Следите за новостями

Цифра дня

17,8% казахстанцев совершали покупки в интернете

Разрубим ли «Гордиев узел»?

Рынок компьютерного обеспечения в Казахстане, как инструмент преодоления цифрового неравенства.

13 ноября 2007 09:56, Надежда Акулова, Digital Kazakhstan
Рубрики: Рынок, Общество

Тему преодоления цифрового неравенства в Казахстане мы поднимали во многих наших публикациях, в частности в статье «Гордиев узел» отечественного цифрового неравенства, опубликованной в «Digital Казахстан» №8 (10). Сегодня мы снова продолжаем эту тему, делая очередную попытку рассмотреть создавшуюся ситуацию. На этот раз речь пойдет о выпуске аппаратного обеспечения, которое также является очень важным инструментом для преодоления цифрового неравенства. Напомним, что прочная основа для преодоления цифрового неравенства в Казахстане подразумевает наличие таких факторов, как компьютерная грамотность населения на уровне 100%, наличие электричества и телефонных соединений практически во всех селах, крупных и мелких городах. Аппаратное обеспечение информационно-коммуникационных технологий является очень важной составляющей общей картины информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Оно включает в себя компьютеры, серверы, периферию, мобильные устройства, телекоммуникационное оборудование, системы автоматизированного контроля и различное оборудование, как для домашнего, так и для частного или государственного пользования. Несмотря на то, что аппаратное обеспечение не способно самостоятельно привести к технологическому прогрессу или развитию ИКТ, оно, несомненно, является очень важным инструментом, без которого невозможен прогресс в данной отрасли.

Отечественные кабели — импортные компьютеры

Рынок ИКТ можно сегментировать на следующие три категории: телекоммуникационное и спутниковое оборудование, компьютеры и периферия. А также другое аппаратное обеспечение, не попадающее ни в одну из предыдущих категорий, например коммерческое печатное оборудование, системы автоматического контроля. Если рассматривать первый сегмент, то в Казахстане телекоммуникационное оборудование производится в очень ограниченных количествах. В данное время выпускаются коаксиальные и оптоволоконные кабеля, и мини автоматические телефонные станции. Производство кабеля происходит больше, тогда как производство телефонных станций имеет небольшие объемы и неспособно удовлетворить потребности местного рынка. По данным Коммерческой службы Соединенных Штатов доля импортного оборудования составляет около 97% всего телекоммуникационного рынка страны. По информации той же службы, Казахстан в 2004 году импортировал телекоммуникационное оборудование на сумму более 243 миллионов долларов США, увеличившись на 9% по сравнению с 2003 годом, и на 30% по сравнению с 2002 годом. География поставщиков обширна и включает компании Alcatel, Cisco, Ericsson, Huawei, Lucent, Motorola, Netas, Nokia, Nortel, Siemens, ZyXEL, ZTE из таких стран, как Швеция, Германия, Россия, Китай и США.

Детальное же изучение сегмента аппаратного обеспечения, состоящего из компьютеров, поможет лучше представить одну из причин низкого проникновения ИКТ в Казахстане. Локальный рынок аппаратного обеспечения информационно-коммуникационных технологий по-прежнему состоит, в основном, из импортного оборудования. В настоящее время он сохраняет увеличивающиеся темпы роста, показывающий стабильный рост оборота в период с 2000 по 2005 года. Уровень компьютеризации в Казахстане в настоящее время оценивается в 5,1 компьютеров на 100 жителей, и является очень низким по сравнению с другими странами. К примеру, в Бразилии и России этот показатель равняется 10 компьютерам на 100 жителей, а в США, по данным World Telecommunications/ ICT Index (WTI) Международного Телекоммуникационного Союза (ITU) соответствующий показатель в 2005 году составил около 80 компьютеров на 100 жителей. Исходя из вышеуказанных мотивов, предлагаем детально рассмотреть рынок компьютерного оборудования и его тенденции.

Бум персональных компьютеров?

Несмотря на то, что темпы проникновения персональных компьютеров остаются низкими, сам рынок компьютеров показывает ускоренные темпы роста. Некоторые эксперты называют этот рост «бумом персональных компьютеров», сравнивая его с бумом, прошедшим в США 10–15 лет назад. И цифры в действительности подтверждают это высказывание.

Так, в 2005 году в Казахстане было продано 444,341 персональных компьютеров, что составляет 20% увеличения с 371,768 компьютеров, проданных в 2004 году и 265% увеличения с 121,858 компьютеров, проданных в 2003 году. Рынок увеличился более чем в три раза только за последние три года. В 2006 году ожидался дополнительный 25–30%  рост. Но даже при таких быстрых темпах роста эксперты предвещают насыщение рынка только через 8–10 лет. Темпы роста рынка портативных компьютеров показывали еще более стремительный рост — 50% в 2005 году, с ожидаемым 85% ростом только в 2006 (согласно прогнозу представителей крупнейшего производителя компьютерных процессов Intel, владеющим 95% казахстанского рынка). Казахстан явно опережал мировой рост компьютерного рынка, который составил около 13% в 2005 году, и должен был составить около 10% в 2006 году, тем самым, демонстрируя спад. Этот спад в основном происходил из-за насыщения и, соответственно, упадка цен на компьютерных рынках развитых стран.

В 2005 году в Казахстане действовало 335 компаний-поставщиков компьютерного оборудования. Количество поставщиков стабильно возрастало с 201 в 2003 году и с 263 в 2004 году. Большинство этих компаний представляли собой часто открывающиеся и закрывающиеся мелкие предприятия. Однако сегодня на рынке присутствуют несколько крупных игроков, которые проработали на рынке более 10 лет. В пятерку локальных лидеров входят компании «Логиком» — 15 лет работы, «Алсер» — 12 лет, «Иманали» — 11 лет, «Глотур» и Алси.

Сегодня компания «Логиком» является одним из крупнейших производителей компьютерной техники на территории Казахстана и Центральной Азии. Компания осуществляет широкий спектр деятельности: сборку персональных компьютеров под собственным брэндом (хотя все компании в унисон этот момент называют производством компьютеров), серверов, ноутбуков и ЖК-мониторов. Ее розничная сеть насчитывает более 50 магазинов в 16 регионах республики, где за 9 лет розничных продаж «Логиком» сформировал одну из самых широких сетей магазинов.

Другая компания — «Алсер» также входит в число первых сильнейших компьютерных компаний Казахстана. Миссия компании гласит внедрение на рынок надежной компьютерной техники, открывающей безграничные возможности в мире цифровых технологий и создание уникальных решений с профессиональным сопровождением. Направления деятельности компании заключаются в сборке персональных компьютеров под собственным брэндом, поставке и реализации компьютерной техники, поставке лицензионного программного обеспечения, поставке периферийного компьютерного оборудования, гарантийное и послегарантийное обслуживание компьютерного и периферийного оборудования, системная интеграция, дистрибуция, работа с корпоративными клиентами, участие в тендерах.

С 2003 года компания «Иманали» также начала осваивать серийную сборку компьютеров под собственным брэндом. С этого момента пользователь мог приобрести на компьютерном рынке продукцию с торговой маркой Alser, представленной широким спектром моделей персональных компьютеров для решения различных задач. На отечественном рынке «Иманали» предлагает Hi-End продукцию (товары высшего класса и качества) собственной сборки для бизнеса любого уровня: персональные компьютеры, серверы, ноутбуки, а также предоставляет интернет-услуги, услуги по прокладке и настройке сетей, настройке 1 С. В ближайшие три года компания собирается продолжить свою деятельность по сборке и продаже настольных, портативных компьютеров, офисной оргтехники, а также настройке 1 С. Изначальная политика низких цен держалась на протяжении всей деятельности компании. Однако с 2005 года вводится понятие «разумных цен», при котором предпочтение отдается более дорогим качественным товарам. Сегодня «Иманали» намерена следовать политике умеренных цен для двух групп потребителей: корпоративных клиентов и населению со средним уровнем дохода.

Остальные компании, по их словам, также стараются придерживаться аналогичной политики. И все же сегодня мы наблюдаем картину, при которой как бы компании ни старались проводить политику умеренных цен для народа, — среднестатистическому покупателю добротный компьютер стандартной конфигурации не по карману. Поэтому государство и призадумалось о введении некоторых мер по устранению цифровой безграмотности методом удешевления компьютерной техники. Но об этом чуть ниже.

ПК недосягаем для народа!

Производство персональных компьютеров в стране до сих пор ограничено сборкой, при которой используются импортные компоненты. Согласно данным Агентства по статистике, в 2005 году в Казахстане было произведено 45,114 персональных компьютеров, включая карманные персональные компьютеры (КПК) и серверы. Хотя это составляет существенное увеличение с 27,060 компьютеров, произведенных в 2004 году, это составляет всего лишь 10% от общего числа компьютеров, проданных в 2005 году. Только пять лет назад корпоративные продажи компьютеров в Казахстане составляли более 80% от общего числа продаж. Доля розничных продаж существенно возросла с того времени и достигла 40% в 2005 году. К сегодняшнему дню положение в отрасли несколько изменилось. Например, сегодня технологическая мощность производства компании «Логиком» составляет 600 персональных компьютеров в день и 150000 единиц в год. Остальные компании придерживаются политики неразглашения аналогичной статистики.

Государство остается крупнейшим закупщиком компьютеров в Казахстане, обеспечивая этим оборудованием различные организации, начиная от министерств и агентств, заканчивая школами и почтамтами. Государственные закупки, некогда благоприятствовавшие международным брэндам, составляют 40% от общих продаж компьютеров и сопутствующего оборудования в стране. К сегодняшнему дню процедура государственных закупок компьютеров претерпела некоторые изменения, в результате которых правительство, в отличие от 2000–2002 годов, закупает больше компьютеров местной сборки, чем компьютеров, произведенных международными производителями. По большей части это объясняется улучшенными показателями качества и сервиса местных поставщиков, а также 15% преимуществом в цене, предоставляемым местным поставщикам по закону о государственных закупках. Этот шаг считается очень важным на пути поддержки внутренней экономики. Например, в 2005 году компания «Логиком» заключила договор с ST Electronics Казахстан по реализации проекта «Бастау». В школах «Логиком» производил установку современного мультимедийного оборудования. За несколько лет в общей сложности была осуществлена поставка более 30000 компьютеров только для среднеобразовательных учреждений.

Несмотря на впечатлительные темпы роста рынка компьютеров все еще имеется много проблем. Одна из главных таких проблем заключается в том, что до сих пор компьютеры считаются недосягаемыми для населения. Стоимость нового стандартного персонального компьютера (около 400 долларов США) в 1,2 раза выше среднемесячной номинальной заработной платы казахстанцев. Среднемесячная номинальная заработная плата составляет около 333 долларов США, а в 12 из 16 регионов страны и того меньше. Это делает персональный компьютер недосягаемым для большинства населения страны.

Сделано в Казахстане

Сегодня государство поддерживает отечественных предпринимателей, которые намерены выпускать отечественные компьютеры и разрабатывать отечественное программное обеспечение. В дополнение к предоставлению доступа инфраструктуры технопарка Аlatau IT City, используются и другие механизмы, включая улучшение инвестиционного климата и обеспечение доступа к финансированию. Напомним, что важная роль технопарка — это обеспечение трансферта технологий и информации, а главная его ценность для страны — это его потенциал, как образовательного инструмента. Это ворота к новым технологиям и информации.

В начале 2006 года было подписано трехстороннее соглашение между «Национальным инновационным фондом» Казахстана, сингапурской компанией DS Multimedia и Glotur Invest — инвестиционным подразделением крупного игрока ИТ рынка Казахстана. По условиям договора было создано новое совместное предприятие Glotur DS Multimedia, которое в этом году начнет выпуск жидкокристаллических и плазменных мониторов на территории технопарка в Алатау. Кстати, открытие производственных корпусов было запланировано на осень этого года. Производство будет включать научно-исследовательскую лабораторию и две производственные линии, которые будут производить 27 различных мониторов и ТВ. Ожидается, что более 60% компонентов будут производиться внутри страны, тем самым, поддерживая сопутствующие индустрии Казахстана. Стоимость проекта оценивается более чем 20 миллионов долларов США, включая 10 миллионов, инвестируемых на начальном этапе. Доля «Национального инновационного фонда» в этом проекте составит 40%, а доля Glotur и DS Multimedia — 35% и 25% соответственно. Численность компании составит 100 работников, 80% из которых будут местным персоналом. Компания имеет очень высокие цели — завладеть 16% рынка мониторов и телевизоров Казахстана. Однако самой главной целью проекта является обеспечение трансферта технологий в Казахстан, обучение местных инженеров и разработчиков, чтобы они могли начать разработку и усовершенствование отдельных компонентов. В перспективе заложена идея отказа от импорта, тем самым будет повышаться местное наполнение в производстве. Кстати, еще в 2005 году компания «Логиком» приступила к производству ЖК-мониторов Crystal View с размером диагонали 15, 17 и 19 дюймов под собственной торговой маркой LogyCom. Но, к сожалению, выпуск данных отечественных мониторов не разросся до глобальных масштабов глотуровского проекта. Сегодня Glotur также является и участником национального проекта по выпуску «народных компьютеров», впрочем, как и «Логиком».

Еще с 2006 года наше правительство рассматривало варианты снижения стоимости компьютеров. Сегодня среди множества предпринятых инициатив государство может рапортовать о начале нового национального проекта National PC, он же «народный компьютер».

Проект представляет собой партнерство между правительством (Агентством по информатизации и связи), частным сектором — компаниями Glotur, «Логиком», и крупными международными ИТ-компаниями Microsoft, Intel. Данный проект был инициирован в 2006 году и принят в июне этого года. По нашему убежденному мнению, проект очень спорный и непонятный. Поэтому мы обязательно будем выходить на участников проекта, и разговаривать с ними предметно. Конечно, все предпринятые меры, как государством, так и частным бизнесом, не помогут одним махом разрубить «гордиев узел» навалившихся задач по ликвидации отечественного цифрового неравенства. И все же, на наш взгляд, они сделали попытку уж если не разрубить, то хотя бы чуток развязать этот самый «узел».

Комментарии