Следите за новостями

Цифра дня

17,8% казахстанцев совершали покупки в интернете

Точка зрения эксперта

Состояние рынка автоматизированных систем Казахстана, в сравнении с наиболее развитыми экономиками СНГ.

18 апреля 2008 18:02, Михаил Токарев, Digital Kazakhstan
Рубрики: Рынок, Софт

Казахстан, Россия и Украина — страны СНГ, в которых экономика развивается значительно быстрее, чем в остальных постсоветских государствах. Поэтому задачей данной статьи является оценка состояния автоматизированных систем Казахстана в сравнении с наиболее развитыми экономиками СНГ.

С точки зрения экономики, особенностью Казахстана является наличие крупных национальных компаний, в отличие от России, где большая часть предприятий была приватизирована в 90-х годах. Поэтому «законодателем мод» в области проектирования и внедрения автоматизированных систем явились как раз национальные компании.

Развитие автоматизации является одной из приоритетных задач правительства, поставленных президентом страны Нурсултаном Назарбаевым. Этому направлению деятельности правительства и национальных компаний уделяется внимание значительно большее, чем в других странах Содружества.

Состояние рынка автоматизации в России

Большой процент приватизированных предприятий привел к тому, что, с одной стороны бизнес был не готов тратить большие инвестиции в автоматизацию, с другой стороны его эффективность значительно сильнее зависит от применяемых систем, в отличие от государственных предприятий.

Это привело к тому, что с начала 90-х годов, не имея достаточных ресурсов для покупки дорогих систем, бизнес был вынужден автоматизировать процессы управления при помощи собственных программистов или дешевых систем российского производства типа 1 С, «Парус» и т.п.  Однако быстрое развитие бизнеса привело к тому, что автоматизации только бухгалтерии, зарплаты и кадров стало явно недостаточно.

Быстро росло производство и тесно связанные с ним: логистика, складской учет, управленческий учет. Появилась потребность выхода на фондовые рынки с размещением акций предприятий. Все это, а также недостаточная функциональность российских и «самописных» систем, привело к необходимости использовать западные и американские системы, которые позволяли помимо значительно более широкой функциональности, выходить предприятиям на рынок IPO.

Таким образом, в начале текущего века сложилась очень благоприятная ситуация на российском рынке для появления самых разнообразных программных систем, автоматизирующих процессы предприятий. С одной стороны назрела потребность, как во внутреннем учете, так и в публичных отчетах предприятий, с другой стороны предприятия уже накопили достаточный запас финансовых средств, позволяющий тратить сотни тысяч долларов на известные западные и американские брэнды в области автоматизации.

С этого времени в крупном и среднем бизнесе начинают широко применяться ERP-системы среднего класса (Microsoft Navision, Axapta) и крупные системы (SAP, ORACLE). Удачная автоматизация позволила многим российским предприятиям не только автоматизировать рутинные учетные функции, но и представлять акционерам и широкой общественности результаты деятельности предприятий. Это явилось одной из причин роста котировок предприятий на фондовом рынке, так как открытость отчетов — это важный критерий для переоценки стоимости акций и активов.

Государственный бизнес стал уделять внимание западным средствам автоматизации даже позже частного бизнеса. Однако инвестиции в этот сектор начали быстро нарастать, и сегодня объемные характеристики этих двух частей экономики в области автоматизации оцениваются примерно поровну.

Развитие рынка в Казахстане

Руководство РК пошло другим путем в управлении экономикой. Большинство крупных предприятий, особенно стратегических, добывающих и транспортирующих природные ресурсы и электроэнергию остались в собственности государства.

Однако, благодаря дальновидным решениям президента и правительства, на этих предприятиях значительно раньше начали применяться современные автоматизированные системы западных и американских производителей.

С прошлого века на большинстве предприятий начали внедряться как крупные системы типа SAP и ORACLE, так и системы среднего класса — «Галактика», Planinum и пр. К сожалению, на тот момент экспертиза местных специалистов в подобных системах была незначительна, что привело к затягиванию сроков внедрения таких систем, частым изменениям целей их работы и, соответственно, к серьезным переделкам в таких системах.

И только за последние 5–7 лет удалось, наработав опыт, используя, в том числе, иностранные консалтинговые компании, выправить положение. И сегодня республика может похвастаться такими успешными внедрениями как: «КазМунайГаз», «Казахтелеком», «КазТрансОйл», КЕГОК и другими.

Широкое применение автоматизированных систем в национальных компаниях позволило накопить опыт локальным консалтинговым фирмам. Это обеспечило возможность внедрения подобных систем на частных предприятиях. Однако частный бизнес в Казахстане значительно отстает в своем развитии от своих западных партнеров. Не в объеме финансовых ресурсов, а в понимании необходимости инвестиций в сферу автоматизации. Это вызвано как относительно небольшим числом крупных частных холдингов, так и неразвитостью местного фондового рынка, и большими объемами производства, до сих пор находящимися в тени по разным причинам.

Даже наиболее развитая строительная отрасль не ставит своей задачей публичное раскрытие информации, т.к.  отсутствие конкуренции и большие объемы прибыли не вызывают необходимости в улучшении учета производства и финансов. А для чисто бухгалтерских задач подходят российские системы типа 1 С.

И только в последний год-два многие крупные предприятия, начиная конкурировать с иностранными, задумались о необходимости автоматизации своей деятельности, не только покупая компьютеры и протягивая локальные сети, но и покупая дорогие средства автоматизации. В первую очередь это касается производственных предприятий и сетей розничной торговли. Нарастает конкуренция, уменьшается норма рентабельности, растут издержки при отсутствии возможности повышения отпускных цен. Все эти причины, которые появились еще 5–7 лет назад у западных стран СНГ, вызывают необходимость и в Казахстане в более правильном построении бизнес-процессов предприятий и их обеспечении средствами автоматизации.

Будущее рынка автоматизации

И в России, и в Казахстане, и в Украине эксперты прогнозируют рост потребности в автоматизации более 20% ежегодно.

Если в России «бум автоматизации» в частной сфере подходит к концу, то в Казахстане он только начинается. Я прогнозирую рост потребности в автоматизации до 50% ежегодно.

Однако, несмотря на наличие опытных консалтинговых компаний, их ресурсы явно недостаточны для обеспечения потребностей бизнеса в автоматизации. Особенно не хватает опытных консультантов в проектировании и внедрении систем среднего класса. Известны единичные случаи успешного внедрения подобных систем в частном бизнесе, тогда как каждая крупная российская компания может похвастаться сотнями внедрений серьезных систем.

Рынок не терпит пустоты, поэтому недостающие ресурсы частный бизнес будет вынужден брать за рубежом. Это приведет и к росту стоимости внедрения систем автоматизации и к увеличению качества работ консалтинговых компаний, а следовательно и к большей удовлетворенности клиентов. Для уменьшения стоимости внедрения и сопровождения систем иностранные консалтинговые компании вынуждены будут увеличивать количество локальных квалифицированных специалистов. Но на рынке труда уже сейчас осуществляется острая нехватка квалифицированных кадров. С другой стороны, налоговая система, несмотря на большую лояльность к бизнесу по сравнению с российской, несовершенна, что пока еще приводит к латентности консалтингового бизнеса.

Исходя из этого, основными чертами консалтингового бизнеса в Казахстане на ближайшие 3–5 лет будут:
— приход иностранных крупных компаний напрямую;
— расширение сети филиалов иностранных компаний;
— удорожание стоимости внедрений автоматизированных систем;
— привлечение иностранных специалистов как по договорам, напрямую, так и через консалтинговые компании;
— резкий рост рынка средств автоматизации (что приведет и к дополнительному разочарованию Заказчиков, т.к.  обеспечить качество внедрений смогут не все компании);
— резкое удешевление стоимости услуг связи за счет как прихода иностранных компаний-провайдеров, так и за счет объемов спроса;
— полный или частичный IT-аутсорсинг по индийскому и китайскому принципам;
— увеличение спроса на «чистый» консалтинг в области процессов управления частными предприятиями.

Комментарии