Следите за новостями

Цифра дня

17,8% казахстанцев совершали покупки в интернете

На IT-обучение пошел «клев»

Обзор ситуации на рынке ИТ-образования в Казахстане.

6 июня 2006 15:56, Камилла Лукпанова, Computer Club Magazine

Ежегодно обновляющиеся IT-системы, призванные облегчать жизнь большинству людей, вовсе не облегчают ее руководителям компании и их IT-персоналу. Каждая новая система сложнее и дороже предыдущей, а следовательно, требует от IT-специалистов все больше опыта и знании. Так, в Казахстане можно уже говорить о рынке авторизованного IT-образования.

Национальная склонность казахстанских рынков к «неизмеримости» коснулась и сферы авторизованного IТ-образования. По словам экспертов, точный объем рынка определить сложно, прежде всего, из-за отсутствия в Казахстане специализированных исследовательских компаний, таких как Gartner или IDC. Однако казахстанский рынок IT-обучения развивается весьма динамично, «подрастая» как минимум на 20–30% в год и расширяя «свои границы». Так, учебные центры начинают делать первые шаги и в другие города Казахстана, выходя из Алматы, на чью долю сегодня приходится около 90% всех прибылей от авторизованного IT-обучения в республике. Хотя некоторые эксперты считают, что «открывать новые территории» учебным центрам следовало гораздо раньше, потому что теперь проблема нехватки качественного IT-образования в регионах встает слишком остро, а в крупных городах чувствуются «трения конкуренции». По словам Жанары Аманжоловой, руководителя учебного центра сетевой академии «Ланит-Ал», наиболее сильно конкуренция между учебными центрами проявляется в области горизонтальных решений.

«Пока спрос на IT-образование в республике сравнительно невелик, и доходы компаний, работающих в этой отрасли, тоже весьма условны. Поэтому каждый новый коммерческий учебный центр стремится монополизировать рынок, естественно, в условиях свободной конкуренции ему это не удается. Так центры переходят к такой форме взаимодействия, когда раздел рынка по территориальному или функциональному признаку и субподряд становятся наиболее эффективными, а также взаимовыгодными формами сотрудничества»,  — подчеркнул Роман Плохотников, начальник отдела образования учебного центра High-Tech for Human.

Однако такая «дружба» между «учителями» имеет под собой и другие причины. По мнению Юлии Бегеманн, руководителя ABS Training Centre, немаловажную роль здесь играют вендоры, которым удобнее, чтобы компании, проводящие тренинги, договаривались между собой, а не воевали. К тому же, «военное положение» плохо скажется и на самих центрах. Например, чтобы получить авторизацию на курс от Cisco, помимо определенных технических стандартов, нужно иметь сертифицированного преподавателя, прошедшего двухдневный экзамен в Словении. С Oracle все еще сложнее, потому что там инструктор должен проходить экзамен в Москве по каждому курсу, который он собирается преподавать. Поэтому для всех учебных центров разделить сферу влияния гораздо легче и дешевле, чем действовать «в одиночку».

«Большие инвестиции в персонал — это всегда очень рискованно: люди меняют работу, меняют жизненные планы, и если говорить о конкуренции, то конкуренция на рынке IT-образования ведется не на уровне курсов, а на уровне инструкторов. Все занятия — стандартные, вендор устанавливает рамки, ниже которых опускаться нельзя, и единственный компонент, обеспечивающий учебному центру успех — это его преподаватели. Мы продаем не курсы, наш товар — инструкторы», — подчеркнула г-жа Бегеманн.

Тем более что казахстанский рынок IT-образования покоится всего лишь на трех китах: Microsoft, Cisco Systems и Oracle. Курсы по решениям этих трех корпораций пользуются наибольшей популярностью среди «частников», корпоративного и госсектора. Самая широкая «зона покрытия» по количеству авторизованных центров, бесспорно, принадлежит «детищу» Билла Гейтса, да и разброс цен на обучение продуктам софтверного гиганта очень разнообразен. Стоимость обучения навыкам работы с Microsoft Windows или Office 2003 колеблется от $24 до $204. Изучение более сложных продуктов корпорации, начиная с серверных продуктов и заканчивая программированием на .Net, находится в ценовом промежутке от $350 до $1000. Примерно за ту же цену желающие смогут обучиться работе с продуктами компании Oracle, которая, авторизовала лишь два учебных центра: «Академию АйТи» и ABS Training Centre. Что же касается изучения продуктов Cisco Systems, то здесь курсы стоят от $832 и выше.

Если говорить о дисциплинах, то наиболее востребованными в последнее время стали системы управления проектами, средства анализа данных, дизайн и системы проектирования, а также системы автоматизации администрирования и программирование на .NET.

Эксперты же отмечают тенденцию к расширению «портфолио» обучающих компаний. «Пока на рынке существуют лишь три наиболее востребованных основы. Но нужны новые интересные направления. Например, мы собираемся развивать авторизованное обучение продуктам IBM. У нас уже был положительный опыт, когда ABS совместно с московским центром «Interface» проводил курсы по продукту IBM — Rational. Занятия оказались настолько успешными, что сейчас планируется второй раунд», — сообщила Юлия Бегеманн.

«Занимая лидирующие позиции на рынке краткосрочного IT-образования, мы планируем проводить сертификацию IT-специалистов. Softline уже получил статус авторизованного центра тестирования Pearson VUE и Certiport. Так, в скором времени мы начнем тестировать IТ-специалистов и пользователей офисных продуктов», — заявила Бибигуль Оспанова, директор учебного центра Softline.

Но тенденция по расширению спектра программ обучения во многом зависит от самих вендоров и ими же тормозится. Например, Hewlett-Packard, имеющий огромное количество курсов как по софту, так и по железу, предпочитает держать образование «в своих руках». Авторизованное обучение HP имеют право предоставлять только учебные центры при компании или при ее крупных дилерах, хотя такая политика не совсем оправдывает себя в центрально-азиатском регионе. Рынки Казахстана, Узбекистана или Кыргызстана, конечно, несравнимы с российскими или украинскими «коллегами», но порой очень специфичны, и во многом отличаются от европейской и российской модели. Поэтому передать обучение в аутсорсинг, наблюдая за соблюдением всех технических норм, зачастую намного удобнее, чем взваливать эту «головную боль» на себя. Тем более что сегодня компании стараются максимально сокращать расходы, а содержание собственного учебного центра обходится дороже, чем выдача авторизации.

Однако специалисты считают, что будущее — за обучением определенной методологии, а не продукту того или иного вендора. «В Казахстане еще слишком мало компаний, которые занимаются разработкой своего ПО, но со временем их число будет расти. Чтобы грамотно написать программу, мало написать код, нужно знать методологию, а этому в наших вузах не учат. Вот еще одно «поле» для авторизованного обучения. Тем более что такая методология будет одинаково интересна как частным, так и корпоративным клиентам», — подтверждают в ABS Training Center.

Сегодня же основными потребителями услуг по ІТ-образованию являются крупные казахстанские компании из промышленной, финансовой и телекоммуникационной сфер, хотя среди них иногда встречаются представители строительного, транспортного или пищевого сектора. Нельзя не отметить и резко возросшее «рвение к учебе» у государства. Теперь в большинстве учебных центров соотношение между заказчиками распределяется как 10% — «частники», 40% — корпоративные клиенты и 50% — государство. По мнению Юлии Бегеманн, доля «чиновников» среди обучающихся будет расти и в дальнейшем, как и доля «частников».

«Не думаю, что спрос со стороны коммерческих организаций упадет, скорее он просто увеличится со стороны государства, у которого обучение станет еще и своего рода мотивацией для сотрудников. Возможно, возрастет и количество частных клиентов, люди уже сейчас начинают понимать, что инвестируя в свое образование, ты в дальнейшем стоишь дороже», — заметила г-жа Бегеманн.

Но не во всех учебных центрах доля частных клиентов не превышает 10%. «По количеству слушателей соотношение между частными и корпоративными заказчиками High-Tech for Human примерно 50/50.  Но мы предпочитаем не сравнивать эти два сегмента, и работаем с каждым из них в отдельности: слишком велика разница в особенностях набора, оповещения, целевой рекламы и оплаты», — сообщил Роман Плохотников.

«У нас скорее работает принцип Парето: 20% корпоративных заказчиков приносят компании 80% денег. А остальные 20%, соответственно, приносят частные потребители или открытые группы», — прокомментировала соотношение клиентов руководитель УЦ «Ланит-Ал».

Но все специалисты сходятся во мнении, что за последний год появилась тенденция «ломки стереотипов». Казахстанский бизнес понемногу становится на западные рельсы, начиная понимать, что IT-персонал тоже нуждается в повышении квалификации, и одним самообучением уже не обойтись.

На сегодняшний день, по данным Computer Security Institute, около 55% всех проблем в информационной системе вызваны ошибками персонала, а такие угрозы как вирусы или вторжения извне порождают лишь 2–3% всех «компьютерных несчастий». В пользу IT-образования говорят и отчеты IDC. Согласно International Data Corporation, обученный и сертифицированный специалист обслуживает на 50–100% больше пользователей и обеспечивает нормальную работу примерно вдвое большего количества сетевых устройств, также среднее время простоя сети у такого работника в полтора раза меньше.

«Последние исследования, проведенные среди более чем трех тысяч компаний, показали, что 10% увеличения затрат на обучение сотрудников ведет к 8,6%  росту производительности. В то же время от 10% увеличения инвестиций в оборудование производительность растет лишь на 3,4%», — отметила Жанара Аманжолова.

Но в Казахстане бизнесмены и госслужащие пришли к осознанию необходимости IT-образования скорее путем «ожогов»: слишком дорого стали обходиться ошибки IT-персонала и слишком важен стал процесс непрерывности бизнеса.

Однако, понемногу избавляясь от стереотипов, рынок авторизованного IT-образования столкнулся с еще одним препятствием на своем пути. В большинстве казахстанских компаний HR еще слишком слабо стоит на ногах, что ведет к высокой текучести кадров, следовательно, к нежеланию руководства инвестировать в свой персонал. Зачастую 50% обучившихся IT-специалистов меняют место работы на более выгодное в течение года. Некоторые «учителя», чтобы помочь корпорациям решиться на обучение своих сотрудников, предлагают клиентам программы по гарантии инвестиций.

«С осени 2006 года договор с корпоративными заказчиками будет заключаться на следующих условиях: если, обучившись у нас, их человек меньше чем за год поменяет работу, то мы обязуемся обучить их следующего специалиста с 50–80% скидкой», — заявила Юлия Бегеманн, отметив, что такой ход все же не решение проблемы.

Прежде всего, сами компании должны взяться за свой HR и улучшить мотивацию своих сотрудников. Часто корпорации забывают, что деньги — далеко не единственный и не самый лучший инструмент для повышения лояльности персонала. По данным последних исследований, около 70% служащих предпочтут интересную работу и перспективы карьерного роста просто высокому окладу. Западные компании уже давно используют обучение сотрудников и в целях повышения их лояльности к корпорации.

«Специалисты, регулярно проходящие переподготовку, напротив, более преданны своей компании. Согласно статистике «Краун Американ Пропертис» система обучения и повышения квалификации позволяет снизить текучесть кадров на 85–90%. По данным той же компании, в среднем, зарплата обученных и сертифицированных специалистов всего на 12% больше, притом, что работают они гораздо эффективнее», — отметила г-жа Аманжолова.

Третий же отрицательный фактор, влияющий на развитие IT-образования в республике, уже стал традиционным — нехватка специалистов и косность ВУЗовского образования. Зачастую студентов обучают по устаревшим программам, не согласовывая процессы обучения с планами модернизации. Так из казахстанских ВУЗов выходят «полусырые продукты», отстающие от темпов развития отрасли и требующие дополнительной «обжарки». Но, надо заметить, что граница между отрицательным и положительным влиянием этого фактора очень зыбкая — закостенелость традиционного образования и рождает такой спрос на услуги авторизованных учебных центров.

Комментарии