Следите за новостями

Цифра дня

48 комплексов Starlink направило МЦРИАП в регионы ЧС
  • Доходность
    17,2%за 2023 год
  • Стоимость чистых активов
    29,5млрд тенге
  • Доходность
    14,12%с начала управления
  • Доходность
    17,2%за 2023 год
  • Стоимость чистых активов
    29,5млрд тенге
  • Доходность
    14,12%с начала управления

Электронная библиотека: цифровые преобразования в реальном времени

Интервью с генеральным директором Национальной академической библиотеки РК Розой Бердигалиевой о работе и электронных преобразованиях НАБ РК.

16 февраля 2008 14:09, Радмила Алишева, Digital Kazakhstan
Рубрики: Общество

Еще до открытия НАБ РК президент страны подчеркивал, что открытие новой библиотеки даст возможность создать эталон современного цифрового и виртуального хранилища информации. Своим участием и заинтересованностью в создании НАБ РК, глава государства определил высокое назначение библиотеки, как проводника знаний в Казахстане, ее значимой роли в образовательном процессе… На вопросы, связанные с работой и преобразованиями НАБ РК, нам любезно ответила генеральный директор Национальной академической библиотеки РК, президент Библиотечной Ассоциации РК, профессор Бердигалиева Роза Амангалиевна.

— Роза Амангалиевна, расскажите, пожалуйста, немного о Национальной Академической библиотеке РК.

—В связи с Постановлением Правительства РК «О создании Национальной академической библиотеки РК» (от 23 апреля 2004 года), 10 июня того же года состоялось официальное открытие НАБ РК с участием президента Республики Казахстан Н. А. Назарбаева и мэра Москвы Ю. М. Лужкова. В ходе своего визита мэр Москвы подарил нам богатую коллекцию российских изданий, состоящую из трех тысяч книг. Вслед за тем, прошла Акция «Книжные сокровища Астаны». В фонды нашей библиотеки были переданы книги. В этом процессе пополнения книжного фонда участвовали издательства страны, ВУЗы Казахстана, московские библиотеки, книгохранилища Алматы и Астаны. Мы получали книги из Германии и других зарубежных стран.

Основным моментом Концепции развития новой библиотеки, была электронная информация, а главным ее направлением — безбумажная технология. Информационное наполнение и доступ к нему является одним из наиболее важных аспектов работы библиотеки. Сегодня в распоряжении наших читателей максимально расширенный круг возможностей в сфере современных информационных услуг. Это зал электронных каталогов, интернет, Центр справочной службы, доставка документов, круглосуточная виртуальная справочная служба, электронный заказ книг, зал для людей с ограниченными возможностями (с самыми последними технологическими разработками), центр оцифровки, лингафонный зал. Всего в библиотеке открыто 11 залов и 3 центра. В перспективе мы планируем сдать в эксплуатацию еще 9 залов. В целях формирования информационно-телекоммуникационной атмосферы в холлах нашей библиотеки мы установили плазменные панели. Информация на экраны подается с одной управляемой рабочей станции, и меняется по мере необходимости. Лекционный зал и зал малых заседаний оборудованы системой синхронного перевода, конференц-зал  — связью и DVD-установкой. Теперь в этих залах с удовольствием проводят свои рабочие мероприятия многие общественные организации столицы. Что же касается книжного наполнения, то тут можно сказать следующее. У нас два вида фонда — книжный и электронный. Книжный фонд насчитывает более 400000 книг. Помимо этого, библиотека получает около 1500 наименований отечественных и зарубежных периодических изданий на казахском, русском и других языках. Сегодня услугами библиотеки пользуются около 18 тысяч читателей.

Отрадно, что с нашими читателями мы находимся в интерактивном общении. Большую роль в этом играет Совет читателей НАБ РК, который существует уже год. В него входят наши активные читатели. Они принимают активное участие в культурных мероприятиях и жизни библиотеки. А таких мероприятий мы провели около двухсот. Это акции, встречи, выставки, семинары, научно-практические конференции, «Круглые столы» и многое другое. Все они широко освещались в средствах массовой информации. Например, среди событий прошлого года мне хотелось бы отметить Международный Конгресс чтения, проводимую нами акцию «Одна страна — одна книга», открытие международного публичного лектория, где с первой лекцией выступил ректор МГУ Садовничий В. А. А на встрече с участниками VII Международного фестиваля поэзии «День Абая» мы встретились с выдающимися казахстанскими и российскими поэтами и писателями, такими как, Какимбек Салыков, Кайрат Жумагалиев, Роллан Сейсенбаев, Бахытжан Канапьянов, Андрей Дементьев, Николай Переяслов, Владимир Бояринов и многими другими.

— Вы сказали, что НАБ РК должна стать лидером в освоении цифровых решений в библиотечных процессах. Посвятите нас, пожалуйста, во все достижения в области внедрения информационно-коммуникационных технологий библиотеке за 2007 год.

— На сегодняшний день в НАБ РК установлен комплекс серверов и специализированное электронное хранилище, что является серьезной базой для развития систем информатизации, позволяя наращивать электронные ресурсы до 50 терабайт и более. Библиотека занимает лидирующее положение в республике по уровню автоматизации библиотечно-библиографических процессов. На базе НАБ РК впервые в Казахстане модернизирован и апробирован основной цикл автоматизированной библиотечно-информационной системы «РАБИС».

Система работает теперь в единой логической цепочке процесса обслуживания читателей — от регистрации читателей, до контроля его посещений, книговыдачи, поиска и заказа литературы. Библиотекари НАБ РК имеют достаточно высокий уровень владения компьютерными технологиями, ориентируются в потоках электронной научной информации, используют в обслуживании удаленные полнотекстовые научные базы данных, формируют собственные информационные базы данных для обслуживания населения необходимой профессиональной информацией.

НАБ РК уверенно занимает позицию консалтингового центра по внедрению автоматизированных и информационных систем для библиотек страны, осуществляющего анализ, прогнозирование и консалтинговые исследования в области библиотечных процессов в республике. При совместном участии всех региональных библиотек Казахстана была разработана программа «модернизация библиотек Казахстана на 2007–2009 годы», которая направлена на улучшение состояния библиотечного обслуживания в стране и компьютеризацию сельских библиотек. Программа была поддержана Министерством культуры и информации. В рамках этого мероприятия запланированы такие крупные проекты как «Казахстанская национальная электронная библиотека», «Казахстанская дистанционная библиотечная академия», «Единая информационная сеть библиотек Казахстана». И уже в 2007 году впервые на государственном уровне в рамках Госпрограммы «Снижение информационного неравенства» профинансирован проект Формирование электронного государственного библиотечного фонда «Библиотека Казахстана — КазНЭБ». В рамках КазНЭБа открывается Портал, который обеспечивает возможность доступа к электронным копиям книг через электронный каталог в разных режимах посредством интернета всем гражданам Казахстана независимо от их географической расположенности и времени суток. Зарегистрировавшись на портале, читатели, с помощью простой поисковой системы смогут произвести поиск книг, заказать необходимую книгу по электронной почте, либо пролистать электронную копию издания. Здесь же на портале предусмотрена возможность задать вопрос виртуальному библиотекарю в разделе «Вопрос библиотекарю».

Проект является поистине прорывным. Кроме возможности предоставления доступа для чтения книг в режиме он-лайн, этот проект является весомым вкладом в развитие казахского контента в мировом информационном пространстве. По существу это первый библиотечный государственный портал, дающий такой объем информации на государственном языке. Портал будет развиваться. Предстоит еще оцифровать более 300 тысяч книг, вышедших со времен существования казахстанской полиграфии.

В формировании основного массива электронного фонда участвуют национальные, республиканские и региональные библиотеки Казахстана. Используя онлайновый доступ в электронный государственный фонд КазНЭБ библиотеки Казахстана, независимо от их географической расположенности смогут обслуживать своих читателей, той литературой, которая у них отсутствует в печатном виде, внедрять на местах новые электронные библиотечные услуги, такие как доставка документов по e-mail, виртуальная справочная служба, дистанционное обслуживание.

— Как изменились формы работы с читателями и методы предоставления информации с появлением интернета и электронных читальных залов?

— Если коротко наши основные формы работы с читателями — это предоставление информации и конечно проведение самых разнообразных мероприятий. Если раньше читатель приходил в библиотеку за книгой, то сегодня, благодаря новым информационным технологиям, библиотека очень далеко шагнула за рамки обычного учреждения.

Сегодня НАБ РК — это центр доступа к электронной информации. Мы предоставляем читателям самые разнообразные электронные услуги, о которых я уже говорила выше. Мы предлагаем пользователям доступ к более чем 15 полнотекстовым научным базам данных и он-лайновым каталогам крупнейших информационных центров мира (Полный перечень смотрите на официальном сайте НАБ РК. Сотрудники НАБ РК работают над созданием собственных баз данных. Так, База данных: «Астана. История и современность» создана в марте 2005 г. и находится в электронном каталоге НАБ РК. В ней предоставлены сведения с 2005 года о политике, экономике, демографии, культуре, образовании, науке, экологии, здравоохранении, имеются статистические данные Астаны.

Наша библиотека — это центр правовой и деловой информации, где можно ознакомиться со многими документами по законодательству, правовым реформам, деловому сотрудничеству. На нашем сервере расположена цифровая библиотека по правам человека. Она создана совместными усилиями Программы Развития ООН в Казахстане, Кластерного бюро ЮНЕСКО в Алматы, Комиссии по правам человека при Главе государства и Парламента Республики Казахстан. Цифровая библиотека внедрена в областные, районные и сельские регионы. Теперь в каждой библиотеке Казахстана есть доступ к «Цифровой библиотеке по правам человека» через сервер НАБ РК.

Но и это еще не все. На базе НАБ РК открылся также и Публичный центр правовой информации России, который мы рассматриваем, как расширение информационного потенциала проекта «Открытая Цифровая библиотека по правам человека».

Сегодня библиотека — это консультативный центр, где можно получить консультации по многим вопросам, используя богатейшие общедоступные информационные ресурсы.

И, наконец, сегодня библиотека — это образовательный центр. В эпоху «интернетизации» всех и вся меняется и роль библиотеки в предоставлении доступа к знаниям. Библиотека начинает выступать в качестве организатора знания, получаемого через Сеть; и в этой связи резко увеличивается значение ее образовательной функции — постоянной составляющей ее деятельности. Сегодня, когда развернулось широкомасштабное производство электронной информации, библиотеки для выполнения своего общественного статуса должны приложить максимум усилий, чтобы вписаться в постоянно эволюционирующую современную информационную инфраструктуру. Именно эта тенденция — нарастание потоков электронной информации во всех сферах человеческой деятельности — резко повышает статус библиотеки как информационного и общественного института. Чтобы оперативно удовлетворять информационные запросы современного пользователя, библиотека должна быть в центре внедрения современных технологий, генерации и использования электронной информации.

Я также особо хочу особо подчеркнуть, что сегодня библиотеки во всем мире рассматривают взаимоотношения между людьми, как территорию диалога культур, как площадку постоянного общения между представителями различных социальных групп. Библиотеки, как культурные общедоступные и информационные центры сообщества, аккумулируют и распространяют объективную информацию о межкультурном сотрудничестве, выступая как важнейший социальный ресурс упрочения и стабилизации межнационального общения. В этом году мы открыли Центр межкультурного диалога, который привлекая и объединяя различные, и в том числе социально незащищенные слои населения, будет способствовать социальной адаптации и интеграции различных групп населения (мигрантов, социально незащищенных и малообеспеченных слоев населения, студентов и др.) в новую культурную среду. В дни работы международного Конгресса чтения в Центре состоялась презентация детского проекта Людмилы Улицкой «Другой, другие, о других». Проект очень актуальный в наше время, когда конфликты на почве национальной, расовой, религиозной нетерпимости вспыхивают повсеместно. Основная его цель — показать детям, что есть люди, которые живут, мыслят, одеваются не так, как мы, иначе, молятся другим богам, и при этом они не хуже и не лучше нас. Они просто другие.

Если говорить о новых формах работы с читателями, то сегодня при проведении самых разнообразных мероприятий мы используем видеоконференцсвязь и интернет.

Например, 13 ноября 2007 г в Национальной академической библиотеке РК состоялось открытие международного публичного лектория, в котором выступил с лекцией ректор МГУ Садовничий В. А.  Наш зал не смог вместить всех, кто пришел послушать лекцию. Трансляция выступления профессора МГУ проходила на плазменных панелях. Кроме этого региональные библиотеки по каналам интернет-связи слушали лекцию и даже задавали лектору вопросы.

— Расскажите, пожалуйста, о вашей совместной акции «Одна страна — одна книга» с Министерством культуры и информации РК. 

— Эта Акция впервые прошла по всей республике в сентябре и была посвящена книге Абая Кунанбаева «Слова назидания». Основная цель Акции — развитие программы по продвижению чтения, поддержка грамотности и культуры чтения, сохранение духовного наследия, бережное отношение к родному языку, а также нравственное и патриотическое воспитание молодежи. Мы волновались, переживали, как пройдет акция? Но желание организаторов акции достойно провести мероприятие, поддержка Министерства культуры и информации РК, творческий подход к проведению мероприятия в областных, сельских библиотеках, учреждениях культуры и образования, дали свои прекрасные плоды. Был создан оргкомитет, председателем которого является Народный писатель Казахстана, Лауреат Государственной премии РК, поэт — Фариза Унгарсынова.

В НАБ РК мы открыли Акцию марафоном чтения. Участники марафона как и тысячи казахстанцев, взяв в руки книгу Абая читали одно из «Слов» и комментировали — «почему именно эти мысли для него близки и понятны». «Слова» Абая озвучили доктор философских наук — Айталы А. А.; Сенаторы Парламента РК — Джалмагамбетова С. Ж., Гарифулла Есім, Акылбай С. Б.; директор Департамента историко-культурного наследия МКИ — Шаймерден Е. Ш.; Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Куба в Республике Казахстан — г-жа Тересита Капоте Камачо; Академик РАЕН, журналист — Шалахметов Г. М. и многие .другие известные люди страны.

Итоги читательского марафона подвел доктор философских наук Абдильдин Ж. М. Он отметил, что мысли Абая не меркнут, а с годами, со временем набирают силу и мощь и являются ориентиром в жизни для нынешнего поколения. Такие марафоны чтения, литературные вечера, викторины, встречи с абаеведами и с известными общественными и культурными деятелями страны, писателями, исследователями прошли во всех регионах страны. И вы знаете, из всех материалов опубликованных в СМИ сквозной линией проходит мысль о том, что казахстанцы всем сердцем приняли Акцию и ждут ее продолжения.

— Традиционный вопрос. Планы. Проекты. Перспективы на 2008 год?

—Конечно, приступив к реализации глобальных проектов КазНЭБ и других, мы помним, что осваиваем всего лишь первое поколение он-лайн — библиотек, представляющих собой текстовые базы данных. Едва начав работу над этими проектами, мы уже отстаем во внедрении новых цифровых возможностей в библиотечных бизнес-процессах. Время требует разработки следующей ступени — Концепции развития библиотек Казахстана, где будут учтены новейшие достижения в области информационных технологий, которые так или иначе можно применить в библиотеках.

Так, например, в развитии современной модели библиотечной инфраструктуры должны быть учтены возможности внедрения аппаратного и программного обеспечения в библиотеках Казахстана, внедрения беспроводных технологий доступа к информации.

Однако и это еще не предел. Может показаться что сейчас рано еще говорить об этом, когда значительная часть библиотек Казахстана не компьютеризирована, когда сельские библиотеки не получают даже полноценной печатной продукции. Но нам бы хотелось уже сегодня начать разговор о новой парадигме библиотечного развития, которая подразумевает использование совершенно новых сетевых архитектур. Нам известны передовые технологии в развитии интерактивных услуг, такие как: «служба моментальных сообщений» — которая позволяет читателю получать информацию в режиме реального времени, на любой носитель информации, начиная с персонального компьютера и заканчивая мобильными телефонами; «Центр потоковых медиа» — позволяющий внедрять такие услуги, как «аудио-абонемент», отправка аудиокниг на мобильные телефоны, услуга «Чтение ушами» и пр. Сервер «Блоги и Вики» — эта услуга даст возможность читателям самим создавать свои дневники и маленькие интернет-страницы на серверах библиотеки.

Огромные коммуникационные возможности и инновационность передовых технологий дают дорогу Библиотекам нового поколения, которые будут изменяться не только при помощи библиотекарей, но и с помощью читателей.

Подписывайтесь на каналы Profit.kz в Facebook и Telegram.

Комментарии