Следите за новостями

Информационные технологии — каждому

О проведенных мероприятиях в рамках программы снижения информационного неравенства в 2007 году и состоянии борьбы с цифровым разрывом сегодня.

17 марта 2008 13:35, Digital Kazakhstan

Мы продолжаем следить за реализацией Государственной программы снижения информационного неравенства. О том, какие мероприятия были проведены в ее рамках в 2007 году и каково состояние борьбы с цифровым разрывом сегодня читайте в приведенной ниже статье, информация для которой была предоставлена Агентством РК по информатизации и связи.

Департаментом снижения информационного неравенства была проведена большая работа по организации процесса обучения населения компьютерной грамотности в рамках реализации Программы СИН в регионах Казахстана. Со 2 июля 2007 года открылись 2512 компьютерных классов, где на сегодняшний день всего обучены и протестированы 273979 слушателей. В организациях образования протестированы 500000 выпускники школ, колледжей и ВУЗов. Уже в первые месяцы реализации Программы поступило множество откликов из различных регионов страны. Осведомленность о Программе из месяца в месяц увеличивает число желающих пройти курс обучения, этим объясняется необходимость создания в регионах дополнительных компьютерных классов.

Судя по полученным откликам, программа обучения чрезвычайно важна, доступна и обращена широким слоям населения. Среди прошедших курсы множество людей с ограниченными физическими возможностями и малообеспеченные слои населения, кому были недоступны платные компьютерные курсы. Реализация Программы приводит к тому, что имеющиеся платные курсы компьютерной грамотности сворачивают свою деятельность, так как резко снизилось количество людей, обращающихся к ним.

В регионах акиматы по просьбе населения, желающего обучаться компьютерной грамотности, создали общедоступные пункты для регистрации слушателей и получения консультации по обучению. Созданы дополнительные классы в Костанайской, Западно-Казахстанской и Жамбылской областях. Обучение и содержание компьютерных классов здесь было организовано за счет местного бюджета.

Приведем некоторые конкретные цифры. Акиматами областей, Астаной и Алматы и Министерством обороны Республики Казахстан определены адреса 2512 компьютерных классов:

— По 68 компьютерным классам воинских частей Министерства обороны Республики Казахстан для обучения военнослужащих.
— По 69 компьютерным классам для обучения в детских домах, школах — интернатах и домах юношества Казахстана.
— По 75 компьютерным классам для обучения государственных служащих. В связи с отсутствием финансирования на 2007 год и с целью загруженностью вышеуказанных классов проводится обучение работников бюджетной сферы и безработного населения.
— По 300 компьютерным классам для обучения работников бюджетных организаций и безработного населения.
— По 2000 «летним» классам для обучения работников внебюджетной сферы и иных категорий граждан в период с 1 по 31 июля.

Отдельное внимание уделяется организации обучения и тестирования работников национальных компаний. Для этого во всех национальных компаниях были определены ответственные лица от руководства и исполнители за организацию обучения работников. В прошлом году были организованы мероприятия и проведено обучение в следующих национальных компаниях: АО «ФУР Казына», АО «НАК «Казатомпром», АО «НК «Казмунайгаз», АО «Казпочта», АО «Казахтелеком». В компаниях АО «Кегок», АО «НК «Казахстан Темир Жолы», АО «Казахстан инжиниринг» был проведен подготовительный этап к обучению и заложен бюджет на 2008 год для проведения обучения сотрудников данных компаний. Кроме того, всеми этими национальными компаниями были предоставлены сведения о компьютерной грамотности работников, составлены и утверждены планы мероприятий по реализации Программы. Всего в национальных компаниях за 2007 год компьютерной грамотности обучены 6316 работников.

К сожалению, приходится отметить, что в этом году в некоторых областях процесс обучения до сих пор не начат. Это связано с нехваткой преподавателей, с распределением выделенных целевых трансфертов на обучение, с количеством обучаемых в детских домах, так как есть такие дома, которые обучили всех своих воспитанников и сотрудников в 2007 году, а обучение других категорий населения в некоторых домах не доступно в связи с тем, что они являются закрытой зоной. Также в некоторых областях наблюдается отсутствие или нехватка учебно-методических пособий (УМП) или электронных учебников (ЭУ), что может привести к срыву обучения.

Однако на учебниках свет клином не сошелся, и для желающих повысить свой уровень компьютерной грамотности существуют и другие возможности. Не каждый осведомлен, например, что давно функционирует информационно-образовательный портал компьютерного обучения населения, на котором слушатели могут обучиться по вышеуказанным УМП и ЭУ, пройти тестирование, скачать автономную программу тестирования, получить статистические данные по тестированию слушателей в разрезе областей, участвовать в форумах и задать интересующие вопросы по программе СИН.

Для решения проблемы с нехваткой преподавателей на базе Национального центра информатизации (НЦИ) в 2007 году был создан Центр по подготовке преподавателей и дистанционного обучения населения компьютерной грамотности и сертификации. За все время существования там были подготовлены и обучены 1643 преподавателей-тренеров и 2000 студентов ИТ-специальностей для работы в «летних» школах.

Каждый гражданин, окончивший государственные курсы, получает соответствующий документ (сертификат), подтверждающий компьютерную грамотность, в соответствии с уровнями сложности компьютерной грамотности. Бланки этих сертификатов уже отпечатаны в количестве 1000000 экземпляров и доставлены в регионы Казахстана. На сегодняшний день доступ к сети интернет имеют 444 компьютерных классов: 356 по технологии ADSL и 88 по технологии Dial-up. Последнее не является вариантом, который устраивает школы, так как в этом случае доступ к сети интернет имеется только на одном компьютере, что понижает эффективность проводимых занятий. Поэтому сейчас ведутся поиски путей решения этой проблемы.

На сегодняшний день уже можно оценить весь позитив проекта. Программа среди населения вызвала положительный резонанс, особенно ее социальная составляющая. Население почувствовало заботу со стороны государства.

Комментарии