Следите за новостями

Привлекательный интерактив

Несмотря на экономические трудности, поразившие Казахстан, отрасль телекоммуникаций остается одной из наиболее привлекательных сфер экономики.

27 мая 2008 18:15, Адиль Урманов, Бизнес & Власть

Несмотря на экономические трудности, поразившие Казахстан, отрасль телекоммуникаций остается одной из наиболее привлекательных сфер экономики. По итогам I квартала 2008 года рост доходов телекоммуникационных компаний составил 28,1%.

Этот показатель немного ниже тех, которые демонстрировали телекоммуникации на протяжении последних 6–7 лет, однако существенно выше показателей других отраслей и темпов роста экономики Казахстана в целом. Всего в I квартале 2008 года предприятия связи, по данным Агентства РК по статистике, заработали более $1 млрд. Причем 41% принес розничный рынок. Таким образом, розница постепенно приближается по доходности к корпоративному сегменту.

В структуре доходов 58,4%  составили доходы от услуг мобильной связи, 18,1%  — междугородной и международной связи, 10,6%  местной телефонной связи и 12,9%  прочих видов коммуникации. Учитывая, что рынок мобильной связи уже пережил этап бурного роста, в дальнейшем следует ожидать расширения рынка телекоммуникаций за счет других сегментов. По мнению руководства Агентства по информатизации и связи (АИС) наиболее перспективным сектором являются услуги по передаче данных и цифровое телевидение.

Эти изменения можно проследить и в политике, проводимой компанией Iteca, организатора ежегодной телекоммуникационной выставки KITEL. «Кроме традиционных секций, посвященных телекоммуникационному оборудованию, программному обеспечению, компьютерной технике и периферии, одним из основных направлений в этом году стало телерадиовещательное и банковское оборудование», — сообщила менеджер выставки Ксения Климова. Перспективам развития цифрового телевидения будет посвящена конференция «Цифровой Казахстан: вчера, сегодня, завтра», проводимая компанией Iteca совместно с Национальной ассоциацией телерадиовещателей Казахстана. Такое расширение тематики выставки показывает, что IТ становятся всеобъемлющими и современная экономика все больше зависит от развития высоких технологий.

С другой стороны, цифровизация Казахстана только началась. По данным АИС РК, ежегодное увеличение продаж компьютеров оценивается в 15–20%. Причинами расширения рынка являются повышение уровня жизни и рост компьютерной грамотности в регионах. Информационное образование в регионах достигло уровня, способствующего формированию стабильного спроса на компьютеры. Причем частный сегмент отечественного компьютерного рынка растет значительно быстрее, чем корпоративный. Если в 2003 году реализация компьютеров для домашнего пользования составляла чуть больше 20% от общего объема продаж, то в 2006-м эта цифра приблизилась к 40%. В I квартале 2007 года продажи персональных компьютеров выросли на 27,8%  и составили 96 100 штук.

Увеличение числа домашних компьютеров создает предпосылки для возникновения интернет-бума в Казахстане. Согласно данным, приведенным в интервью председателем АИС РК Куанышбеком Есекеевым газете Iteca Exhibition News, в настоящее время в республике наблюдается быстрый рост количества пользователей Сети. По итогам 2005 года плотность пользователей интернета составляла 2,7 на 100 жителей; в 2006 году — 4 пользователя на 100 жителей; в 2007 — 11 на 100 жителей. Согласно отчетам операторов связи, количество абонентов Сети на 1 января 2008 года достигло 683497, из них 270726 имеют широкополосный доступ к интернету.

Рост количества интернет-пользователей должен произойти не только благодаря провайдерам. «Мы ожидаем, что во второй половине года компании мобильной связи получат лицензии на организацию связи третьего поколения 3G, и «КаР-Тел» будет активно участвовать в этом процессе. Это позволит предоставить нашим корпоративным клиентам, а также наиболее активным пользователям высокоскоростной доступ в интернет, другие услуги, связанные с передачей данных», — поделился своим мнением генеральный директор ТОО «КаР-Тел» Дмитрий Кромский.

Переход на новый стандарт связи является частью маркетинговой политики сотовых компаний. Расширение абонентской базы мобильной телефонии в этом году резко замедлится, так как уровень проникновения мобильной связи по учету проданных SIM-карт в Казахстане на начало года составило 83%. «Это говорит о том, что сейчас наступает пора, когда темпы значительно снизятся по сравнению с показателями 2006–2007 годов. Безусловно, какую-то лепту в сокращение прироста внес и финансовый кризис, который отразился в первую очередь на малом и среднем бизнесе, а также на активности физических лиц — абонентов сотовых компаний, — рассказал глава «Кар-Тел». — Крупный бизнес, похоже, несильно пострадал».

Но г-н Кромский не намерен драматизировать положение дел. Да, есть какое-то снижение активности пользователей, но потенциал отрасли, по его мнению, еще не использован, поэтому ситуация на рынке остается весьма благоприятной. «Я считаю, что год будет динамичным для мобильных телекоммуникаций. Мы ожидаем повышения качества работы нашей сети, как только получим лицензию на диапазон частот 1800 МГц, — сказал он. — ТОО «КаР-Тел» надеется получить лицензию в этом году, так как с той полосой частот, которой пользуются операторы, предоставлять услуги качественно уже достаточно проблематично. Особенно в городах, где сеть загружена».

Плоды предстоящего интернет-бума намерены пожинать и предприятия, не имеющие очевидного отношения к информационным технологиям. В настоящее время услугой Homebank.kz пользуются 145 тыс. клиентов Казкоммерцбанка (ККБ). Это больше половины от количества всех пользующихся интернет-банкингом в Казахстане, но лишь 1/7 от количества держателей платежных карт ККБ. Сегодня банк выпустил около 1 млн. карточек. К концу 2009 года, как ожидается, количество клиентов финансового портала ККБ превысит 300 тыс. пользователей.

Однако выполнение этих задач зависит от дальнейшего развития Казнета, рассказала начальник отдела маркетинга финансовых порталов ККБ Гульмара Рысбекова. В настоящее время в Казахстане лишь около 1 млн. человек имеют доступ к интернету. Причем большинство их сконцентрированы в Алматы. «По моим данным, наибольшее количество пользователей интернет-услуг также находятся в Алматы — около 85%. Затем идут Астана и остальные города. Очевидно, что развитие интерактивных банковских услуг зависит от уровня доступности Сети для населения, а также развития каналов связи», — отметила она.

Основная цель интернет-банкинга — обеспечить удобство клиентам банка, предоставляя возможность получения дистанционных финансовых услуг. Всемирная паутина позволяет в короткое время обслужить большее количество как физических, так и юридических лиц. При этом немаловажным фактором является то, что себестоимость on-line-транзакций в разы ниже традиционных. Большой плюс интернет-банкинга — круглосуточный доступ к услугам банка. Это удобно для клиента и выгодно для финансового института.

Активное продвижение интернет-банкинга, в свою очередь, помогает развивать проекты в сфере интернет-торговли, которая привлекательна тем, что позволяет молодым компаниям значительно экономить деньги на персонале, аренде торговых и складских помещений.

Комментарии