Следите за новостями

Цифра дня

17,8% казахстанцев совершали покупки в интернете

Чтобы карась не дремал...

Михаил Тюнин, директор корпоративного Фонда «Информационная инициатива», делится итогами мониторинга программы снижения информационного неравенства в Казахстане.

13 апреля 2008 21:58, Вера Сучкова, Profit.kz
Рубрики: Общество

Государственные органы и неправительственные организации сделали долгожданный шаг навстречу друг другу. Агентство РК по информатизации и связи подписало с несколькими НПО Меморандум о сотрудничестве в сфере распространения инициатив Программы снижения информационного неравенства. В состав участников соглашения помимо АИС РК вошли Ассоциация IT-компаний, Международная академия информатизации, Гражданский альянс, а также корпоративный Фонд «Информационная инициатива», чей проект общественного мониторинга лег в основу меморандума. Документ был подписан в марте 2008 года.

Мы обратились за комментариями к руководителю Фонда «Информационная инициатива» Михаилу Тюнину. «Подписание данного Меморандума — важное событие, имеющее большое значение для эффективной реализации Государственной программы СИН и развития гражданского общества, — заметил он. — И мы рады, что инициированный нашей организацией проект в очередной раз был поддержан государством».

Действительно, если не считать многочисленные малые инициативы, «Общественный мониторинг Государственной программы снижения информационного неравенства» — четвертый крупный проект, начатый Фондом и переданный впоследствии под контроль государства. Об этих начинаниях без преувеличения можно сказать «сделано впервые в Казахстане».

Первый очень удачный проект — «Прозрачный город» в Восточно-Казахстанской области, который во многом стал основой для практической реализации региональной «Электронный акимат». Связанный с электронным управлением и электронной демократией, он был реализован в 2002–2006 годах на средства Фонда «Сорос Казахстан». В рамках проекта обучались чиновники, был создан в 2002 году первый интерактивный сайт госорганов — oskemen.kz. Впоследствии бюджетные средства легли на уже вскопанную почву, и на сегодняшний день, среди всех регионов Казахстана, где реализуются электронные акиматы, ВКО является единственным социально-ориентированным регионом. Здесь не нужно объяснять чиновникам, зачем необходимо электронное правительство и на кого оно рассчитано.

Второй проект, успешно существующий и по сей день — «Корпоративная образовательная сеть School net для школ Алматы». Впервые в стране в 2003 году была реализована модель единого образовательного пространства, внутри которой были созданы электронные сервисы, наложено информационное взаимодействие между Департаментом образования и учебными заведения, созданы десятки сайтов и школьных он-лайн газет. Внутри сети, включающей 211 организаций (177 школ, профессиональные школы, некоторые районные отделы Департамента образования и Городской центр информатизации образования), пользователи имеют бесплатный трафик, доступ к внутреннему контенту. Специалисты Фонда «Информационная инициатива» не занимались только инфраструктурной частью. Было проведено более 400 тренингов по различным тематикам, включая создание веб-сайтов, школьных он-лайн газет (об этом писал Profit.kz). Более того, наладился информационный обмен между департаментом образования и школами. По окончании, в апреле 2007 года, проект был передан Департаменту образования Алматы. Любопытно отметить, что топологию этой сети впоследствии стал использовать «Казахтелеком» для построения коммерческих вариантов корпоративных сетей.

В Карагандинской области Фондом была создана первая в стране электронная деревня. Слово «электронная» подразумевает то, что жители поселка получили реально работающую локальную информационную сеть (на основе Wi-Fi), внутри которой было налажено информационное взаимодействие населения и местного Акима. Теперь главе поселка не приходится принимать у себя такое количество людей, как это было раньше. Он на вопросы жителей отвечает по локальному ICQ, электронной почте или через внутренний информационный ресурс построенный по технологии WEB 2.0.  В свою очередь, жители играют между собой в сетевые игры, обмениваются информацией, фильмами, музыкой. Легко заметить, что это еще одна модель корпоративной сети, с бесплатным внутрисетевым трафиком. Проект «электронная деревня» — это практическая реализация идей информационного равенства и модель для развития местного самоуправления.

И, наконец, в прошлом году Фондом был инициирован проект «Общественный мониторинг Государственной программы снижения информационного неравенства», который был профинансирован все тем же Фондом Сороса. Об истоках этой инициативы рассказывает Михаил Тюнин: «Поскольку три предыдущих проекта давали основания полагать, что мы являемся экспертами в этой области, мы тщательно изучили Государственную программу и увидели в ней очень много недочетов. Стало ясно, что эффективно она работать не будет. Вначале мы попытались обратиться в Правительство с предложениями доработать Программу, но к тому времени она была уже утверждена, и что-то изменить было невозможно».

Тогда решили действовать по-другому. Представители Фонда стали мониторить четыре процесса выполнения программы: методические пособия (учебники, диски и т.д.); сам процесс обучения населения, причем из перечисленных в Программе категорий (безработное население, работники бюджетной и внебюджетной сферы, государственные служащие, военнослужащие и дети-сироты) взяли только открытые классы; обеспечение населения доступной компьютерной техникой (на начало проекта существовало две концепции: Национальный компьютер и Народный компьютер); и наконец — снижение стоимости интернета.

Специалисты начали ходить по школам в летнее время и наблюдать, как происходит обучение, как используются методические материалы, с какими трудностями сталкиваются преподаватели, с какими — слушатели. После чего было подготовлено несколько рекомендаций, официально направленных в Агентство по информатизации и связи. «Нас услышали, стали приглашать на мероприятия, печатать статьи, — отметил г-н Тюнин. — Однако не во всех регионах к нам отнеслись с пониманием. Кое-где нас публично обвиняли в продажности западным фондам, говорили о нашей некомпетентности, хотя год назад мы получали благодарственные письма и восторженные отзывы от этих же лиц».

Однако работа продолжалась. В ходе исследования было выявлено, что классы стоят полупустые, хотя по спискам посещаемость была стопроцентной. Специалисты Фонда показали риски, связанные с отсутствием доступа учебных классов к глобальной сети. В частности, в Алматы было обучено 17 тыс. населения, а к интернету классы не были подключены. А ведь одна из важнейших задач Программы снижения информационного неравенства — достижение 20% уровня пользования интернетом. Также были выявлены риски, связанные с недостаточным преподавательским опытом, невосприятием информации слушателями. Ведь преподаватель курсов, как правило — школьный учитель, у него нет навыков работы со взрослым населением, и ему трудно стимулировать интерес к учебе у слушателей. Более того, к сожалению, учитель тоже будет преподавать только то, что он знает наизусть, а он обычно знает лишь программы MS Word и Excel. Преподавание по методическим пособиям велось не в полном объеме, как правило, на курсах не доходили ни до интернета, ни до электронной почты, ни до понятия электронного правительства.

Мой собеседник выразил по этому поводу следующее мнение: «На наш взгляд, задача курсов — убрать у человека боязнь перед информационно-коммуникационными технологиями и предложить ему реальный инструмент для решения своих повседневных проблем, а не обучать офисным программам. Если бы ему показали, что можно теперь не ходить в кассу «Народного банка», а оплачивать коммунальные услуги из дома, это сразу заинтересовало бы людей. Но ни государство, ни компании не проявляли к этому интереса. Большая проблема, что на местах к выполнению Государственной программы относятся формально, не задумываясь о ее глобальной социальной роли в формировании информационного общества. В чем-то акиматы, конечно, можно понять: у них и своей работы хватает, а тут теми же силами приходится внедрять еще одну Программу. Поэтому на местах, конечно, нужна общественная поддержка».

И вот, первый месяц весны ознаменовался заключением меморандума между государственными и общественными структурами. Очень важно, что АИС РК увидело в НПО партнеров и востребовало их опыт и возможности. Агентство по информатизации и связи стало одним из первых государственных органов, который реализовал на практике Послание президента страны в части повышения результативности государственного управления, прозрачности и подотчетности обществу.

И сейчас речь идет уже о том, что НПО должны быть вовлечены не только в процесс мониторинга, но и в процессы общественной поддержки программы. Люди не воспринимают те каналы информации, которые используются государством. Не читают газет, не всегда смотрят национальные телеканалы, которым большую конкуренцию составляет кабельное и спутниковое телевидение. То есть, сами по себе эти каналы работают, но свою задачу они не выполняют — это тоже большая проблема.

Теперь к вопросам информирования населения подключатся НПО, ведь они могут нормальным человеческим языком донести до людей смысл, цели, задачи Программы. НПО бывают разные: и гендерные, и правозащитные, и экологические, работающие с людьми с ограниченными возможностями. На сегодняшний день насчитывается более 5000 активно действующих НПО, и большая их часть входит в Гражданский Альянс, который является одним из участников Меморандума. НПО охватывают все категории населения, проводится масса мероприятий, которые можно использовать для информирования населения о Государственной программе СИН.

Представители неправительственных организаций также собираются принимать участие во всех официальных мероприятиях акиматов, связанных с Программой СИН. В данном случае помощь может быть оказана как по организации проведения такого рода мероприятий, так и с привлечением частных компаний, которые охотно идут на контакт с НПО.

При всем при этом функции общественного мониторинга возьмет Фонд «Информационная инициатива». Запомнились слова Михаила Тюнина, процитировавшего кого-то из казахстанских общественных деятелей: «НПО — это та щука, которая существует, чтобы карась не дремал». Щука — это здорово, главное, чтобы остальные участники не оказались в ролях лебедя и рака. Хочется верить, что сотрудничество правительственных и неправительственных структур действительно окажется плодотворным, тем более, что положительные примеры уже есть.

Комментарии