Следите за новостями

Розница рознице — рознь

Прогноз развития компьютерной розницы Казахстана на ближайшие годы.

10 января 2008 11:54, Тахир Такабаев, Profit.kz
Рубрики: Рынок

Прогноз развития компьютерной розницы Казахстана на ближайшие годы.

За последние несколько лет все мы стали свидетелями бурного развития казахстанской розницы, и компьютерной в том числе. Цифры роста всего рынка и его розничной части называются совершенно разные. При этом общее число продаваемых компьютеров называется близким к 400 тысячам штук. И хотя аналитики уже давно твердят о том, что на развитых рынках розничный и корпоративный сектора находятся в пропорциях 50/50,  казахстанскому рыку до них пока достаточно далеко. А для многих казахстанских компьютерных компаний вопрос о том, как будет расти ритейл, является вполне актуальным. В данной работе предлагаются некоторые оценки потенциала потребительского спроса на компьютерную технику. Возможно, эта же методика отчасти может подойти и для других оценок.

Оценку верхней планки розничного рынка можно сделать без труда, опираясь на демографическую статистику РК. И хотя официальная статистика несколько разнится с той, что преподносит нам оппозиционная пресса, сравнивая их, можно сделать кое-какие оценочные выводы.

Базовый тезис, который можно ввести в расчеты, на основании радующих глаз отчетов правительства, — потребительский спрос будет расти. Оно и немудрено: есть государственные планы роста ВВП. Есть планы роста средней заработной платы. Вопрос только в том, как из этих планов вытащить цифры о том, до каких размеров может вырасти розница. Население Казахстана составляет 15,5 млн. человек. Покупательский потенциал по части бытовой электроники можно оценить усредненной цифрой эквивалента 100 долларов на человека. Такие оценки, безусловно, имеют право на существование и в них есть доля правды. По этим оценкам покупательский потенциал в секторе бытовой электроники составляет 1,5 млрд. долларов в год.

Но надо учесть, что в Казахстане 1,6 млн. пенсионеров. Эту категорию населения, конечно же, нельзя полностью списывать со счетов, однако ее покупательский потенциал в области компьютерной техники ничтожно мал в сравнении с наиболее активными группами населения. Поэтому 1,6 миллиона можно не брать в расчет искомого потенциала. Из оставшихся 13,4 миллиона, 41% составляют сельские жители, покупательской способностью которых по части компьютерной техники, говоря математическим языком, тоже можно пренебречь. Основной потребительский потенциал в РК сосредоточен в городах. И расположение магазинов практически всех казахстанских компьютерных компаний только в городской местности — лишнее тому подтверждение.

Согласно данным государственной статистики, в городах РК проживает 8,2 млн. населения, морально и материально готового к покупке компьютерной техники в ближайшее время. Вполне очевидно, что эта группа и является основным потребительским потенциалом для казахстанской компьютерной розницы. Разумеется, что этот потенциал неравномерно распределен по регионам. Ведь согласно данным все той же статистики, наиболее высокая средняя заработная плата по Казахстану наблюдается в Астане, Алматы, Мангыстауской и Атырауской областях. Однако средние цифры для того и зовутся средними, чтобы не останавливаться на персоналиях. Впрочем, любой желающий может рассчитать потенциал любого региона с поправкой на местную специфику.

Согласно все той же государственной статистике, средняя казахстанская семья состоит из 3,3 человека. Очевидно, что в сельских семьях этот показатель намного выше. Но даже опираясь на него можно сделать вывод, что всего в Казахстане около 2,1 млн. городских семей. Эта группа, скорее всего, и составляет основу оценки потребительского спроса компьютерной техники в РК.

В Казахстане редкие семьи могут позволить себе два и более компьютеров. В большинстве своем казахстанские семьи имеют один компьютер. Да и тот обновляют не чаще, чем раз в 3–4 года. К слову сказать, по бухгалтерским нормам срок амортизации компьютерной техники в РК составляет 4 года. Из этого можно сделать вывод, что на данный момент верхняя планка количества продаваемых новых домашних ПК — 500–700 тысяч в год.

Сколько из них будет ноутбуков, а сколько в настольном исполнении — сказать сложно. Аналитики утверждают, что в мире это соотношение достигло 50/50.  В казахстанской компьютерной рознице соотношение 50/50 также вполне вероятно. Многие продавцы могут подтвердить именно такую пропорцию. Поэтому, следуя тезису о пропорциях 50/50 в общемировом соотношении между продажами десктопов и ноутбуков в ближайшее время, при росте среднедушевого дохода, объем розничных продаж ноутбуков в Казахстане в год может дойти до 250–350 тысяч штук, и даже больше.

Цифра, в общем-то, вполне реальная. Но для оценки общего потенциала следует учесть, что на компьютерном рынке РК большой объем продаж ложится на корпоративный сектор, продажи в котором ведутся через тендеры. Эти тендеры на следующий год готовятся как раз в конце уходящего года. И, надо отметить, что доля запросов о характеристиках и «выигрышных» деталях ноутбуков, от потенциальных покупателей из корпоративного сектора, в общей массе не так уж и велика. Большинство запросов в корпоративном секторе на следующий год пока еще приходится на ПК в исполнении «десктоп».

Цифра 250–350 тысяч выведена исходя из лозунга: компьютер в каждой семье. Разумеется, что фактор социального расслоения общества существенно повлияет на реализацию такого заманчивого для продавцов компьютерной техники лозунга. В открытой прессе, по понятным причинам, очень сложно найти данные об оценках социального расслоения общества. Одни говорят, что у нас до 40% населения находятся в самом низу социальной лестницы. Другие — что таковых «всего ничего». Официальная статистика называет 6% безработных. Скорее всего, как это водится, правда находится где-то посередине. То есть на данном этапе общественно-экономического развития можно вычесть около 20–30%  из нашей оценки покупательского потенциала компьютерной розницы в Казахстане. Или, если быть более дипломатичным, назовем эту категорию населения покупателями компьютерного секонд-хенда.

Таким образом, верхнюю границу ежегодных розничных продаж новых ноутбуков по Казахстану в ближайшие 3–4 года можно оценить в 175–210 тысяч ноутбуков. Более точная оценка должна быть еще ниже. Ее размеры можно будет назвать после учета дополнительных факторов в различных социальных и географических сегментах рынка.

Комментарии