Следите за новостями

Цифра дня

71,5 млрд тг заработал Kcell за полгода

АИС требует лучшей связи. Близкий к насыщению рынок сотовой связи меняет приоритеты

Прогнозы развития сотовой связи в Казахстане в 2008 году.

21 февраля 2008 11:56, Елена Брицкая, Курсивъ
Рубрики: Рынок, Связь

По мнению ряда участников форума «Тенденции развития сотовой связи в 2008 г.», рынок сотовой связи во втором полугодии 2008 г. перейдет в фазу насыщения. Операторы предполагают, что борьба за абонентов в будущем будет вестись на рынке контент-услуг, в области внедрения новых технологий, а также в области качества. Однако по информации консалтингового агентства IKS-consulting, заинтересованность абонентов в контент-услугах в Казахстане пока недостаточно велика. Что касается стандартов качества предоставляемых услуг сотовой связи, выяснилось, что как таковые они пока отсутствуют.

Заместитель председателя Агентства по информатизации и связи (АИС) Аскар Бишигаев отметил, что отрасль информатизации и телекоммуникаций дает мультипликативный эффект на другие отрасли экономики. Ряд международных исследовательских институтов, таких, например, как ITU, проводят прямую корреляцию между ростом числа абонентов телефонной и сотовой связи и ростом ВВП страны. В развитых странах на увеличение плотности сотовых абонентов на 10% приходится рост ВВП в среднем на 0,6–00,8%.

По данным АИС, основанным на количестве SIM-карт, на начало текущего года общее количество абонентов, пользующихся услугами сотовой связи, составило более 12,5 млн. человек, из них 7,8 млн. — активные пользователи. Таким образом, около 80% населения РК пользуются услугами сотовой связи. Хотя следует понимать, что не всегда один абонент пользуется одной SIM-картой.

По словам А. Бишигаева, в течение прошлого года в рамках развития инфраструктуры, K’Cell и «КаР-Тел» обеспечили покрытие сотовой связью 1200 населенных пунктов. Он также предположил, что возможно 10–15% снижение тарифов на международную связь крупными операторами. При этом он добавил, что операторы сотовой связи имеют возможность напрямую присоединиться к междугородним, международным операторам, и выразил надежду на то, что операторы сотовой связи, получив хороший тариф по достаточно конкурентной цене от оператора междугородней и международной связи, задумаются о том, что самим абонентам сотовой связи они смогут предоставлять услуги по сниженным тарифам относительно сегодняшнего дня. В разрезе новых марок, как заметил А. Бишигаев, интересна представленная GSM-марка Nео, которая вынуждена начать сброс тарифов при выходе на насыщенный рынок, а это благотворным образом отразится на бюджете потребителей.

Проблемной зоной в текущем году является распределение радиочастот. В этой связи А. Бишигаев отмечает следующее: «Мы давно говорим об освобождении новых частотных диапазонов, в частности диапазон 1800 для GSM уже освобожден. После решения Межведомственной государственной комиссии по радиочастотам уже в марте-апреле будет проведен конкурс по распределению рынка частотного спектра 1800». Сейчас весь мир переходит на формат 3G — уже сейчас понятно, отметил А. Бишигаев, что диапазон 2,1–2,2 мегагерц, который будет использован для этого, должен быть стандартным.

В России частоты в основном закреплены за военно-силовыми структурами, поэтому российские частоты, как правило, нестандартные, в Казахстане же необходимо стандартизированное решение, которое позволит всем абонентам пользоваться 3G. Другой вопрос — условия стартовой цены этой услуги. «Мы не хотим повторения истории европейских стран, когда такие услуги начали пользоваться спросом только после 5 лет после огромных капиталовложений», — отметил зампред АИС. Благодаря 3G оживится рынок интернет-доступа, а это основная проблема, которую необходимо решать в ближайшие 2 года. Это повлечет за собой развитие рынка контент-услуг, который неминуемо должен развиваться при насыщении рынка.

Генеральный директор ТОО «КаР-Тел» Дмитрий Кромский отметил, что уже в феврале по сравнению с январем заметно некоторое замедление роста рынка. Поэтому компания намерена серьезно инвестировать в свою сеть, согласно наметившимся тенденциям, в связи с чем необходимо также расширение частотного ряда и введение формата 3G. Он сообщил, что у Beeline уже есть опыт работы с 3G в Таджикистане, России, Узбекистане, Украине. Главное преимущество этого формата — высокоскоростной доступ в интернет. Спрос на услугу пока невелик, но прогноз развития хороший. В Таджикистане 3–4%  абонентов, активно пользующихся 3G. В Казахстане сложно пока делать прогнозы, но как думают представители «КаР-Тел», цифра будет выше, чем в Таджикистане. Реальные сроки введения 3G «КаР-Телом» в Казахстане составят около 6 месяцев.

О перспективах рынка дополнительных услуг в Казахстане, на который возлагают теперь такие большие надежды, рассказала Светлана Черненко, представитель консалтингового агентства IKS-consulting в Казахстане. По ее информации, структура рынка на данный момент выглядит следующим образом: 67% трафика приходится на сообщения SMS/MMS, 9% — на интернет и передачу данных, 18% — на мобильный контент, и остальная часть на другие услуги. По результатам 2007 года доход, полученный операторами от дополнительных услуг, составил $120 млн., это около 8,5%  общего дохода операторов сотовой связи. При этом в развитых странах этот показатель в 2–3 раза выше, то есть составляет около 20%.

Основной проблемой во внедрении услуг, использующих мобильный контент, могут остаться высокие тарифы на доступ в интернет. Казахстан занимает лишь 11 место среди стран бывшего СНГ по уровню проникновения интернета. Это объясняется также низкой интернет-грамотностью абонентов. В целом же только 4,6%  абонентов в Казахстане в 2007 году пользовались мобильным-контентом, в то время как на Украине эта цифра составляла 18–20%.

Иван Соловьев, управляющий директор контент-провайдера i-Free Kazakhstan, отметил, что рентабельность от контент-услуг в Казахстане составляет 20–15%, а на стадии внедрения рентабельность, как правило, нулевая. Основные проблемы контент-услуг, отметил он, состоят в том, что в регионах отмечается слабая заинтересованность операторов в продвижении данного направления, а также в недостатке информации у самих операторов для оценки эффективности будущего проекта.

Другой проблемой функционирования рынка сотовой связи является законодательная база. Первый заместитель генерального директора «КаР-Тел» Дулат Оразалинов озвучил позицию фирмы по отношению к новым изменениям в законодательстве, касающиеся формирования фонда универсального обслуживания и платежей по нему в бюджет. Он отметил, что компании непонятны размеры выплат, которые покрыли бы расходы операторов, предоставляющих универсальные услуги на селе.

Кроме того, по его словам, не озвучена сумма, необходимая фонду универсального обслуживания, критерии определения универсального оператора. «Любая выплата в бюджет для нас дополнительная нагрузка, которая скажется в дальнейшем на объеме наших инвестиций, — заявил Д. Оразалинов. — По нашему мнению, проект не принесет ощутимых изменений на рынке связи, и цели его будут не достигнуты. Есть ряд предложений от компании. Во-первых, учитывая принцип справедливости налогообложения, все участники рынка должны участвовать в формировании фонда. Во-вторых, в целях справедливого покрытия убытков плательщики в фонд также должны быть потенциальными получателями средств из фонда. Также нужна раздельная методика учета расходов на развитие связи в селе по каждому оператору».

Аскар Бишигаев прокомментировал ситуацию, отметив, что, например, в России 0,3–0,4% своего дохода Beeline выплачивает государству по аналогичной программе. По данной схеме в Казахстане «Казахтелекому» удалось телефонизировать практически все населенные пункты Казахстана. Однако плотность телефонизации сельских пунктов сегодня составляет всего 9%, это огромный разрыв в цифрах. Поэтому задача государства — в первую очередь расширить число участников-операторов связи на селе. По подсчетам агентства, общая сумма необходимых затрат на развитие связи в селе — 3,8–3,9 млрд. тенге. Эта сумма получается путем умножения себестоимости затрат на предоставление услуг связи на одного сельского жителя на их количество. Предложения компаний по совершенствованию программы принимаются, но законодательство все же надо рассматривать на фоне общего развития отрасли, а не исходя из интересов отдельных участников рынка, подвел итог А. Бишигаев.

Помимо ожидаемого расширения ассортиментного ряда услуг сотовой связи, на первое место должно выйти качество услуг. Директор Научно-консультационного центра Национальной телекоммуникационной ассоциации Евгений Малишевский четко поставил проблему стандартизации качества услуг сотовой связи. Вопрос, который он затронул, не очень приятен для операторов — потребители в Казахстане постоянно испытывают проблемы с качеством связи. Как отметил Е. Малишевский, есть объективные проблемы в вопросах качества связи, и они в первую очередь связаны с нормативно-правовой базой. Есть целый ряд законодательных актов, затрагивающих вопрос качества услуг связи, в том числе качества сотовой связи — это Гражданский кодекс, законы РК «О защите прав потребителей», «Обеспечения единиц измерения», «О связи», «О техническом регулировании», а также целый ряд подзаконных актов. Но если проанализировать стандарты в области телекоммуникаций, то выясняется, что нет стандартов сотовой связи, нормы составлены для оборудования средств телекоммуникаций, большинство из которых устарели, из 185 норм телекоммуникационного оборудования лишь 12 гармонизированы с международными стандартами. Отсутствуют радиостандарты, что осложняет работу по подтверждению качества предоставляемой сотовой связи. Более того, выбор услугодателем норм в соответствии с законом «О техническом регулировании», принятом в мае 2005 г., является добровольным. То есть сейчас проверка качества является добровольным делом самих производителей, и государство ранее обязательную стандартизацию качества отдало в руки компаний. В наших условиях АИС должно разработать и установить особый раздел технических стандартов, касающихся сотовой связи.

В свою очередь, Аскар Бишигаев отметил, что работа по выработке стандартов ведется, и в этом необходимо участие операторов связи, которые знакомы и с технологическими решениями в бизнесе, и по закону непосредственно сами отвечают за качество. Он также указал на то, что на левом берегу в Астане, где находится большинство административных зданий, плохая сотовая связь, и приходится подходить к окнам, чтобы услышать собеседника. Он попросил в будущем также улучшить качество связи в этом регионе.

Комментарии