Следите за новостями

Цифра дня

71,5 млрд тг заработал Kcell за полгода

Рынок принтеров: Казахстан ориентируется на инноваторов

Состояние рынка печатающих устройств Казахстана.

7 декабря 2007 11:16, Александр Галиев, Cnews Kazakhstan
Рубрики: Рынок, Железо

Рынок печатающих устройств Казахстана демонстрирует ежегодный рост. Погоду здесь делают компании, способные предложить инновационные подходы в области печати. Однако, как отмечают специалисты, «тучи сгущаются», и в следующем году общие экономические тенденции страны могут существенно повлиять как на динамику спроса, так и на расстановку сил.

Рынок принтеров в Казахстане является одним из наиболее развитых среди всех рынков периферийного оборудования. Здесь не происходят революции (не это ли причина того, что он состоялся?), а его участники, хотя иногда и сотрясают воздух громкими обещаниями, весьма консервативны и понимают, что для того, чтобы получить дополнительный процент на этом рынке, нужно ну очень сильно попотеть. А «попотеть» есть за что — рынок печатающих устройств в Казахстане один из самых динамичных.

В Казахстане представлены практически все крупные брэнды производителей печатающих устройств: от Hewlett-Packard (лидера в этой области) до экзотических для российских пользователей Brother, Lexmark, OKI и Panasonic. Этот рынок следует представлять как совокупность устройств, предназначенных для выполнения разнообразных задач печати. В частности, речь может идти о матричных принтерах (практически исключительно банковский сектор), интегрированных термопринтерах (исключительно ритейл), лазерных черно-белых и цветных принтерах формата А4, крупноформатных лазерных принтерах формата А3, струйных и сублимационных принтерах, которые ориентированы на домашнюю фотопечать, струйных принтерах, ориентированных на работу в офисе. Особую и быстрорастущую группу печатающих устройств представляют собой многофункциональные устройства, которые сочетают в себе функции сканера, принтера и копира и иногда факсимильного аппарата. К профессиональным секторам печатающих устройств необходимо отнести решения, ориентированные на рекламную индустрию (плоттеры), цифровые коммерческие устройства (цифровые типографии). Мы оставим за кадром промышленные решения (матричные, термопринтеры, ориентированные на банковский сектор и ритейл), акцентировав внимание на потребительских продуктах и отчасти на устройствах коммерческой печати.

Выбор потребителей

Рынок Казахстана, несмотря на то, что подчиняется мировым тенденциям в области печати, характеризуется определенными особенностями.

Одна из главных — выраженный спрос на лазерную печать. Первопричина такого положения, вероятно, в отсутствии культуры домашней цифровой печати, для которой характерен струйный принцип: потребители в Казахстане предпочитают печатать фотографии в цифровых фотолабах, рынок которых в Казахстане весьма развит и появился задолго до технологически обоснованной модели домашней фотопечати, ведь стоимость печати на домашнем цветном струйном принтере выше, чем в фотолабе. Именно поэтому предпочтения пользователей домашнего офиса существенно смещены в сторону недорогих черно-белых лазерных принтеров: это и дешево, и сердито.

Правда, в последнее время данная тенденция «трещит по швам», а спрос, который год все больше и больше смещается в сторону многофункциональных устройств (МФУ). И в этом секторе у струйной печати есть реальный шанс отыграться. Во-первых, современный струйный МФУ подразумевает по умолчанию «цвет», а во-вторых, на рынке не так много решений (если точнее, единицы), основанных на принципе цветной лазерной печати. Кроме того, они существенно дороже и совсем не домашних габаритов. Итак, потребители предпочитают черно-белые лазерные принтеры, но на пятки им наступают многофункциональные устройства, базирующиеся на принципе струйной цветной печати.

Лидерство за инноваторами

Несмотря на то, что на рынке представлено довольно много производителей, реально «делают погоду» только несколько игроков. Цифры, представленные далее, имеют близкий к актуальному состоянию вид и предполагают расклад исключительно на рынке черно-белой печати в единицах, а не в денежном выражении. Сделаю оговорку, информация получена мной путем анализа косвенных данных с учетом предположительного роста продаж компаний. Разумеется, положение компаний в секторах МФУ, струйной, широкоформатной печати и т.д.  может существенно разниться. В первом ряду, конечно, Hewlett-Packard (с ориентировочной долей 80–85%). Компании долгие годы удается держать лидерство практически во всех отраслях печати, кроме, разве, коммерческой (лавры в этом секторе принадлежат, конечно, Xerox). Также в этом списке Canon (с ориентировочной долей, оцениваемой в 10–15%), Epson (нет данных), Samsung (ориентировочная доля до 5%), Xerox (ориентировочная доля до 5%). Таким образом, две из пяти компаний родом с североамериканского континента, две — из Японии, и одна — из Южной Кореи. Появление в списке лидеров рынка Samsung, скорее, неожиданность для всех аналитиков и результат того огромного маркетингового потенциала, который реализован в новом для корейского гиганта направлении. Должны признать, что именно маркетинговая поддержка спасла компанию от провала на дебютном этапе, когда Samsung вышел на рынок с довольно слабыми принтерами. Впрочем, в отличие от других производителей, география популярности принтеров и МФУ Samsung не обладает такой плотностью, как у основных конкурентов. В целом, печатающие устройства — это, прежде всего, многомиллиардные инвестиции в инновации, именно поэтому основные производители принтеров как раз являются частью инновационных экономик. В целом, объем рынка печатных устройств в 2006 году составил около 84 млн. долл. (+52% к 2005 году). Даже по самым осторожным оценкам в 2007 году он вырастет до 170 млн. долл.

Куда движется рынок?

Часть тенденций уже была озвучена. На протяжении нескольких последних лет происходит уверенное смещение спроса потребителей в сторону многофункциональных устройств. При этом потребители сектора малого и среднего бизнеса предпочитают многофункциональные устройства, базирующиеся на лазерном принципе печати, а домашние предпочитают основанные на струйной печати. Крупные игроки считают, что не только «ритейлом единым» жив рынок печати. Но еще и консалтингом. По крайней мере, об этом говорят в Xerox, активно делая акцент на сферу консалтинга и аутсорсинга в различных отраслях в Казахстане. Причиной стало увеличение количества устройств Xerox, установленных на предприятиях заказчиков, требующих последующего качественного сервисного обслуживания и консультаций по работе и эксплуатации техники. Впрочем, очевидно, что это направление характерно не только для Xerox: многие крупные игроки, особенно из списка производителей тяжелых решений, «грешат» увеличением значимости консалтинга в собственной бизнес-модели.

Не все так просто

Рынок печатающих устройств не просто растет сам по себе: наиболее крупные производители — активные маркетинговые операторы, ведь конкуренция на рынке нешуточная. Стимулирование спроса маркетинговыми инструментами в сочетании с благоприятными условиями и ростом экономики вкупе с ростом покупательной способности делает свое дело — сейчас уже никого не удивишь принтером на домашнем столе, а рынок увеличивается из года в год очень ощутимо. В активе роста рынка — активизация потребителей в области многофункциональных устройств, дальнейшее удешевление цветной печати, завершающийся жизненный цикл устройств, приобретенных на этапе кардинальной либерализации цен на принтеры и т.д.  Кроме того, в активе продолжающийся переход к использованию цифровой информации в сфере экономики и в государственных органах, индивидуализация и персонализация государственных услуг, где роль принтеров становится не просто важной, а ключевой. Конкуренция в области коммерческой цифровой печати и традиционной полиграфии также растет с постоянным ростом преимуществ цифровой печати, а это многомиллионный рынок даже для небольшого Казахстана. Ну и, разумеется, цены на сами устройства. Уже сейчас принтеры начального уровня стоят меньше 100 долл. и доступны очень многим потребителям. «В целом, рынок будет расти и дальше», — практически в один голос говорят эксперты. И рост будет оцениваться десятками процентов. Правда, некоторые из них уже сейчас замечают «облака на доселе безоблачном небе рынка печатающих устройств». В частности, они считают, что в следующем году будет наблюдаться снижение покупательной способности потребителей. Однако одновременно с этим заметен рост корпоративных закупок, который способен нивелировать снижение спроса в рознице. Определенные ожидания вендоров связаны и с государственным сектором: в бюджете страны заложены немалые средства на ИТ. В целом на рынке наблюдается смещение структуры продаж из нижнего в средний и премиум-сегменты. Краткосрочные ожидания вендоров замыкаются на предновогодних продажах, правда, как трезво отмечает один из экспертов, «вот только неизвестно, состоится бум или нет». Прогнозы на следующий год пока весьма осторожные: очевидно, что некоторые негативные процессы в экономике Казахстана могут отразиться и на рынке печатающих устройств.

Комментарии