Следите за новостями

Сможет ли Казнет нести золотые яйца?

Текущее состояние и достижения казахстанского сегмента интернета за 2007 год.

По данным Агентства Республики Казахстан по статистике, предприятиями связи Казахстана в 2007 году было оказано услуг на сумму 356,8 миллиарда тенге, что на 33% больше, чем в 2006 году. В том числе населению за указанный период предоставлено услуг на 142,9 миллиардов тенге, что на 31,1%  больше, чем в 2006 году. Но доля интернет-услуг не была выделена отдельно в структуре доходов телекоммуникационного сектора, войдя в скромные 10,5%  «прочих видов связи». Куда, помимо интернет-доступа, также входит радиовещание, радиосвязь, телевидение, почтовая и курьерская связь.

Однако мы вполне можем опираться на данные о первом полугодии 2007 года — распределение долей не подвержено большим перепадам. Итак, по итогам первого полугодия 2007 года на интернет в структуре общих доходов отрасли связи пришлось 5,8%. Предположим, что по итогам года эта цифра составила 6%. Тогда в денежном выражении получим 21,4 миллиарда тенге (что примерно эквивалентно $178 млн.). Годом ранее (по итогам 2006 года) доля интернета составляла 5,2%, или 14,3 миллиарда тенге. Т.е.  имеем рост рынка услуг интернет-доступа в полтора раза. Впрочем, денежное выражение объема рынка, хоть и важный показатель, но не самый интересный. Гораздо интереснее с точки ведения интернет-бизнеса знать, например, количество интернет-пользователей.

В конце декабря 2007 года алматинская компания ICT-Marketing, специализирующаяся на исследованиях в сфере телекоммуникаций и ИТ, распространила пресс-релиз о результатах проведенного ею в сентябре того же года исследования количества интернет-пользователей в Казахстане. Согласно прогнозу к концу декабря 2007 года количество пользователей интернета в Казахстане должно было достичь 1,9 млн. человек, или 12,3%  жителей республики. А количество пользователей интернета в сентябре 2007 г. в Казахстане, по итогам опроса, составило 1,67 млн. человек. Цифры, конечно, занятные и оптимистичные, но как они были получены — непонятно. В то же время представители Агентства РК по информатизации и связи в январе озвучили такие данные: «в 2007 году зарегистрировано 1,6 млн. пользователей интернета». Кто и как их регистрировал — опять непонятно. Но цифра, опять же, оптимистичная, особенно на фоне январских целей прошлого года довести количество интернет-пользователей к концу 2007-го до 800 тысяч.

По моим же оценкам, основанным на анализе статистики посещаемости «Яндекса» (например, средняя недельная аудитория из Казахстана равна 233 тыс. пользователей) и данными о величине интернет-аудитории на Украине, проникновение интернета в Казахстане находится сейчас примерно на уровне 8%, что соответствует 1,2–1,3 млн. пользователей. (Поясню, что «Яндекс» взят как самый популярный поисковик Рунета, подмножеством которого, по сути, является Казнет, а ИТ-рынок Украины наиболее близок нашему по происходящим процессам).

К сожалению, пока нет данных о количестве пользователей «казахтелекомовского» «Мегалайна» (услуга ADSL-доступа) по итогам 2007 года — только за первое полугодие и обрывочные данные по некоторым областям. Ну что ж, продолжим строить догадки на основе имеющейся информации.

В первом полугодии 2007 года количество ADSL-абонентов «Казахтелекома» выросло более чем в четыре раза. Правда, абсолютные цифры выглядят гораздо скромнее темпов роста — база пользователей широкополосного доступа в интернет, предоставляемого АО «Казахтелеком», составила всего 59885 абонентов. А число пользователей услуг коммутируемого доступа в сети национального оператора по итогам первого полугодия 2007 года достигло 241453 абонента. Теперь более свежие цифры, но — только по Карагандинской области. Там количество пользователей интернета сети АО «Казахтелеком» на 1 января 2008 года составило 42316 человек (по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (26980 человек) рост — 56,8%). Из них 14415 человек имеют широкополосный доступ по технологии ADSL. При этом доля пользователей широкополосного интернета увеличилась до 34,1%  (с 4,4%  в прошлом году).

Исходя из этих данных, предположим, что за второе полугодие 2007 года база «казахтелекомовских» интернетчиков удвоилась и составила около 600 тыс. абонентов. Принимая во внимание доминирующее положение национального оператора на рынке и его примерную долю 50%, тоже приходим к приблизительной оценке интернет-аудитории Казахстана в 1,2 млн пользователей, что совпадает с оценкой выше.

Другим показателем, над которым читатель может, при желании, поразмышлять самостоятельно, является уровень телефонной плотности в Казахстане. Имеются в виду обычные стационарные «городские» телефоны. Ведь потенциально - каждый телефонизированный житель это интернет-пользователь. Конечно, помимо телефонной линии еще нужен компьютер и потребность в интернете (тут самое время вспомнить, что в Казахстане 1,6 млн. пенсионеров и около 5 млн. сельских жителей), но об этом, как и договорились, читатель подумает на досуге. Мы же приведем статистику: итак, по итогам 2007 года в Казахстане было зарегистрировано 3,1 млн. абонентов фиксированной связи, что соответствует уровню проникновения 20%.

И, конечно, трудно удержаться от соблазна сделать прогноз. Учитывая существующие высокие темпы роста аудитории при низком уровне проникновения, думаю, что в 2008 году количество интернет-пользователей в Казахстане вырастет, как минимум, вдвое и составит около 2,5 млн. человек. А к 2010 году можно ожидать появления 4,5–5 млн. интернет-пользователей, после чего темпы роста, вероятно, упадут до 20–30% в год.

Теперь посмотрим что у нас с сайтами. Здесь основной источник информации — каталоги и рейтинги. На начало января 2007 года в каталоге CountZero присутствовал 4101 сайт, а в каталоге «Всего WWW-Казахстана» на тот же момент содержалась информация о 3344 сайтах. Текущая ситуация (середина февраля 2008) такова: 5100 сайтов в CountZero и 3677 — во «Всем WWW…». Т.е.  база CountZero пополнилась тысячью сайтами (что соответствует среднемесячному приросту в 77 ресурсов), а «Всего WWW…» — лишь тремя сотнями с небольшим (или 25 сайтов в месяц). Впрочем, ориентироваться будем по CountZero — обращение ко «Всему WWW Казахстану» уже не более, чем дань памяти и уважения его календарной «первости». Сейчас, к сожалению, этот каталог, как и весь портал, производит дурное впечатление чего-то неживого.

Итак, по грубым и формальным оценкам 2007-й год принес Казнету тысячу сайтов. Это меньше, чем в 2006-м — тогда Казнет по таким же оценкам прирос 1230-ю сайтами. Но мы не зря говорим о формальности — сайт главное не сделать, а поддерживать в нем хоть какое-то дыхание жизни. А с этим у нас большие проблемы. Судите сами: по данным того же CountZero, количество активных сайтов, участвующих в рейтинге, не поднимается выше полутора тысяч в течении суток. Т.е., учитывая, что не все сайты зарегистрированы в CountZero и существует большое количество сайтов с посещаемостью, близкой к нулевой, можно предположить, что по состоянию на начало 2008 года Казнет состоит из 6–6,5 тыс. сайтов, из которых «живых» — не более половины.

При этом доменов в Казнете, естественно, зарегистрировано гораздо больше. Только в 2007 году, по оценкам интернет-компании PROFIT Online, было подано более десяти тысяч заявок на регистрацию доменов в зоне .kz. Общее же количество зарегистрированных kz-доменов в PROFIT Online оценивают в 25 тысяч имен. Значительный пул доменов принадлежит интернет-предпринимателям, выкупающим интересные, «красивые» имена с целью дальнейшей перепродажи или под будущие проекты.

А иногда, чтобы повысить свои шансы на успешную продажу доменного имени, интернет-предприниматели вынуждены скупать все домены заданной направленности, чтобы исключить возможную регистрацию аналогичного имени. Так, недавно на одном из популярных форумов я встретил предложение купить доменные имена эротической направленности. Их нынешний владелец действительно постарался, судите сами, в его собственности находятся следующие имена: eroticshop.kz, erotic-shop.kz, eromarket.kz, ero-market.kz, intim-shop.kz, intimline.kz, intim-line.kz, intimtovar.kz, intim-tovar.kz, intimoff.kz, ilovesex.kz, lovestore.kz, love-store.kz, sexyzone.kz, sexy-zone.kz, sexmania.kz, sextoys.kz, sex-toys.kz, sexy-toys.kz, sex-market.kz, sexstore.kz, sex-store.kz, stripshop.kz, strip-shop.kz, xxxtoys.kz, xxx-toys.kz, x-toys.kz, xtoys.kz. Впечатляет, не правда ли? Желающим открыть интернет-сексшоп практически не оставлено никакого выбора, кроме как обратиться к держателю виртуальной недвижимости. Правда, цены у Евгения (так зовут нынешнего владельца) немного «кусаются»: за имя без дефиса он просит 12 тысяч долларов, а за имя с дефисом — 10. При покупке обоих имен обещал скидку — это, на мой взгляд, тоже некорректно: «дефис» надо отдавать в подарок, если уж на то пошло. А вообще, цена неоправданно высокая на фоне того, что я навскидку могу придумать несколько доменных имен на заданную тему, которые будут свободны и ничуть не хуже перечисленных. Про то, что не всем нужна такая прямолинейность в имени, Евгений тоже не учел. Как и не учел общего состояния интернет-торговли в Казнете. В общем, красная цена этим доменам — тысячи три за все или по три сотни за пару «с дефисом и без дефиса». Это будет хорошая сделка.

Этот пример также наглядно показывает, что весомая часть имен, за которыми никогда не будет самостоятельных сайтов, зарегистрирована владельцами работающих проектов с целью защитить себя от недобросовестных действий конкурентов или киберсквоттеров, а также предотвратить ошибки пользователей при введении адреса сайта в браузере. Представьте: есть некая фирма «Вася Пупкин». По какому адресу ее искать в интернете? Это может быть vasyapupkin.kz или vassya-pupkin.kz и множество других вариантов, включая просто pupkin.kz. Естественно, что компания, которая заботится о лояльности пользователей, зарегистрирует все возможные варианты — как ни набери, все будет правильно.

Если сравнивать количество заявок на регистрацию доменов, поданных за последние два года, то мы увидим, что ситуация в целом стабильна, а годовой прирост на 12,5%  лишний раз подтверждает, что Казнет интересен и участники рынка верят в его перспективы.

Если рассматривать уровень суточной посещаемости сайтов, то получается примерно такая картина (данные абсолютные, т.е.  каждая строчка является подмножеством нижней):

Около 10000 пользователей — 5 сайтов
Свыше 1000 пользователей — 50 сайтов
Свыше 500 пользователей — 100 сайтов
Свыше 200 пользователей — 200 сайтов
Свыше 100 пользователей — 300 сайтов
Свыше 10 пользователей — 700 сайтов

Повторюсь, данные примерные, и могут несколько варьироваться, но в целом ситуацию показывают довольно наглядно: с хорошими посещаемыми сайтами у нас туго.

Тому есть целый ряд причин — от конкуренции со стороны качественных проектов Рунета, забирающих трафик, до низкого проникновения интернета в Казахстане. А еще — у нас просто действительно мало интересных проектов. Мало проектов, имеющих местную привязку.

Есть, конечно, попытки что-то сделать, запускаются сайты, созываются пресс-конференции, а на поверку выходит банальное освоение бюджета. Даже как-то неловко. Вот, например, довольно шумно в середине декабря стартовал «веб-портал» Хат.kz: и презентация тебе, и пресс-конференция. Из пресс-релиза: «Привлекать посетителей разработчики намерены информацией о Казахстане. Создатели портала надеются, что сайт станет своеобразным гидом для приезжих. На портале будет и информация об истории, культуре, обычаях и достопримечательности Казахстана. Это может стать источником информации для рефератов школьников и студентов. Языками портала будут английский, русский и казахский». Однако еще за день до представления сайта широкой общественности, на нем не было даже намека на раздел о Казахстане.

Потом появился, да какой! Я еще удивился, почему страница так долго открывается, — а там с десяток фотографий, иллюстрирующих красоты нашей природы, и каждая под мегабайт. Про оптимизацию тут, видимо, впопыхах забыли; ну, верстка соответствующая; плюс крайне скудная наполненность, — во всем просто кричит принцип «лишь бы было». Таким подходом особо не привлечешь. А когда я глянул на счетчик, то со мной чуть истерика не случилась: «На портале было 445234 человек, из них сегодня 3913». И это всего-то за два месяца существования! Скромно, ничего не скажешь.

А вообще, сайт претендует на статус «национальной почтовой службы». Помимо почты и «информации о Казахстане» здесь есть все приметы «портала», включая соответствующий «портальный» дизайн: новости, гороскоп, каталог сайтов, форум, чат, знакомства от «Мамбы» и, конечно, погодный и валютный информеры — какой же портал без них? Кстати, в каталоге можно вызывать эхо. Потому что там пусто. Потому что размещение в каталоге платное. Причем ставка плавающая и зависит от крутизны регистрируемой компании — от 500 до 30000 тенге.

По большому счету, я ничего против освоения бюджетов не имею — если кто-то оказывается в нужное время в нужном месте, то и пожалуйста. Я против непрофессионализма — уж если свезло с финансированием, то сделай хотя бы хорошо, если отлично не получается.

А тут еще навязчивая идея с национальным поисковиком никак не сойдет на нет. Вот заметка по этому поводу, вышедшая в «Известиях-Казахстан» в конце января: «Минкультуры будет добиваться появления в Казахстане качественных интернет-проектов и стимулировать развитие национального контента во всемирной сети. Для этого в ведомстве уже разработали конкретные предложения. Главная мысль состоит в том, что государство не должно смотреть сбоку на попытки частных пользователей разнообразить отечественное содержание сети. А, наоборот, выступить «локомотивом» развития домена kz. Первым делом необходимо создать базовую контентную инфраструктуру. В частности, разработать и запустить казахстанскую поисковую систему, которая поможет собрать воедино разрозненную информацию и облегчит доступ к ней. Причем по замыслу чиновников поисковик должен работать как на казахском и русском, так и английском и других языках. Осуществить этот проект предлагается на коммерческой основе с равным участием государства и крупной частной иностранной компании, имеющей опыт создания ресурсов поискового интернета. Правительство здесь может выступить в роли заказчика. Кроме того, Минкультуры предполагает через проведение конкурсов стимулировать наполнение казахстанского сегмента всемирной паутины. А в дальнейшем лучшие проекты финансировать за счет государственных средств».

В целом идея развития качественных проектов и национального контента очень правильная. Весь вопрос в способах реализации. Ну не нужен нам «национальный поисковик». Он никогда не сможет искать лучше таких грандов как «Яндекс» или Google. Им никто не будет пользоваться. Должны работать рыночные, а не административные механизмы развития. Но государственная поддержка, конечно, лишней не будет. Просто инициативы государства должны быть направлены в правильном русле, поддерживая и ускоряя естественное развитие Казнета, а не заменять его оторванными от действительности проектами, которые в конце концов перетекут в очередное освоение бюджета и не окажут на реальное развитие никакого значения.

И, в заключение скажем, пожалуй, о самом важном показателе уровня яйценоскости Казнета — его рекламных доходах. Точных цифр пока нет, но есть личные наблюдения и субъективные оценки. Которые говорят, что у нас все не так плохо. За прошедший год в Казнете заметно вырос объем интернет-рекламы: увеличилась активность прежних рекламодателей, появились новые. Что особенно радует, ряды рекламодателей пополнились не только новыми компаниями из уже представленных отраслей — ИТ, телеком, финансы, автопром, — но и приросли новыми отраслями: фармацевтика, авиация, юридические услуги.

Что касается золотых яиц, то, уверен, что Казнет сможет. Конечно, не сразу, но то, что он может нести яйца в принципе, а это мы видим уже сейчас, — чем не повод для радости? Главное — поменьше искать оправданий тому, почему у нас все так плохо, а почаще что-то делать для того, чтобы все быстрее изменилось к лучшему.

Комментарии