Следите за новостями

Цифра дня

269,5 млрд тг составили ИКТ-расходы в компаниях Казахстана в 2016 г.

Рынок систем безопасности становится более цивилизованным и охватывает более широкий, чем прежде, спектр сфер деятельности

Итоги прошедшей в Алматы выставки SecurityExpo 2008, посвященной системам безопасности.

4 апреля 2008 12:03, Анна Шатерникова, Панорама

Индустрия безопасности сегодня в меньшей степени, чем прежде, представляет собой недешевое, но необходимое дополнение к другим сферам бизнеса, но все более отчетливо демонстрирует себя как самостоятельный рынок. Косвенным свидетельством тому стало проведение в Алматы выставки SecurityExpo 2008, первого специализированного профессионального мероприятия в данной области. Обеспечение безопасности — проблема многогранная, в равной степени актуальная как для отдельных предприятий, так и для целых отраслей и сложных социальных механизмов в лице целых городов. Столь же широкий спектр направлений включает и само понятие безопасности — от предотвращения промышленного шпионажа и информационной безопасности до безопасности противопожарной и систем контроля доступа. Отдельным пунктом следует упомянуть деятельность в сфере экономической безопасности, связанной с оценкой состояния материальных и интеллектуальных ресурсов компании, отношений с партнерами в юридических и производственных вопросах, состояние организационных связей.

До последнего времени большая часть представителей казахстанских бизнес-структур, говоря о безопасности, имела в виду прежде всего обеспечение физической безопасности руководителей и сотрудников, сохранности имущества компаний и предприятий. Однако, как отмечают участники рынка, наблюдавшаяся на протяжении последних лет интенсификация развития ряда отраслей казахстанской экономики не только породила рост спроса на продукты и услуги по обеспечению безопасности, но и заставила пересмотреть организацию работ в этой сфере.

Многогранная индустрия

Первые признаки развития индустрии безопасности появились в Казахстане в начале 1990-х годов, с образованием первых компаний, импортировавших образцы систем безопасности, однако на том этапе все сводилось главным образом к бессистемным и нерегулярным закупкам, при этом цены на ввозимую продукцию были явно завышенными, хотя ее ассортимент не отличался разнообразием. В ту же пору получило толчок развитие рынка охранных услуг, а создание полупрофессиональных структур, занимающихся охранной деятельностью, приобрело такой размах, что для наведения порядка в данной сфере потребовалось вмешательство государства.

Сегодня правовую основу деятельности охранных структур определяет Закон РК «Об охранной деятельности», установивший юридический статус субъектов отрасли и их полномочия. В 2001 году МВД было определено уполномоченным органом по осуществлению контроля за охранной деятельностью; несколько позже были утверждены нормативы численности работников негосударственных охранных организаций, перечень используемых ими специальных технических средств и средств защиты. В 2003 году были утверждены правила определения объектов, подлежащих государственной охране, в число таковых вошли объекты, имеющие важное государственное значение, объекты, нанесение ущерба которым создает угрозу национальной безопасности, жизни, здоровью граждан, может привести к значительному государственному ущербу. Спустя два года в индустрии обеспечения безопасности произошли некоторые изменения, и подразделения специализированной службы охраны, финансируемые из госбюджета, стали отвечать исключительно за безопасность объектов, имеющих важное государственное значение, а также в составе комплексных сил полиции принимать участие в охране порядка на улице и в общественных местах. Забота об охране банков, обменных пунктов, квартир, кассовых помещений и помещений, используемых для хранения драгоценных металлов, легла на плечи негосударственных охранных предприятий.

Что касается сегмента оборудования систем безопасности, то он и сегодня находится в зависимости от импортных поставок — доля оборудования, произведенного зарубежными компаниями, достигает 75–90%. Между тем рынок стабильно развивается, ежегодный прирост его объемов составляет 10–35%. С учетом показателей роста по сегментам и развития самих сегментов прогнозируется ежегодный рост рынка на 17–19%. По разным оценкам, к концу 2008 года объем рынка систем безопасности составит порядка $1,6–3,5 млрд. К числу основных факторов развития рынка специалисты относят возникновение рисков террористических атак, рост культуры использования систем безопасности, а также рост доли на казахстанском рынке систем безопасности российского производства. Немалую роль в развитии данной индустрии сыграл и считавшийся благоприятным до последнего времени финансовый климат, позитивные экономические показатели ряда производственных отраслей. Обеспечение безопасности на производстве, в финансовой, энергетической, транспортной, телекоммуникационной сферах по мере их развития становилось совсем не праздным вопросом. К тому же модернизация технологий требовала инвестиций в совершенствование систем безопасности. На смену рабочим единицам в штатном расписании все чаще приходили автоматизированные системы, в связи с чем вырос спрос на сигнализации проникновения, системы охранного телевидения и наблюдения, системы контроля и управления доступом, извещатели, средства и системы пожаротушения.

В настоящее время, по данным Ассоциации охранных организаций РК, более чем в 2000 охранных структур, зарегистрированных в Казахстане, работают свыше 70 тыс. сотрудников. По данным журнала «Технологии безопасности», почти четверть, точнее, 23% компаний, имеющих лицензии на занятие охранной деятельностью, работают в Алматы; 14% от общего числа подобных структур действуют в Астане. Относительно высоким выглядит представительство охранных компаний в Карагандинской (11%), а также в Восточно-Казахстанской и Кызылординской (по 9%) областях; доля остальных регионов колеблется в пределах 1–5%. Говоря о распределении по областям компаний, имеющих лицензии на поставку и продажу оборудования, а также оказание услуг в сфере безопасности и противопожарной защиты, следует отметить практически равное — примерно по 19% представительство двух столиц и их большой отрыв от остальных регионов.

Тот факт, что на рынках Астаны и Алматы работает в общей сложности практически третья часть предприятий отрасли, легко объясним: именно здесь сосредоточены государственные и банковские учреждения, телекоммуникационные компании, являющиеся одними из ведущих потребителей охранных систем. Здесь же ведется наиболее активное строительство новых жилых комплексов, офисных зданий, торговых центров, которые необходимо оснащать современными системами безопасности и пожаротушения. С развитием индивидуального жилищного строительства вырос спрос на системы защиты жилья, соответственно выросла потребность в пультовой охране, более широко, чем прежде, внедряются системы контроля доступа с удаленным от объекта управлением. В связи с тем, что крупными потребителями оборудования систем безопасности являются промышленные предприятия, на общем фоне выделяются регионы с традиционно развитым производством — Карагандинская, Восточно-Казахстанская (по 7%) и Актюбинская (8%) области. Системы безопасности в сфере коммуникаций на SecurityExpo 2008 представляла компания «CSI Казахстан», вышедшая на рынок более 12 лет назад как представительство компании Philips CSI B. V, одного из мировых лидеров в области охранного телевидения и систем оповещения. Установленные компанией конгресс-системы, системы синхронного перевода, конференц-системы есть в правительственных зданиях, залах резиденций президентов Казахстана и Кыргызстана.

Повод для тревоги

Индустрия безопасности как таковая неотделима от деятельности по предотвращению чрезвычайных ситуаций. «Можно говорить о прямой взаимозависимости: чем больше внимания вопросам безопасности уделяет исполнительная власть, тем меньше чрезвычайных ситуаций происходит в стране. В 1996–1997 годах, когда организация данного направления только начиналась, серьезные происшествия, в которых нередко погибали люди, происходили едва ли не каждый день, и ураганы, подобные тем, которые наблюдались в Алматинской области нынешней весной, становились настоящими катастрофами. Подразделения служб ЧС оказывались бессильны перед ними, поскольку не были оснащены должным образом», — говорит начальник департамента по ЧС акимата Алматы Бауржан Искаков.

Время показало, что выделявшиеся в те годы средства на модернизацию служб ЧС порой оказывались буквально выкинутыми на ветер. В частности, одномоторные вертолеты, приобретенные в свое время для обеспечения безопасности города и ликвидации чрезвычайных ситуаций, как выяснилось, в принципе не были предназначены для полетов над городами и крупными населенными пунктами. Сейчас, утверждает г-н Искаков, положение в области предотвращения ЧС, по крайней мере в Алматы, изменилось к лучшему — чрезвычайные ситуации уже не влекут столь глобальных последствий, ежегодно удается достичь 10-15-процентного снижения количества чрезвычайных ситуаций. Повысилась оперативность реагирования структур ЧС, и начальник городского департамента взял на себя смелость утверждать, что сегодня едва ли кто-нибудь сможет пожаловаться на нерасторопность подразделений по борьбе с чрезвычайными ситуациями.

Тем не менее, республиканская статистика в области чрезвычайных ситуаций выглядит достаточно тревожно. По данным МЧС РК, за 2007 год на территории республики зарегистрировано 21637 чрезвычайных ситуаций и происшествий природного и техногенного характера, что на 9,1%  меньше, чем в 2006 году. В чрезвычайных ситуациях пострадал 5781 человек, в том числе погиб 1591 казахстанец. Львиную долю от общего числа чрезвычайных происшествий — 82,1%  — составляют ЧС техногенного характера; в свою очередь, в списке техногенных ЧС абсолютное лидерство удерживают производственные и бытовые пожары. Число пострадавших увеличилось в Атырауской области в 4,8 раза, в Мангистауской области в 2,3 раза, в Костанайской области в 1,5 раза, в Астане в 1,4 раза, в Актюбинской области на 32,8%, в Кызылординской области на 6,2%, в Восточно-Казахстанской области на 10,3%. При этом число погибших значительно возросло в Актюбинской области — на 73,3%  (на 55 человек), Мангистауской области на 83,3%  (на 25 человек), в Астане на 46,2%  (на 30 человек). Наибольшее число погибших от общего количества приходится на Карагандинскую — 15,1%  (241), Алматинскую — 11,1%  (177), Восточно-Казахстанскую — 11,1%  (177), Актюбинскую — 8,2%  (130), Южно-Казахстанскую — 6,4%  (102), Костанайскую — 6,3%  (101), Северо-Казахстанскую — 5,2%  (83) области и Астану — 6% (95), Алматы — 4,6%  (73).

Враг №1

Коль скоро пожары возглавляют неофициальный список наиболее распространенных в республике чрезвычайных ситуаций, то и вопросы обеспечения противопожарной безопасности в настоящее время являются одними из самых злободневных. Между тем участники рынка особо отмечают темпы развития сектора пожарной безопасности. Если еще 6–7 лет назад заказы на установку противопожарного оборудования делались главным образом «из-под палки», под давлением государственных норм и проверяющих органов, то сегодня многие предприятия принимают решения в пользу приобретения современных систем противопожарной безопасности, заботясь прежде всего о сохранности объектов и имущества. «И все же ни для кого не секрет, что оснащение парка противопожарной техники оставляет желать лучшего. Если говорить об Алматы, то наблюдавшийся на протяжении последних лет градостроительный размах породил проблему дефицита спецтехники и нехватки пожарных депо. В связи с развитием города необходимо в дополнение к существующим построить еще 10 новых депо, и акимат города уже выделил соответствующие земельные участки. В частности, крупные депо, оснащенные современной спецтехникой, появятся на Медеу», — сообщил г-н Искаков.

По словам председателя Комитета противопожарной службы МЧС Сергея Дырина, в соответствии с утвержденной и одобренной главой государства программой развития противопожарной службы, до 2013 года планируется завершить ее полное переоснащение, хотя данная инициатива и потребует значительных инвестиций — полное обновление экипировки и техники МЧС потребует затрат в размере 149 млрд. тенге. В частности, МЧС намерено полностью обновить парк пожарных автомобилей во всех регионах, а в дальнейшем заменять устаревающую технику новой по мере износа. Свои проблемы в области противопожарной безопасности породило развитие высотного строительства. По словам г-на Дырина, если 16-метровые лестницы для спасения людей при пожарах в 9-этажных зданиях в достаточном количестве имеются на вооружении брандмейстеров на протяжении многих лет, то с обеспечением пожарных расчетов техникой, способной работать на больших высотах, не все обстоит так гладко, в частности не хватает техники для массового спасения людей.

«Ранее Комитет противопожарной службы оговаривал обязательное приобретение соответствующей техники частными застройщиками, которые строили дома выше девяти этажей. С 1 января действует регламент, в соответствии с которым застройщики (пока речь идет об административных зданиях) обязаны оснащать высотные строения самоспасательными устройствами, как это принято в развитых странах Европы и Азии. Тем более что предложение таких устройств на рынке есть. Мы рады, что эта инициатива прописана в законодательном порядке и получила поддержку со стороны комитета по строительству. Теперь дело за застройщиками (хотя, думается, в регионах дело пойдет менее активно, чем в Астане и Алматы) и за нашей службой, имеющей полномочия контролирующего органа», — констатировал г-н Дырин. Впрочем, отмечают представители противопожарных служб, жители многоэтажек сами отрезают себе дорогу к спасению, устанавливая железные двери и решетки на окнах, заваривая специальные аварийные люки на балконах. Болевой точкой города является удручающее противопожарное состояние рынков и других торговых площадей. В последние годы именно на этих объектах не раз возникали крупные пожары, можно вспомнить прошлогодние прецеденты в супермаркете «Грос» и на рынке «Тастак». Очень часто торговые помещения не оборудованы пожарной сигнализацией, не хватает первичных средств пожаротушения, отсутствуют указатели расположения пожарных гидрантов и водоемов, а на рынках дело осложняют самовольные постройки, перекрывающие дорогу к выходу.

Г-н Дырин также сообщил о переработке изданного несколько лет назад постановления, в соответствии с которым администрации ряда коммерческих структур были обязаны обзаводиться собственными пожарными командами. В частности, более четко определен круг организаций и ведомств, обязанных иметь собственные противопожарные службы. Сегодня по стране работает порядка 400 таких добровольных пожарных формирований, оснащенных собственной выездной техникой и своим личным составом, и в их рядах, как правило, работают вышедшие на пенсию кадровые пожарные.

Китайская компания Limac Fire Control Equipment, в настоящее время являющаяся одним из самых крупных на мировом рынке производителей для борьбы с пожарами, представила на алматинской выставке широкий ассортимент техники: огнетушители, запчасти и комплектующие к ним, оборудование для систем водяного пожаротушения, устройства внутриквартирного пожаротушения. Представители компании отметили, что продукция Limac пользуется растущим спросом на мировом рынке, и выразили надежду на усиление своих позиций на казахстанском рынке, прежде всего в связи с активизацией работ в строительном секторе. Аварийно-спасательное и противопожарное оборудование выставляла компания «КазРенТек», работающая на казахстанском рынке на протяжении четырех лет и входящая в группу компаний немецкого холдинга LTC-group. Компания не только осуществляет запуск поставляемого оборудования в эксплуатацию, обеспечение его запасными частями и сервисное обслуживание, но и проводит обучение персонала, которому предстоит работать с новой техникой.

Обеспечение пожарной безопасности является одним из направлений работы еще одного участника выставки — группы компаний «Рубеж», работающей на российском рынке с конца 1980-х, а теперь осваивающей рынок Казахстана. «В том, что компании удалось утвердиться в качестве одного из заметных игроков и долгожителей отрасли, проявился результат выполнения стратегии, нацеленной на выполнение инновационных проектов. Мы стремимся совершенствовать качество продуктов и решений, не отставать от мировых разработчиков. Сегодня компания работает по нескольким направлениям, осуществляя проектирование систем безопасности, производство и продажу дымовых пожарных извещателей и источников питания, инсталляцию систем безопасности, а также выполняет уникальные заказы под узкоспециализированные задачи, озвученные нашими клиентами. Качество нашей продукции подтверждается российскими сертификатами и сертификатами международной системы качества TUV CERT», — говорит представитель компании Михаил Бойко.

За город без опасности

Говоря о концепции защиты города от возможных угроз, представители служб по борьбе с чрезвычайными ситуациями упомянули о принятой летом прошлого года программе «Безопасный город», нацеленной на сокращение преступности, обеспечение сохранности имущества физических и юридических лиц, коммунального и ведомственного жилья, улучшение работы коммунальных служб города, уменьшение последствий чрезвычайных ситуаций. На финансирование программы предполагается выделить 3,5 млрд. тенге. Как сообщил г-н Искаков, в нынешнем году состоится тендер по материально-финансовому обеспечению программы.

Разработчики программы изучали мировой опыт организации действующих в крупных городах Европы и Америки систем видеонаблюдения городского масштаба. В свое время пионером в деле внедрения систем видеонаблюдения за порядком на городских улицах стала Великобритания. Информация с камер видеонаблюдения, установленных на оживленных улицах, дорогах, в местах массового скопления людей, поступала в центр мониторинга, сотрудники которого в случае необходимости информировали соответствующие службы о необходимости отреагировать на чрезвычайное происшествие. В результате внедрения такой системы удалось снизить количество преступлений и повысить процент их раскрываемости, так что со временем британский опыт был взят на вооружение во многих странах мира, не исключая Казахстан.

Одним из главных пунктов программы объявлены перевод всех служб в области ЧС на единый телефонный номер и организация единого диспетчерского пункта. «Сегодня в Алматы и по республике действует единый номер службы спасения 051. Однако правительство приняло программу по переводу всех служб, задействованных в сфере чрезвычайных ситуаций, на единый европейский номер 112. В связи с этим в следующем году в Астане и Алматы состоится запуск двух пилотных проектов по переводу на единый номер службы спасения, службы медицинской помощи, противопожарной и энергетической служб. В случае чрезвычайной ситуации любой гражданин сможет позвонить на единый номер, и его соединят с той службой, в компетенцию которой входит решение беспокоящего его вопроса», — пояснил г-н Искаков.

Что касается проекта создания единой диспетчерской службы, то в Ауэзовском районе Алматы уже ведется строительство соответствующего помещения, намечена разработка программного обеспечения, на базе которого будет работать объединенная служба. Предполагается, что посредством интернета к программе единой диспетчерской службы смогут подключаться частные охранные компании, что позволит активизировать обмен информацией между государственными и частными структурами, обеспечивающими безопасность, и повысить оперативность реагирования на тревожные сигналы.

Комментарии