Следите за новостями

Цифра дня

71,5 млрд тг заработал Kcell за полгода

На пути к равенству

Ход программы по снижению информационного неравенства в Казахстане.

11 февраля 2008 11:10, Евгения Михайлова, Литер

Компьютер — это не только игры, но и возможность заработать

Второй год в Казахстане действует государственная программа по снижению информационного неравенства (СИН), инициированная Агентством по информатизации и связи РК. Ее основная задача — увеличить количество опытных пользователей компьютером в рамках создания в нашей стране системы электронного правительства.

В прошлом году только в Алматы на организацию бесплатных курсов в рамках программы СИН было затрачено около 80 млн. тенге. Таким образом, по итогам 2007 года 17000 алматинцев получат сертификаты об успешном окончании компьютерных курсов. Подробнее на эту тему мы поговорили со специалистами.

Проблемы и их решения

Программа по снижению информационного неравенства реализуется совместными усилиями Агентства по информатизации и связи, Министерства образования и науки, местных исполнительных органов и национальной компанией «Казахтелеком». При этом каждый участник ежегодно представляет планы работ по этой программе, поскольку функции в данном случае строго разграничены.

Но не все участники исполняют возложенные обязанности добросовестно. К примеру, АО «Казахтелеком», по информации акимата Алматы, до сих пор не подключил к интернету классы, занимающиеся по программе СИН. В результате слушателям курсов приходится познавать интернет только в теории.

Еще одна проблема — потенциальный недостаток классов, что может привести к недовыполнению плана по количеству обучающихся в этом году. В Алматы действуют 18 круглогодичных классов с преподаванием на казахском и русском языках. Ряд из них размещен в школах и лицеях южной столицы. Во время летних каникул в прошлом году также работали классы в 178 школах Алматы.

«После недавнего инцидента, когда в одной из школ взорвалась граната, алматинский департамент образования ужесточил контроль за недопущением посторонних лиц в школы южной столицы, — рассказывает начальник управления по связям с общественностью акима Алматы Айгуль Аспандиярова. — Не исключено, что в летний период этот запрет не прекратит своего действия, и в рамках программы СИН мы не сможем обучить необходимое количество людей. Мы сейчас ищем пути решения данного вопроса. Но так как требования к безопасности учебного процесса в школах являются общереспубликанскими, а не «перестраховочной» мерой руководства Алматы, то хотелось бы получить официальные разъяснения на этот счет от администраторов этой программы — Министерства образования и Агентства по информатизации и связи Казахстана».

Приоритетное право на прохождение бесплатного обучения в рамках программы СИН имеют госслужащие, бюджетные работники, выпускники школ, студенты вузов, профессиональных школ и лицеев. Однако какая-либо избирательность в данном случае отсутствует. Любой гражданин страны имеет право на бесплатное обучение в рамках СИН, обратившись к координатору одного из обучающих классов. Кроме того, каждому слушателю курсов бесплатно выдадут книгу-учебник и специальный компакт-диск с обучающей программой. И все же в том случае, если школьные компьютерные классы окажутся в этом году недоступными, то к подбору слушателей администратору программы СИН в Алматы придется подходить более жестко. В этом случае, по мнению пресс-службы акимата Алматы, было бы целесообразно несколько расширить перечень приоритетных категорий населения, претендующих на бесплатное обучение по программе СИН.

«В Алматы всего 2000 официально зарегистрированных безработных, — рассказывает госпожа Аспандиярова. — Они входят в приоритетную группу. Однако чаще всего их приходится чуть ли не заставлять учиться на наших курсах. Многие из них не имеют даже денег на проезд, чтобы приезжать в классы. В то же время такую широко распространенную категорию горожан, как самозанятое население, которым полученные знания действительно могут пригодиться, почему-то в программу СИН не включили».

Животрепещущая проблема сложилась и в отношении воспитанников детских домов и интернатов южной столицы, которых также необходимо обучить компьютерной грамотности. В Алматы имеется 12 школ-интернатов, 3 детдома, Дом юношества и приют для несовершеннолетних. Общее количество воспитанников в этих учреждениях составляет 3602 ребенка. В прошлом году из запланированных 1103 по программе СИН отучились 666 детей. По плану текущего года по данной категории АИСом установлена планка на уровне 1850 человек. Однако в силу определенных обстоятельств это невозможно.

«Из 3602 детей 1082 — это учащиеся 1–4 классов. Даже школьная программа не предусматривает преподавания информатики в таком возрасте, — говорит пресс-секретарь аппарата акима Алматы Айгуль Аспандиярова. — Кроме того, среди контингента воспитанников домов-интернатов определенная часть — инвалиды по слуху или по зрению, слабоумные, дети с психическими расстройствами. На общих условиях их обучить нельзя. Нужны какие-то специальные преподаватели, специальные средства. Закупка тех же клавиатур для слабовидящих не предусмотрена планом финансирования по программе СИН».

Результат обнадеживает

Между тем проверка результатов тестирования по итогам прошлого года выявила, что определенная часть учащихся учебных заведений не владеет либо слабо владеет компьютером.

«В частности, из 7471 выпускника школ успешно прошли тестирование с первого раза лишь порядка 90 процентов, — говорит директор алматинского городского центра Новых технологий в образовании Темирхан Тасбулатов. — Студенты профессиональных школ и лицеев показали несколько лучший результат. Из 4547 протестированных почти все набрали проходной балл. Если говорить об остальных категориях населения, то здесь с первого раза успешно прошли тестирование порядка 97–98 процентов. В целом по итогам 2007 года будет выдано 17000 сертификатов, подтверждающих компьютерную грамотность».

Тестирование можно пройти двумя способами: непосредственно по месту прохождения обучения и дистанционно, то есть в сети интернет. На сервере Национального центра по информатизации, после регистрации любой желающий может проверить свои знания, не выходя из дома. Причем в данном случае, если это необходимо, после успешного прохождения тестирования вы вправе затребовать сертификат.

Ради эксперимента автор этого материала попробовала оценить и свои знания. Процедура регистрации заняла около минуты, после чего было предложено 30 вопросов теста. Вопросы касаются особенностей работы в Windows, офисных программах Word, Power Point и Excel, а также касаются теоретических познаний по работе в сети интернет. Несмотря на то, что стаж плотного общения с компьютером у меня составляет более 10 лет, не все предложенные вопросы оказались легкими. Проходной балл в данном случае — 23. Я получила 26 баллов, «засыпавшись» в основном на тех вопросах, которые касаются офисной программы по работе с таблицами Excel. Тем не менее, на сертификат я претендовать уже могу.

Полезные навыки

Координатор программы СИН Наталья Владимировна Сиаманди говорит, что интерес со стороны населения к курсам СИН растет с каждым месяцем:

«Очень много людей звонят, интересуются. Многие не верят, что бесплатно. Одна женщина по телефону несколько раз переспросила: «Правда, ничего не надо платить?». Люди передают информацию из уст в уста: родственники и родители учащихся, соседи. При этом мы стараемся найти к каждому индивидуальный подход. В классе 15 мест, и мы следим, чтобы все они были заняты. В целом курс обучения составляет 40 часов: либо 5 дней по 8 часов, либо 10 дней по 4 часа. Однако попадаются и неответственные граждане. Придут 1–2 раза — и пропадают. Приходится разыскивать их, уговаривать, чтобы доучились. Взрослые люди вообще достаточно тяжело поддаются обучению».

С этим мнением согласна и тренер по программе СИН при профессиональном лицее №4 Оксана Парфенюк: «Наряду с тренерской работой по программе СИН я преподаю также уроки информатики студентам профессионального лицея №4, и контраст значительный. Причина тому в первую очередь — сильная возрастная градация во взрослой группе, что сильно отражается на восприятии слушателей. Приходят люди от 20 до 70 лет. Буквально недавно у меня отучился бывший преподаватель нашего лицея, которому уже почти 75 лет. Однако преподаватели — это люди, которые учат и сами любят учиться, поэтому с ними проблем не возникает. Однако помимо бюджетных работников по направлению отделов занятости и социальных программ мы также обучали и безработных. Бывало, что такие слушатели приходили в нетрезвом состоянии, а некоторые помимо бесплатного обучения требовали, чтобы им еще и проезд оплачивали. Безработные — это вообще сложная категория, зачастую с очень низким уровнем дохода. Им тяжело понять, зачем им нужен компьютер, многие даже впервые за него садились именно в нашем классе. Боялись прикоснуться к клавишам, чтобы что-нибудь не сломать. Но ничего, обучались и отлично сдавали тесты».

Кстати, на недавнем конкурсе тренеров по программе СИН Оксана Парфенюк получила звание лучшего преподавателя в городе. Неожиданный, но, безусловно, полезный подарок от акима города Алматы Имангали Тасмагамбетова — предоставленный ноутбук стал отличным сюрпризом.

«Лично моя цель, как тренера, как преподавателя — заинтересовать человека, — с гордостью рассказывает Оксана. — Поэтому на первых уроках стараюсь объяснить практическую ценность полученных знаний. Есть множество примеров, когда наши курсы приносили слушателям ощутимую пользу. К примеру, одна безработная девушка после получения сертификата устроилась на работу секретаршей. Еще одна стала координатором нашей же программы».

Еще один пример: пенсионерка Райхан Сыздыкова занимается научными переводами. Раньше она работала на печатной машинке. Однако после прохождения курсов переориентировалась на компьютер.

«Я очень довольна, — говорит она. — На компьютере работать с текстами намного удобнее. Правки внести можно в любой момент, перепроверить переводы, да и на электронных носителях текст больше востребован. Одним словом — прелесть».

Еще одному алматинцу компьютерная грамотность позволила ближе и, что самое главное, дешевле общаться со своими детьми, которые вот уже несколько лет проживают в Канаде. Обучившись, он переписывается с сыном по электронной почте, не затрачивая столько средств, как раньше по телефону.

Сегодня компьютеры фактически присутствуют на любом рабочем месте, начиная от супермаркета и заканчивая государственными органами. В этой связи, по мнению господина Тасбулатова, возможно, что в перспективе, через один-два года, при устройстве на работу сертификат о компьютерной грамотности станет обязательным документом.

«Через несколько лет будет принята такая система: если берут на работу в качестве госслужащего или бюджетного работника, то помимо всех прочих документов потребуется еще и сертификат об успешном прохождении тестирования, — говорит Темирхан Тасбулатов. — Без сертификата не примут на работу».

Выпускники школ и вузов получат такие сертификаты по результатам тестирования в рамках учебной программы. Остальные должны сами побеспокоиться, чтобы овладеть навыками работы на компьютере. Тем более что такую возможность государство предоставляет бесплатно.

Комментарии