Следите за новостями

Цифра дня

3 млн активных соцаккаунтов в Казахстане

Казнет: тяжелые условия эволюции

По официальным данным около 65% всех казахстанских запросов приходятся на долю российских интернет-ресурсов.

26 мая 2008 18:12, Талгат Амиров, Exit.kz
Рубрики: Интернет

По официальным данным около 65% всех казахстанских запросов приходятся на долю российских интернет-ресурсов. Наибольшей популярностью у казахстанцев пользуются поисковые порталы и социальные сети. За 2007 год львиная доля исходящего трафика пришлась на пять сайтов: Mail.ru, «Яндекс», Rambler, «Вконтакте» и «Одноклассники.ру».

Российские интернет-холдинги заметили такую статистику еще задолго до того, как о ней заговорил АИС — Mail.ru уже не первый год предоставляет услуги географического таргетинга рекламы. Иначе говоря, российский портал может позволить компании, заинтересованной в казахстанском рынке, «светиться» только перед пользователями с казахстанскими IP-адресами. Правда, удовольствие это пока дорогое. По словам Олеси Колесниченко, PR-менеджера компании «Евросеть», продвижение в Рунете редко обходится дешевле $10 тыс. в месяц. Однако сейчас ситуация начинает меняться.

Подготовка к «холодной войне» за рынки СНГ заставляет поисковики «обрастать» сервисами и локализировать свои продукты. Но пока Google, Rambler и «Яндекс» усердно учат казахский и узбекский, Mail.ru решил пойти дальше и обучить иностранным языкам свой «мессенджер» — «Mail.ru Агент». Новая версия этого интернет-пейджера — «М-Агент 5.1», может общаться с пользователем на пяти языках: русском, английском, украинском, казахском и узбекском.

Впрочем, не исключено, что в скором времени по-казахски заговорят и другие «мессенджеры»: AOL и Rambler все серьезнее относятся к продвижению ICQ, а Microsoft скоро будет отмечать год работы MSN в России. И хотя пока на просторах СНГ у интернет-пейджера редмонского софтвера дела идут довольно скромно, соперник он все же серьезный — на территории европейского союза и в англоязычных странах юго-восточной Азии MSN уверенно удерживает за собой лидерство уже не первый год. Таким образом, изучением новых языков «М-Агент» просто пытается укрепиться на завоеванных рынках, тем более, что в Казахстане детищу Mail.Ru «наступает на пятки» ICQ .

AOL о переводе «цветочного мессенджера» на казахский язык пока не заговаривал, зато Rambler уже не раз упоминал о своем желании внедрить географический таргетинг рекламы в русскоязычную версию ICQ. Теперь, похоже, российскому интернет-холдингу представится возможность перейти от слов к делу. На этой неделе Rambler должен подписать с AOL новое соглашение о продвижении ICQ на постсоветском пространстве. По нему обе компании смогут заключать партнерские договоры с третьими сторонами, зато Rambler получит эксклюзивное право на продажу рекламы в русскоязычной версии «мессенджера». По подсчетам аналитиков УК «Финам Менеджмент», в результате такой сделки в этом году интернет-холдинг сможет увеличить свою выручку от ICQ на 7%, до $3,5–4 млн.

«Сейчас соглашение находится у AOL, но условия нового договора уже обговорены, так что с американской стороны могут быть лишь какие-то незначительные поправки, — прокомментировал сделку Александр Ковалев, PR-директор Rambler Media. — А отказ от эксклюзива с ICQ и приобретение прав на рекламу в его русскоязычной версии — это лишь часть новой стратегии холдинга. Мы хотим стать единой точкой входа пользователей в интернет».

«На самом деле отказ от эксклюзива гораздо выгоднее Rambler, чем AOL, — заявила аналитик «Финам Менеджмент» Анна Зайцева. — У Mail.ru есть свой «мессенджер», «Яндекс» вряд ли станет копировать конкурента, разве что AOL сможет привлечь игроков второго или третьего эшелона. Зато Rambler теперь имеет право распространять любые другие программы для общения в сети, скорее всего он возьмется за Skype».

«Учитывая, что ICQ специализируется на переписке, Rambler вряд ли заинтересуется MSN — невыгодно продвигать конкурирующие между собой сервисы, — согласилась Анна Лепетухина, аналитик «Тройки Диалог». — Сейчас Rambler было бы логичней подписать договор со Skype, специализирующейся на голосовом общении. Если холдинг на это пойдет, то в его руках окажется солидная доля рынка интернет-мессенджеров, а популярность Skype на Украине, в Казахстане или Узбекистане резко возрастет».

В российском офисе Google (владеющем правами на Skype) Exit эту информацию пока комментировать отказались. Но даже с одним ICQ, Rambler может хорошо ударить по кошелькам казахстанских сайтов, тем более, что по его статистике, около 70% казахстанцев, пользующихся интернет-пейджером, имеют аккаунт в «аське». Стоит отметить и тот факт, что реклама в «мессенджерах» обычно обходится дешевле, чем на страницах «раскрученных» порталов, то есть появление такой услуги от Rambler — первый шаг к разрушению одной из последних надежд казахстанских сайтов — дороговизны продвижения в Рунете.

Но счета, выставляемые российскими интернет-ресурсами за рекламную поддержку, ближайшее время будут снижаться не только за счет «мессенджеров». Все больший интерес к центрально-азиатским рынкам проявляют социальные сети, расширяющие с каждым днем свой ассортимент маркетинговых инструментов. К примеру, «Одноклассники.ру», недавно запустивший географический таргетинг на Казахстан, с прошлой недели начал предлагать казахстанским компаниям демографическое нацеливание рекламы. Теперь рекламодатели могут варьировать со своей аудиторией, «появляясь» только перед пользователями с определенными IP-адресами, определенного возраста, пола и социальной группы, при этом специальные фильтры дают возможность определить в поисках какого товара сейчас находится тот или иной пользователь.

В Казнете же все действует по схеме «Дома, который построил Джек». У большинства казахстанских сайтов все маркетинговые инструменты заканчиваются вывешиванием баннера на главной странице. Хозяева сайтов поголовно объясняют это нехваткой денег. Нехватка денег возникает из нехватки рекламы. Рекламы нет, потому что контент ее не достоин. А контент плох, потому что есть в Казахстане «Казахтелеком», наживающийся на хостинговых тарифах. Тут мнения разделяются: сами игроки останавливаются на обвинениях в адрес монополиста, а эксперты развивают мысль дальше, утверждая, что любой контент достоин рекламы — нужно просто уметь красиво его подать.

«Наши клиенты готовы к онлайн-продвижению и уже вовсе не считают интернет неэффективным, — сказала в интервью Татьяна Бирюкова, руководитель PR-департамента коммуникативного агентства «Ренессанс». — Просто в онлайн-продвижении предложение рождает спрос, а от казахстанских сайтов поступает слишком мало интересных предложений».

Но если раньше отечественные интернет-ресурсы еще могли привлекать своей ценой, то сейчас эта «морковка» для рекламодателя становится весьма сомнительной. Казнет с каждым днем все больше нуждается в «гугловской» формуле 3 в 1, ему нужен такой сайт, что сумеет привнести свое новое в хорошо известное старое, заставит о себе говорить и сможет хорошо продаваться — все это поначалу почти без денег и невзирая на «Казахтелеком».

Комментарии