный материал? Не падает ли часть проблем вузов на среднее образование?

 

- Уровень знаний, заложенный в стандартах специальностей, достаточно высок, но способность студента воспринимать современный материал, особенно математизированный, падает. Выпускник средней школы, по моему мнению, хуже владеет математикой, чем в советское время.

 

- Что предпринимается для повышения профессионального уровня преподавателей? Ведутся ли в вузе разработки информационных систем для госсектора и сферы бизнеса? Существуют ли стажировки преподавателей на передовых предприятиях отрасли (как это было раньше)?

 

- К сожалению, плановая форма организации повышения профессионального уровня преподавателей ушла в историю. Сейчас повышение профессионального уровня это личная проблема преподавателя. Разумеется, разработкой информационных систем для госсектора и сферы бизнеса вузы занимаются по договорам и тендерам.

 

- Что, на ваш взгляд, нужно для того, чтобы повысить уровень IT-образования в Казахстане?

 

- Создать условия для привлечения в вузы хороших специалистов, успешно работающих в IT-предприятиях и стимулировать хороших выпускников вузов получать послевузовское образование.

 

- Ваше мнение о дистанционном обучении?

 

- Двоякое. Низкое — как превалирующая форма получения знаний и положительное — как дополнительное средство обучения.

 

- Какие мероприятия нужно проводить, чтобы остановить утечку кадров из Казахстана?

 

- Это невозможно.

 

- Сотрудничаете ли университет или ваша кафедра с IT-компаниями и если да, то с какими и каким образом?

 

- Со многими. Но дальше просьбы фирм о направлении выпускников на собеседование дело не продвигается.

 

- Есть ли возможность у студентов пройти квалифицированную практику?

 

- Квалифицированную практику могут пройти только единицы. Фирмы ставят условие отбора студентов на практику по результатам собеседования с прицелом приема на работу.

 

- Подрабатывают ли студенты в IT-компаниях? Какой процент востребован уже во время учебы?

 

- Среди студентов нашей кафедры «Технической кибернетики» КазНТУ большой процент востребованности уже во время учебы. Правда, не всегда это приводит к улучшению качества учебы из-за пропусков занятий.

 

- Есть ли у выпускников проблемы с трудоустройством?

 

- Есть обратная проблема — не можем выполнить заявки бюджетных организаций. Например, вузов.

 

- Ваши пожелания государству, коллегам и учащимся.

 

- Государству — от благих намерений перейти к конкретным шагам. Например, снабжать вузы на регулярной основе лицензионными программами, выделять гранты в области разработки образовательных технологий, увеличить число магистрских грантов по IT-специальностям и др.

 

Родителям — если ребенок знает все компьютерные игры, это не значит, что он будущий студент IT-специальностей.

 

Учащимся — хорошие оценки, полученные «любым» способом, не помогут вам пройти собеседование в солидных организациях. 

Комментарии