Следите за новостями

ИТ-пресса Казахстана: кто, про что и для кого

Развитие рынка ИТ-прессы в Казахстане.

10 марта 2007 11:33, Александр Васильев, MassMedia
Рубрики: Рынок, Общество

Специализированные издания являются своего рода лакмусовой бумажкой состояния той отрасли, которой они посвящены. И рынок информационных технологий — не исключение. Сам рынок начал свое формирование в середине девяностых, примерно тогда же появилась и потребность в его информационном обеспечении и первые издания, пытающиеся утолить информационный голод. Потом обороты нарастали, рынок сегментировался, появлялись новые и эволюционировали существующие представители «компьютерной» прессы. Однако оставим тему истории взаимовлияния ИТ-бизнеса и ИТ-СМИ, а сделаем акцент на последних.

В середине девяностых, когда зарождалась казахстанская ИТ-пресса, все читали «Компьютерру», «Компьютер Пресс» и другие российские издания. И, несмотря на то, что в Казахстане не было ни одного собственного «компьютерного» журнала или газеты, начать выпуск подобного издания долго никто не решался — во-первых, было неизвестно как это будет воспринято местным ИТ-бизнесом (достаточно ли будет рекламных поступлений для рентабельности издания); во-вторых, предстояло конкурировать с россиянами. Пионером стал журнал Computer Club Magazine. Его появление очень точно характеризует фраза «Все знали, что это невозможно, и никто не делал — а один не знал, и сделал» — он был создан очень молодой командой с присущим юношеским максимализмом. Первый номер вышел в апреле 97-го и был принят если не «на ура», то все-таки довольно тепло: «Наконец-то что-то свое», — говорили «айтишники».

В январе 98-го свет увидели еще два журнала — «Интернет и Я» и Com&Com.kz. И довольно долго именно эти три журнала — Computer Club, Com&Com и «Интернет и Я» — составляли основной костяк казахстанской ИТ-прессы. И в значительной степени повторяли друг друга, — рынок диктовал свои условия и, чтобы оставаться «на плаву», издания вынуждены были быть довольно «всеядными» в информационном плане, и не сильно отличались. Т.е.  не было каких-то принципиальных отличий.

Сегодня на рынке казахстанской ИТ-прессы представлено более двадцати изданий (подробную информацию можно посмотреть на сайте PROFIT) и их уже можно как-то классифицировать. Однако специализация — тоже понятие относительное. Это связано с емкостью казахстанского ИТ-рынка в целом. Он недостаточно велик, чтобы на рынке ИТ-прессы могли работать узкоспециализированные издания. Для этого у нас недостаточно «узких» событий, «узких» читателей и «узких» рекламодателей. Поэтому казахстанские специализированные СМИ, имея определенные отличительные особенности, в основном достаточно универсальны. Тем не менее, условно аудитории всех изданий можно разделить на три группы — бизнес, конечные пользователи и специалисты.

Под бизнес-аудиторией понимаются читатели, заинтересованные в информации об отечественном рынке информационных технологий — о его событиях и тенденциях, происходящих процессах, аналитических материалах. Конечные пользователи предпочитают информацию о новинках рынка, ценах на компьютерную технику, тесты комплектующих и периферии, обзоры новых технологий и прочую ненавязчивую информацию потребительского характера, помогающую сориентироваться в безбрежном мире информационных технологий. «Специалисты» — пожалуй, самая условная группа. Здесь будем иметь в виду читателей тех изданий, чье содержание, как правило, не вызывает интереса у широкой аудитории. Конечно, любое издание, ориентированное на ту или иную группу, может иметь материалы, интересные и для других аудиторий — поэтому мы говорим лишь о ключевой направленности.

Итак, к категории «бизнес» относятся журнал Computer Club и газета Computerworld. Именно эти два издания имеют максимальную концентрацию материалов, интересных в первую очередь деловой аудитории. Хотя оба представляют интерес и для более широкой аудитории.

Категория изданий, рассчитанная на конечных пользователей, самая обширная. Это еженедельные газеты «КИТ» («Компьютеры. Интернет. Телекоммуникации») и «Альфа» (состоят из информационной части и блока прайсов компьютерных компаний, разбитых по тематическим рубрикам); журналы «Интернет и Я», InternetInfo (несмотря на заявленную в названии интернет-направленность их содержание далеко не ограничено только темой интернета); чисто «железячные» проекты с тестами различных устройств — Megabyte и «Железо.kz»; журналы, посвященные мобильной связи — «Мобильник», Mobilaser, Vox.com; на любителей компьютерных игр ориентированы журналы «Страна игр.kz», Come to Game и MegaGame. Особняком стоит журнал Com&Com — его содержание недавно в очередной раз значительно эволюционировало. Еще весной я бы назвал это издание дайджестовым «железячным» проектом — его содержание в основном составляли перепечатки тестов самого разного оборудования. Сейчас они разбавлены казахстанскими новостями и статьями об электронном правительстве. На обложке традиционно красуется девушка модельной внешности, а само издание продолжает позиционировать себя не иначе, как «казахстанский аналитический журнал», в редакционной коллегии которого числится много именитых деятелей казахстанской науки и образования (интересно, когда они сами в последний раз видели этот журнал?). Продолжает ряд газета HI-TECH — эдакий интернет в печатном виде: отовсюду обо всем с привязкой к ИТ. Иначе как чемоданом без ручки это издание не назовешь. Всегда думаю, что его уже бросили, но периодически натыкаюсь на свежий номер. Замыкает категорию журнал CompAS, самое свежее творение — выходит с августа 2006 года. Компания Alser, выпускающая этот журнал, решила таким образом самостоятельно продвигать ассортиментный ряд своих магазинов, попутно сэкономив на рекламе в сторонних изданиях. Впрочем, мы договорились не останавливаться на взаимоотношениях бизнеса и СМИ. Итак, содержание CompAS представляет собой сборную солянку материалов самой различной тематики и блок прайсов компании Alser. В целом подход повторяет идею газет «КИТ» и «Альфа», только с сильным «алсеровским» акцентом.

Специалистам адресованы следующие издания. Журнал «Технология изображений» — к ИТ причастен материалами о цифровых технологиях в полиграфии. «Проффи» — специализированный журнал по защите и безопасности информации. Остальные издания рассчитаны на специалистов, работающих в сфере телекоммуникаций: NEWTECH.KZ — корпоративный журнал компании Newtech Distribution; «Инфоком.KZ» — журнал о праве в телекоммуникациях; журнал «Информационные телекоммуникационные сети» и газета «Мир связи».

Все перечисленные издания выпускаются в Алматы. И это понятно — Алматы является самым крупным городом страны, потребляющим львиную долю информационных технологий. Исключение составляет только InternetInfo — это молодой карагандинский журнал, выходящий с весны 2006 года.

Т.е., как видим, недостатка в ИТ-прессе вроде бы нет. Но из всей массы ключевыми являются лишь несколько изданий — это коммерческие проекты, зарабатывающие свой хлеб распространением информации. Именно поэтому их отличает более высокое качество содержания, исполнения и схем распространения. Именно поэтому они заметны на рынке ИТ-прессы. Это деловые Computer Club и Computerworld Kazakhstan, а также рассчитанные на широкую аудиторию газеты «КИТ» и «Альфа» и журналы «Интернет и Я», «Мобильник», Mobilaser, MegaByte. Хотя и они имеют свои недостатки. Но об этом — в другой раз.

В целом же можно отметить, что критическая масса ИТ-прессы уже набрана, рынок «компьютерных» СМИ перенасыщен, а проблема кадров становится все острее. Однако по инерции появляются все новые издания — эта ниша продолжает казаться привлекательной. В итоге новые издания, пытаясь заработать хоть какие-то деньги, начинают демпинговать, подрывая рекламный рынок. Кроме того, рекламные бюджеты компаний тоже не резиновые — многие рекламодатели, соблазнившись низкой ценой, перераспределяют их в пользу новичков. Однако большинство новых игроков не могут похвастаться хорошим уровнем исполнения и распространения, а эти небольшие рекламные прививки только продляют их изначально короткий жизненный цикл. Существующие же издания, составляющие костяк ИТ-прессы, лишившись нескольких рекламодателей, недополучают деньги и не могут нормально развиваться, повышая качество и количество содержательной части, увеличивать тиражи, — а значит, усиливать эффект размещаемой рекламы.

Комментарии