Следите за новостями

Цифра дня

3 млн активных соцаккаунтов в Казахстане

Преображение процесса научного познания

Интернет и современные информационные технологии преображают процесс научного познания.

Мы хотим рассказать о двух наиболее известных ученых, энтузиастах и популяризаторах применения современных информационных технологий и интернета в научных исследованиях. Они представляют разные науки, но едины в одном — процесс научного познания окружающего нас мира изменился принципиально. По словам видного английского ученого П. Денли, возможности сейчас «не сводятся к тому, что мы можем теперь делать те или иные исследования быстрее и эффективнее; мы можем делать новое, и мы можем делать старое по-другому».

Сауле Аукеновна Жакишева, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник института Истории и этнологии АН РК рассказывает: «Одной из характерных черт современного уровня научного познания является проникновение методов и приемов фундаментальных наук-интеграторов (математики, информатики и др.) в сферу гуманитарных наук. Это привело к синтезу новых смежных дисциплин (математическая лингвистика, социометрия, политическая информатика и др.). В исторической науке символом нового направления, исторической информатики, стала, традиционно изображавшаяся со свитком и грифельной палочкой в руках, муза истории Клио, опирающаяся теперь на интеграл и компьютер».

«Микрокомпьютерная революция» середины 80-х гг. положила начало новому этапу в истории клиометрики. Персональные компьютеры, пришедшие на смену «большим» ЭВМ, позволили историкам значительно расширить сферы применения новых информационных технологий. Благодаря появлению сканеров, оптических дисков, систем управления базами данных (СУБД), мультимедиа-систем, новый импульс получили исследования по истории культуры, искусства, в архивоведении, археологии, музееведении. Широкому международному сотрудничеству историков способствовала электронная почта, доступ к информационным ресурсам интернета.

В 1986 г. организационно оформилось сообщество историков, применяющих компьютерные методы и технологии. Международная Ассоциация «History & Computing» (АНС) сегодня объединяет специалистов более 20 стран, в том числе СНГ — России, Украины, Белоруссии, Азербайджана, Кыргызстана, Казахстана.

Мы говорим о новом самостоятельном направлении исторической науки — исторической информатике. За последние годы во многих университетах и академических институтах России, Украины и Белоруссии созданы лаборатории исторической информатики, введены в учебные планы исторических факультетов соответствующие курсы. В Алтайском госуниверситете открыта кафедра ИИ, а в Тверском госуниверситете — факультет по документоведению и документационному обеспечению управления, готовящий специалистов в области гуманитарных банков данных (архивных, музейных, библиотечных, управленческих) и защиты информации. В 1998 г. в Институте переподготовки и повышения квалификации преподавателей вузов Республики Казахстан (ИППК при КазГУ им Аль-Фараби) на кафедре информатики и новых технологий обучения начато чтение курса «Историческая информатика» специально для преподавателей общественных и гуманитарных дисциплин.

Вместе с тем, темпы развития клиометрики, исторической информатики, в республике не приобрели интенсивного характера. Сегодня мы значительно отстаем от ведущих научных и учебных центров стран СНГ. Но нарастающие тенденции нового «информационного общества», все более широкий доступ гуманитариев к компьютерам, их «дружественная пользовательская среда» начинают привлекать в клиометрическое сообщество новых «волонтеров».

Для меня же начиналось все так:

В 1992 г. по приглашению академика Козыбаева М. К. я пришла работать в институт Истории и этнологии Академии Наук. Предполагалась деятельность в сфере гуманитарных наук, истории в частности, с использованием информационных технологий.

К тому времени у меня было два образования — факультет автоматики и вычислительной техники Политехнического института и исторический факультет КазГУ. Определились в связи с этим и научные интересы: математическая статистика с точки зрения обществоведа.

У столь странного даже на сегодняшний день сочетания есть свое объяснение. Еще в школе появилось желание заняться историей Японии. Но поехать учиться далеко от дома возможности не было. Т.к.  в семье все были «технарями», папа настоятельно порекомендовал выбрать «перспективную специальность». Институт я окончила успешно. Была даже Ленинским стипендиатом, одной из очень немногих девушек. Немало примеров, когда технари рассматривают общественные науки как хобби. Но очень хотелось стать профессионалом.

Работа в академическом институте началась со знакомства с персональным компьютером «Искра 126». Много книг пришлось перечитать. Самообразование, в общем. Часто «методом тыка». Осваивать последующие компьютеры — 286, 386, потом уже современную технику было намного легче.

В 93 году наладить контакт с Иваном Дмитриевичем Ковальченко, который возглавлял комиссию по применению информационных технологий в общественных науках (МГУ), не удалось. Не лучшее это было время. Однако после публикации в «Правде» установилась переписка с екатеринбургским ученым Татьяной Ивановной Славко. Под ее научным руководством началась работа над диссертацией «Конфискация байских хозяйств в 1928 г.». Исследования основывались на математических методах анализа статистических данных при помощи ЭВМ. Работа получилась очень интересная. База данных дел баев-феодалов, репрессированных в 1928 г. — массовый источник, обработка которого привычными до того методами — сложный процесс, отнимающий много сил и времени. Применение же компьютерных технологий не только упрощает задачу, но и приводит к новым, недоступным ранее результатам. В частности, обнаружилось, что многие сведения, которые из года в год кочевали по страницам разных учебников, были неверны. Точность же полученных при помощи ЭВМ сведений проверил вручную один историк. Расхождения получились совсем незначительными.

В 1993 г. по рекомендации Т. И. Славко и ее ученицы Юлии Русиной я вступила в ассоциацию «История и компьютер», которая объединяет ученых стран СНГ. Сейчас я член Совета Ассоциации, член редколлегии ее информационного бюллетеня. Ассоциацию долгое время возглавлял Леонид Иосифович Бородкин, талантливый ученик И. Д. Ковальченко. Интересно то, что он связал свою судьбу с историей уже после того, как защитил кандидатскую диссертацию по математике. Т. И. Славко, кстати, тоже кандидат физико-математических и доктор исторических наук. Это два ярких представителя т.н.  квантитативной (использующей методы математической статистики) истории. А еще в середине 80-х,  во время микрокомпьютерной революции, появился термин «историческая информатика». Сейчас эту школу возглавляет Л. И. Бородкин, а Ассоциацию — Владимир Николаевич Владимиров, декан исторического факультета Барнаульского университета.

В 1999 г. «Интернет Трейнинг Центр», отделение Истории и этнологии АН РК провели в Алматы конференцию «Современные информационные технологии в исторической науке», в которой принял участие от имени МГУ и Ассоциации «История и компьютер» Л. И. Бородкин. Конференция стала первым в Казахстане событием в этом направлении. К сожалению, в последующее время таких конференций больше не проводилось.

Работа над диссертацией сблизила с группой специалистов механико-математического факультета КазГУ, что в последующем привело к совместному, в течение шести лет, созданию целого семейства электронных учебников. Это талантливые программисты Николай Мясников (сейчас работает в Германии), Евгений Попов (сейчас сотрудник одного из алматинских банков). Возглавлял группу Андрей Берлизев. Например, в 2000 г. вышел электронный учебник по истории Казахстана для 10 класса. Текст мы готовили вместе с Б. М. Сужиковым, руководителем отдела института Истории и этнологии АН РК. Программной частью занималась вышеназванная группа. Софья Нетунахина прекрасно выполнила работу художника и дизайнера. Учебник получил грамоту Министерства науки и образования.

Уже много лет интернет я рассматриваю как информационное удобное поле, хотя его освоение шло долго и непросто. В 1998 г. я впервые подключилась через «Нурсат». Электронная почта стала важным средством общения с коллегами. Сейчас это уже крайняя необходимость.

Сайты по тематике моих научных интересов есть в изобилии в России, Европе и Америке. У нас только маловато, хотя сайт о Карлаге (http://www.karlag.kz/), созданный карагандинцами, отметить надо. Применение интернета поднимает на новую ступень не только источниковедческую базу, но и принципиально меняет технологию научного исследования. Чтобы не ходить далеко за примером — «История казахстанского интернета» (http://www.kazinet.kif.kz/). Сколько здесь авторов? И число их множится постоянно. Действительно, открытый в своих исходных кодах проект.

Но это не все. Постоянное использование интернета повышает уровень методологии, философии исследователя. Научные публикации, как и другие в интернете, пестрят ссылками. Заглядывать на них полезно и не очень обременительно. И это на фоне того, что поиск только одной ссылки в обычном книжном издании — целая эпопея в библиотеке.

В отношении публикаций в интернете я консервативна (как впрочем, и многие коллеги). Проблема авторского права стоит остро. Но то, что уже вышло на страницах печатных изданий, помещается на сайтах. Часто это делается даже помимо моей воли, силами работников соответствующих служб. Мои статьи чаще всего можно встретить на сайтах Ассоциации «История и компьютер» (http://kleio.asu.ru/index.html/), института Истории и этнологии АН РК (http://www.iie.freenet.kz/saule.html/), ну и, конечно же, Истории казахстанского интернета (http://www.kazinet.kif.kz/). Недавно обнаружила, что набирать в поисковой системе свою фамилию иной раз весьма полезно. Так много нового о себе узнаешь!

Виктор Германович Тейфель, доктор физико-математических наук, зав. лабораторией физики Луны и планет Астрофизического института им. В. Г. Фесенкова работает в другой науке — астрономии. Он известен своими многочисленными публикациями, пропагандирующими применение интернета в процессе научного познания. Виктор Германович, в том числе, и один из авторов популярного методического пособия для учителей и учащихся «Интернет в школе».

В доинтернетовском прошлом сведения о новых научных результатах появлялись хорошо если с лишь полугодовым запозданием: пока пройдет публикация в журнале, пока этот журнал придет (если придет!) в вашу библиотеку… Теперь же многие журналы помещают свои электронные версии в интернете, причем нередко даже еще до выхода журнала можно прочитать статьи, только принятой к печати. Правда, в большинстве случаев нужно платить так же, как и за подписку на бумажный вариант журнала. Это, к сожалению, большинству наших ученых не по карману. Академическая библиотека старается взять на себя обеспечение такого доступа, это благородно, но не всегда удобно для работающих в отдаленных от нее институтах. Само пользование интернетом пока еще не дешево и это ограничивает возможности нашего общения с зарубежными коллегами, для которых нормой является непрерывное соединение со всей «Всемирной паутиной».

Казахстанская наука тоже не остается невидимкой во «Всемирной паутине»: научные институты, высшие учебные заведения постепенно расширяют круг интернетовских сайтов, отражающих их деятельность. Пока, правда, таких сайтов в республике не очень много.

Обновился недавно сайт Казахстанского Института научно-технической информации, называемый теперь «НаукаКаз» (http://naukakaz.kz/). Заходить на него стало интереснее, тем более, что там появляются публикации, в том числе российские, о положении науки, о современных научных проблемах и достижениях. Обнаруживаются там и забавные сведения: так, один российский научный обозреватель написал недавно, причем вполне серьезно, что средняя зарплата доктора наук в Казахстане составляет тысячу долларов!

Активное, хотя и заочное, участие в международных конференциях для многих наших ученых стало возможным именно благодаря интернету. Ведь далеко не каждому удается поехать на зарубежный научный форум, но теперь очень несложно послать доклад, используя электронную почту или предоставляемое организаторами конференции место на соответствующем сайте. Надо сказать, что некоторые чиновники от науки иногда с пренебрежением относятся к публикациям в виде резюме докладов в материалах конференций. Они не учитывают то обстоятельство, что именно такие публикации в первую очередь информируют мировое научное сообщество о том, что в нашей республике наука продолжает свое существование, о том, что делается в разных ее областях. А это немаловажно для поддержания научного престижа Казахстана, тем более, когда вдруг появляются странные заявления, что Казахстану… «не нужно развивать фундаментальную науку».

Надо иметь в виду, что эффективный обмен научной и технической информацией возможен только при двустороннем участии в нем. Это значит, что только интенсивно развивая собственную науку и технологии, мы можем рассчитывать и на получение нужных нам сведений от зарубежных специалистов. Иначе мы просто попадем в полную зависимость от тех стран, где эти технологии создаются, что может представлять угрозу, прямо скажем, для нашей национальной безопасности. Известна ведь ситуация, когда советские ученые где-то в начале второй мировой войны обратили внимание на полное исчезновение американских публикаций по ядерной физике. Соединенные Штаты создавали атомную бомбу и все, что могло иметь к этому отношение, было наглухо засекречено.

Сейчас, когда компьютеры у многих научных работников имеются и дома, зачастую бывает эффективнее и полезнее не тратить ежедневно часы на поездки до института, а связавшись через интернет, делать необходимую работу дома. В ряде стран астрономы уже даже не ездят на удаленные обсерватории, а с расстояния в тысячи километров управляют телескопами и получают результаты наблюдений, не выходя из собственного кабинета. Нам пока такое и не снилось…

Переход на дистанционное обучение — это тоже важный момент, требующий более дешевого доступа к интернету. При крайне высокой по нынешним временам стоимости книг учащиеся значительную часть научной информации могут черпать именно из сайтов, благо там можно найти ответ на практически любой вопрос.

Интернет используется отнюдь не только для распространения серьезной научной информации. В мировой сети можно найти и многочисленные сайты, посвященные всевозможным оккультным течениям вплоть до прямого мракобесия. Например, несколько лет назад появилось сообщение о якобы угрожающей Земле вымышленной «комете Лоренца». Того же уровня было повторявшееся два года подряд одно и то же сообщение, что Солнце взорвется через шесть лет. Единственное, что можно противопоставить этому — точную, выверенную информацию о реальных успехах науки, о том, как работают настоящие, преданные ей, ученые. Интернет — не роскошь, а средство передвижения в мировом океане информации. Обойтись без него в науке уже невозможно.

Комментарии