Следите за новостями

Национальный веб-поиск: кто построит бизнес в Казнете?

Статья рассказывает о том, зачем нужен казахстанский поисковик, каким он должен быть и кто займет вакантное место организатора этого бизнеса в Казахстане.

21 апреля 2008 13:52, Марат Ижанов, CNews.kz
Рубрики: Интернет

В то время, как в России есть несколько национальных поисковых систем, в Казахстане до сих пор нет ни одной. Необходимость появления казахстанского поисковика — достаточно спорный вопрос. Зачем он нужен? Каким должен быть? Кто займет вакантное место организатора этого бизнеса в Казахстане?

Достаточно часто слышится фраза: «в Казахстане мало пользователей интернета». При этом точных данных, сколько же их на самом деле, нет. Кроме того, непонятно, относительно чего считается это «мало». Мало в Алматы относительно Москвы? Мало в Казахстане относительно мирового уровня проникновения? Если взять процент пользователей интернета относительно всех жителей страны, то да, безусловно, он ниже, чем в России.

На вопрос «Почему?» преимущественно встречается два варианта ответа: «дорогой интернет, поэтому мало пользователей» и «мало контента, поэтому пользователям незачем подключаться».

Ситуация похожа на курицу с яйцом. Что первично: пользователи не ходят, потому что контента мало, или контента мало, потому что он слабо востребован пользователями? Ни то, ни другое. Пользователей мало и контента мало, потому что мало кто рассматривает Казнет как среду для бизнеса. А это самое главное.

Что такое Казнет?

Казнет в части контента не выделяется каким-то четким параметром. Скажем, можно сказать, что Рунет — это русскоязычный интернет, т.е.  совокупность сайтов и сервисов, связанных с интернетом, работающих на русском языке. Казнет по лингвистическому принципу не выделяется. Также нельзя сказать, что это сайты, находящиеся физически в Казахстане: хоститься они могут где угодно.

Можно предположить, что Казнет — это сайты в зоне .KZ, но это тоже не так. Есть множество сайтов в других доменных зонах (.RU, .COM, .INFO и т.д.), которые нельзя не считать частью Казнета. Это, например, сайт «Казах.ру» на котором общаются казахи со всего мира, или сайт посольства Казахстана в Великобритании, находящийся в зоне CO.UK.

По мнению автора, Казнет — это совокупность сайтов и сервисов, связанных с Казахстаном. А если брать казахов в мире, (которых нельзя отделить от Казахстана), то это и сайты, связанные с казахами. Именно поэтому предпочтительнее использовать термин «казахский поисковик» (а не казахстанский).

Структура Казнета

Итак, в Казнет входит следующий контент: сайты, находящиеся в зоне .KZ, сайты на казахском языке, сайты, находящиеся в любых доменных зонах и на любых языках и имеющие контент, связанный с Казахстаном или казахами. По оценкам автора, таких сайтов всего около десяти тысяч.

Зачем нужен казахстанский поисковик?

Создание отдельного инструмента, который бы осуществлял поиск по Казнету, может быть оправдано, только если это будет востребовано двумя группами: пользователями и рекламодателями. И та, и другая, по мнению автора, созрели для такого сервиса, если сделать инструмент по современным стандартам.

Казахский поисковик может быть интересен практически всем, кто информационно связан с Казахстаном и казахами. Это пользователи интернета из Казахстана, люди со всего мира, знающие казахский язык, представители Рунета, интересующиеся казахским контентом, англоговорящие пользователи интернета, интересующимся Казахстаном.

Если учесть тот факт, что казахов в мире около 25 млн. человек, и приплюсовать потенциальную аудиторию, для которой Казахстан может быть интересен (а таких немало, достаточно вспомнить, что после истории с Боратом в «Википедии» запрос Kazakhstan занимал второе место по популярности), то общая потенциальная аудитория составит около 40 млн. человек. Исходя из самых пессимистичных оценок по охвату интернета в этой аудитории (5%), получаем 2 млн. человек. По прогнозам автора, за 5 лет (с учетом контентной среды, а также общего роста аудитории интернета) при плановом развитии казахский поисковик может получить 700 тыс. пользователей.

Второй способ подсчитать аудиторию поисковика — через количество казахстанских пользователей. Отталкиваясь от даже самой скромной цифры на 2007 г. в 320 тыс. пользователей, при 40% росте в год через шесть лет аудитория достигнет тех же 2 миллионов человек (и это только казахстанские пользователи). Если поисковик получит 35% от этого числа, то можно также оперировать числом в 700 тыс. человек. А это уже вполне серьезная аудитория для бизнеса в интернете (не только казахстанском, кстати).

Контекстная реклама в Казахстане не развита. Вообще интернет-реклама для Казахстана — это еще неизведанное поле, и в нее не каждый рекламодатель решит вкладывать деньги.

Казахский поисковик нельзя рассматривать в отрыве от мощного инструмента по контекстной рекламе — системы, которая позволит каждому владельцу сайта разместить у себя рекламу, а также выводить объявления в результатах поиска. Именно этот инструмент (вместе с переломом общественного мнения) и откроет дорогу рекламным бюджетам в Казнет, а с ними и подтянет контент.

Вот они «золотые яйца», которые жаждут получить владельцы сайтов в Казнете, едва сводящие концы с концами.

В чем уникальность?

Главный вопрос, который задает каждый второй собеседник: «Зачем нужен казахский поисковик, если есть «Яндекс» и Google?». Но «Яндекс» создан для Рунета, а Google — для интернета в целом. И ни тот, ни другой не учитывают особенностей Казнета.

Так, «Яндекс» технологически не может искать по-казахски. А Google не знает, что такое Казнет. Он знает только сайты в зоне .KZ, не говоря уже о том, что они не учитывают морфологические и семантические составляющие сайтов на разных языках. В результате получить полный результат на свой запрос и при этом быть уверенным, что он релевантен запросу, в Казнете невозможно.

Кроме этого, локальная система может иметь преимущества за счет своей локальности, а именно: скорость обновления информации может быть в разы выше (мировые конкуренты обновляют ее раз в одну-две недели). Также небольшое количество сайтов позволит вручную разделить их по категориям (государственные, коммерческие, информационные), по типам и регионам, к которым они относятся, и производить поиск с множеством параметров. Например, искать среди автомобильных сайтов коммерческой направленности, расположенных в Караганде.

Почему тоже самое не могут сделать конкуренты? Могут, конечно. И сделать им это будет легче (учитывая ресурсы и опыт), но чтобы делать уникальные казахские сервисы, нужно выделять их в отдельный проект. А это уже целый бизнес. Он, естественно, может быть создан и появится, когда казахский рынок контекстной рекламы будет иметь вес.

Финансирование

Вопрос финансирования — краеугольный для данного проекта. Если бы это было не так, в Казнете уже давно бы существовал не один поисковик. По оценкам автора, для создания коммерчески окупаемого проекта требуется финансирования в размере 2 млн. долл. в течение 5 лет. Кто может вложить такую сумму в подобный проект? Рассмотрим несколько сценариев.

Заказ государства у сторонних компаний. По мнению автора, данный вид финансирования бесперспективен с точки зрения развития бизнеса, т.е.  деньги могут быть выделены и успешно освоены, может, даже получиться удачный продукт на выходе. Но кто будет развивать его в течение нескольких лет? Конкурировать с зарубежными аналогами, привлекать инвесторов, выводить на самоокупаемость? Сомнительно, что государственные механизмы позволят это сделать, учитывая частые ротации в госструктурах и сложности, связанные с бюджетной и юридической стороной. Резюме — создадут показушный вариант, громко отрапортуют и забудут.

Долевое участие государства и коммерческих структур. Данный тип финансирования со стороны государства подразумевает вхождение в бизнес на этапе старта и дальнейший выход из него с получением прибыли. Очень удачная схема для такого рода венчурных проектов, однако практика показывает, что есть одно маленькое «но», перечеркивающее саму возможность существования такой схемы. Таким «но» является законодательная обязательность внесения залога на полученные деньги со стороны государства. Учитывая высокую рискованность, коммерческой стороне (бизнесу) необходимо, кроме вложенных своих денег (например, половины бюджета), на оставшуюся половину (которая со стороны государства) дать ликвидный залог. Таким образом, бизнес-участник несет двойные риски и замораживает залог на время возврата денег (а это как минимум два-три года). Прибавьте к этому риск (который очень велик) со стороны государства вообще охладеть к проекту и прекратить финансирование — получим нереальные условия для бизнеса.

Коммерческие структуры. Представим себе, что несколько коммерческих структур собрались и решили создать подобный поисковик. Подготовили бизнес-план, оценивают риски. И здесь выясняются чисто юридические детали. Такая, например, что Казник не дает никакой (!) бумаги на то, что вы являетесь владельцем домена, а еще какая-нибудь организация может запросто отключить домен, что бывало неоднократно, безо всяких решений суда и юридических обоснований. Понятно, что проект, финансируемый государством (как, например, в первых вариантах), никто трогать не будет. А что делать простым коммерсантам? Правильно — искать высоких покровителей, которые будут в силе в течение всех этапов развития проекта.

Вот такая конфигурация может иметь право на существование при следующих условиях: инвесторы соберутся в венчурный фонд, появится управляющая компания при этом фонде, деньги фонда будут вложены в несколько проектов за пределами Казахстана (диверсификация рисков), в фонде будет явный фаворит, который несет на себе основные риски и заинтересован в лоббировании и продвижении проекта.

Поисковик — это вершина интернета. А казахский поисковик — будущая вершина Казнета. Путь до нее этот может быть долог и тернист, но те, которые его пройдут до конца, будут играть первые роли в Казнете долгие годы. Возможно, это вдохновит многих на усилия, и они не пройдут даром.

Комментарии