Следите за новостями

Цифра дня

48 комплексов Starlink направило МЦРИАП в регионы ЧС

Создание национального поисковика является важным шагом в развитии высоких технологий в Казахстане

О том, какие проблемы возникнут при разработке национальной поисковой системы в интернете, рассказал генеральный директор «Софтинформ Казахстан» Андрей Цой.

14 марта 2008 11:45, Айгуль Турысбекова, КазИнформ

На одном из последних заседаний правительства РК Агентство по информатизации и связи сообщило, что в рамках проекта «Электронное Правительство» в Казахстане в ближайшее время начнется разработка национальной поисковой системы в сети интернет. Задача состоит в том, чтобы в рамках данной концепции запустить национальную поисковую систему со своим внутренним слоганом. О том, какие проблемы подстерегают на этом пути специалистов, корреспонденту Казинформа рассказал генеральный директор компании «Софтинформ Казахстан» Андрей Цой.

Существует закономерность: если у вас есть информация, то вам, несомненно, необходим инструмент для ее поиска. Алфавитный указатель, система бумажных закладок или современнейший софт для поиска — это всего лишь выбор инструмента для поиска.

По мнению А. Цоя, основная идея создания национальной поисковой системы уже вызрела и сформировалась. Следовательно, можно говорить о целесообразности обсуждения этого вопроса на высоком уровне. Построение национального поисковика, это не просто установка готового коробочного решения, это поэтапный и системный процесс создания сложнейшей структуры с учетом особенностей информационной среды Казахстана.

Задача создания собственной национальной поисковой системы связана с огромным количеством разных процессов и тенденций в пределах сетевого информационного пространства страны. Например, появление в сети интернет новых сайтов и последующее наполнение их информацией о Казахстане на государственном языке, а это в свою очередь предполагает расширение сферы его использования. Создание глобальной национальной поисковой системы, без сомнения, — трудоемкий и дорогостоящий проект.

Бытует мнение, не лишенное здравого смысла, что казахстанский сегмент интернета несколько беден информационно. Это объясняется малой востребованностью информации на государственном языке. Еще одним ограничивающим фактором является цена на предоставление услуги доступа в интернет и, как следствие, его слабое распространение в стране.

«Для наглядности воспользуемся, к примеру, поисковой системой «Google Казахстан» и запросим поиск слова «каhарман». Интернет выдает 201 упоминание этого слова. А это же слово в русской версии дает 24 млн. упоминаний. Это и есть наглядный пример огромной разницы в использовании казахского и русского языков в интернете», — отметил А. Цой.

По мнению ИТ-специалистов, казахский язык пока еще остается слабо востребованным в интернете. Но это — проблема государственного масштаба. «Однако, появление уникального внутреннего казахского контента неизбежно. И связанно оно с активным интересом к интернету и развитию высоких технологий со стороны государства и президента лично», — отметил А. Цой.

Безусловно, создание национального поисковика имеет имиджевое значение для страны. Например, казахам, проживающим за пределами родной страны, будет очень интересно использовать свой родной язык. А наличие национальной поисковой системы портального класса со множеством информационных компонентов сильно облегчит поиск любой информации, относящейся к Казахстану.

Национальная поисковая система должна объединить все источники данных и информационные ресурсы, так или иначе относящиеся к Казахстану. Эти ресурсы будут иметь определенные особенности. «В первую очередь, государственный язык, все, что касается коренной нации, всех казахстанцев и всех казахстанских ресурсов, то есть абсолютно вся информация, вбирающая в себя понятие »национальный«. Но если учесть, что президент страны продвигает идею триединства языков, можно с уверенностью сказать, что наша национальная поисковая система будет соответствовать этой концепции», — подчеркнул А. Цой.

Было также отмечено, что национальная поисковая система должна содержать определенный внутренний слоган, который должен выражать национальную идею. Но анализ содержимого сайтов, имеющихся в Казахстане, оставляет желать лучшего. А ведь от качества и количества информации на сайте в первую очередь зависят его популярность и посещаемость. «К сожалению, отечественные ресурсы наполняются за счет перепечатывания контента, который агрегируется в основном на российских информационных сайтах различных тематик и направленностей», — отметил известный программист.

Для того, чтобы приступить к такому масштабному проекту, как создание национальной поисковой системы, необходима возможность привлечения множества ИТ-специалистов в разных областях. В этом и кроется главная проблема. У нас нет специалистов такого уровня. В Казахстане есть «мозги», но сама технология им недоступна. В перспективе необходимо готовить собственные кадры. Существует проблема с программистами-профессионалами в этой сфере на всех этапах: от проектирования до разработки. На предстоящем съезде IТ-компаний Казахстана будет обсуждаться и эта проблема. Иногда в пример нам приводят Индию. Но сравнивать людские ресурсы наших стран некорректно. «Индия целеустремленно идет по пути развития информационных технологий более тридцати лет. К тому же заработная плата в нашей стране в среднем превышает аналогичные показатели в Индии. И поэтому аутсорсингом (разработкой программ) для других стран нам заниматься нецелесообразно», — считает специалист.

По его мнению, на территории республики очень мало компаний, которые профессионально занимаются разработкой информационного продукта и написанием программ. Крупных — еще меньше. Даже в России в списке «топ-100» — 50 компаний — основные игроки рынка, 20 — крупные, которые занимаются именно разработкой, а специализирующихся на интеллектуальном поиске — не более десятка! В Казахстане таких компаний и вовсе нет. «Поэтому практикуется применение уже созданного поискового движка, желательно использующего наукоемкие технологии, и на нем уже реализуется своя собственная система. Это проще и намного дешевле, чем пытаться разрабатывать свой собственный движок с нуля. Тем более, что специалистов такого уровня у нас в стране нет», — отметил А. Цой.

Например, компания «СофтИнформ» работает в сфере высоких технологий с 1995 года. За это время накоплен огромный опыт в разработке поисковых решений для корпоративного сектора, а, следовательно, компания имеет опыт работы с огромными объемами данных. Компания обладает наукоемкими технологиями для разработки интеллектуальных систем для поиска информации. Поисковая технология, используемая в ее разработках, запатентована и является уникальной.

Создание национального поисковика является важным шагом в развитии высоких технологий в Казахстане. Однако качество такой системы напрямую зависит от опыта разработчиков и технологии, положенной в его основу. Поисковая система должна быть портальной, информационно-рубрицированной по тематикам и богатой на полезные сервисы (почта, новости и т.д.). Учет национальных особенностей информационного пространства республики и корреляция с государственными программами — главные приоритеты при разработке такого решения, сказал в заключение глава компании «СофтИнформ Казахстан».

Подписывайтесь на каналы Profit.kz в Facebook и Telegram.

Комментарии