Следите за новостями

К вопросу о KZ

Обсуждение проекта правил регистрации доменных имен в географическом домене .kz.

5 мая 2006 10:39, Рафаэль Балгин, Деловая неделя
Рубрики: Интернет

28–29 апреля в Алматы состоялась встреча, организованная Ассоциацией интернет-компаний, в которой приняли участие регистраторы доменных имен, хостеры, web-разработчики и просто уважаемые в сети люди, в число коих вошли сетевые журналисты и прочие деятели. Данная встреча была организована и проведена, что называется, в рабочем порядке, а посему ее детали вовсе не предназначались огласке в прессе. О ней можно было узнать лишь со слов представителей ограниченной аудитории либо из материалов сетевых ресурсов.

Предваряя встречу в реальности

Рассматривая при этом проект правил регистрации доменных имен в географическом домене .kz можно сказать, что они для рядового пользователя сетевыми ресурсами, пожелавшего их рассмотреть, казалось бы, написаны весьма грамотно. Однако в предваряющей «круглый стол» форумной «перекличке» по данному вопросу нашлись люди, которые съязвили: «…нашли человека, который смог правильно все скопировать с документов, которые касаются доменов .ru».

Форумчане в этом безгалстучном пространстве рубили налево и направо правду матку, приводя цитаты из правил, комментируя язвительно их. «Зарегистрировать доменное имя в домене .kz может любой гражданин или резидент Республики Казахстан, а также любая бизнес-структура или организация, имеющая добросовестное присутствие в Республике Казахстан», — бурно обсуждаемый на казахстанских интернет-форумах пункт Правил регистрации доменных имен.

Представители «сетевой интеллигенции» решили без колебания обратить внимание остальных участников «интернет-созидания» на конкретное словосочетание — «добросовестное присутствие», выразив свое отношение транслитерационной фразой: «Аффтар, выпей йаду!» Какой эмоциональный смысл в этом заключен? В какой-то мере об этом говорил другой риторический вопросительный сарказм: «…домены, зарегистрированные иностранцами, пустят под нож?..».

Разработчики правил не изобретали велосипеда. Ряд сетевых комментариев и негативно, и благожелательно отзывались о том, что проект — копия российского. Однако по ответам разработчиков стало очевидным то, что таких документов много у всех остальных регистратур доменных имен первого уровня. А, следовательно, обсуждаемые правила стали чем-то вроде «сборной солянки», сваренной по существующим зарубежным аналогам и на основе квалифицированных мнений казахстанских специалистов. Кстати, в сети многие ратуют за тотальное копирование российских методик работы по организации регистрации доменных имен. И не только ратуют, но и настоятельно рекомендуют. Другие же им противоречат, ссылаясь на то, что нельзя становится протекторатом российского сетевого хода мысли.

Такое впечатление, что за казахстанцев борются две формы сознания. Это, во-первых, традиционная сетевая культура, построенная на американских правилах «игры», а во-вторых,  — российская, технократическая среда, которая всегда решительно настроена на возвращение в сферу своего интеллектуального влияния дополнительных территорий, пусть и виртуального пространства.

Казахстану в этом соревновании пока отводится роль исполнителя конъюнктурных условий развития сетевых коммуникаций. Дескать, существует гонка сетевых вооружений технологиями контроля и упорядочения виртуального пространства. Наша страна в ее формате оказалась между двумя сетевыми вариантами сознания, соревнующимися за виртуальное географическое пространство с доменным именем .kz. Первое, пропитанное насквозь калифорнийским духом, устанавливает алгоритмы работы всему миру через ICANN — Интернет-корпорацию по регистрации имен и номеров. Эта организация — главный «авторитет» интернета. И если можно говорить о том, что какая-либо одна организация несет ответственность за технические функции internet по всему миру, то такой организацией является именно ICANN.

Второе сознание руководствуется соревновательно-креативными настроениями с первым. Казахстану необходимо угнаться за мировой сетевой культурой регистрации доменов, диктуемой, во-первых, ICANN, и наряду с этим учитывать интересы сильнейшего интеллектуального потенциала российских интернет-деятелей. Становится ясно, что следовать внешней конъюнктуре создания правил в этой области Казахстан обречен. Это в принципе весьма полезно и позволяет освоить навыки сравнительного анализа.

В этих условиях смысл самого документа правил — это то, что создается Центр управления доменом KZ как регистратура доменного имени .kz. А для того, чтобы не возникло отрицательного эффекта относительно саморегулирующейся среды, какой хотят видеть интернет его деятели, в настоящее время проводятся публичные обсуждения. Казахстану это дает возможность зарекомендовать себя страной, в которой интенсивно внедряются инновации. К осени же по материалам сетевых заявлений менеджеров Ассоциации интернет-компаний в рамках такой работы будет открыт сайт, нацеленный на то, чтобы стать основным официальным источником внедрения правил регистрации доменных имен в РК.

Чей туфля?

«Домен KZ не принадлежит Казахстану, регистрация доменов второго уровня .kz открыта для всех желающих. Их регистрация возможна на срок 1–10 лет. Минимальная длина доменного имени второго уровня — один символ (a.kz,  b.kz), максимальная — 60», — гласит пояснение по казахстанскому географическому домену первого уровня.

Интернет, задуманный в период «холодной войны», изначально создавался как среда самоорганизующаяся. Поэтому проблемы с доменом .kz (государственное регулирование или запрет регистрации доменов второго уровня и т.д.) могут просто-напросто в числе прочего повлечь за собой выход определенной части бизнеса физически за пределы Казахстана, не говоря уже о неугодных политических формах сознания.

По сетевым источникам: «Власти Казахстана отобрали у британского комика Саши Барона Коэна (Sacha Baron Cohen) зарегистрированное доменное имя borat.kz, которое он использовал для содержания сайта своего персонажа Бората Сагдиева… Ассоциация IT-компаний Казахстана, заведующая регистрацией доменов через «Казахский центр сетевой информации», приняла решение об отключении зарегистрированного Коэном домена в национальной зоне .kz».

По большому счету этап политических игр в области определения перспектив и направлений работы по регистрации доменных имен так или иначе уже пройден. Оставшиеся вопросы носят технический характер. В настоящее время под эгидой Ассоциации интернет-компаний Казахстана создается центр управления, который будет выдавать документы, предоставляющие право обладать статусом регистратора.

Также обсуждаются вопросы, которые имеют локальный географический характер. Так, в ряде форумов предлагается, чтобы доменные имена областных центров принадлежали акиматам и развивались ими же. Значимые географические названия «сетевая интеллигенция» советует отдать туркомпаниям с условием развития сайтов. Например, турфирма Х берет на себя развитие сайта borovoe.kz, где должны быть описаны достопримечательности и прочее, взамен идет интенсивная рекламная кампания туров на Боровое. В противовес такому мнению другая часть форумчан отвечает: «Какая вменяемая организация будет брать домен у государства, чтобы его развивать? Чтобы потом забрали снова? Турфирма лучше себе личный домен купит и будет его холить и лелеять — если захочет».

По мнению ряда интернет-деятелей, проект Правил пока слишком сырой. Чтобы что-то обсуждать, пропущено очень много важных моментов. Начать с того, что KZ — не национальный домен, а географический верхнего уровня. Он не принадлежит ни государству Казахстан, ни народу Казахстана. Он только связан с географической территорией Казахстан. Это всемирный ресурс, который создан в США. Право управления этим доменом делегируется ни парламентом РК, ни правительством РК, а международным интернет-сообществом, сливки которого располагаются в Калифорнии. «Пока в документе нет понимания этого, ничего путного с доменом KZ не выйдет», — считают эксперты.

По сетевым источникам: «Правила регистрации домена KZ — это слишком серьезный документ, который должна обсуждать вся IT-общественность Казахстана, желательно, чтобы это обсуждение было очным, а не как сейчас. И чтобы не получилось так, как всегда у нас получается, т.е.  никак, нужно выслушать как можно больше предложений, разбить их на группы и, рассмотрев степень их адекватности, выносить какое-то решение! А то получается, что правила исправили с учетом предложений киберсквотеров-барыг, которые были активны в этой ветке форума целый месяц».

Киберсквотеры в KZ как негативный фактор

В развитии доменной зоны KZ могут участвовать все желающие. Одни из этих желающих — это люди, у которых есть деньги и которые покупают доменные имена, неважно сколько, с целью дальнейшей перепродажи. Доменное имя в зоне KZ стоит немало. Сегодня, когда зона KZ находится на начальной стадии развития, можно сказать, что эти люди очень сильно рискуют потерять свои деньги, вкладывая их в виртуальные активы. Их принято называть «киберсквотеры» или «сайберсквотеры».

Киберсквотинг — это захват доменов, названия которых являются чьими-то зарегистрированными товарными знаками.

Любые правила призваны организовывать и защищать от проблем. Одной из самых больших проблем являются именно киберсквотеры. Особенно после снижения цен на регистрацию доменных имен они очень активизировались. Доменные имена можно регистрировать свободно и на равных условиях. Заплатил 35 у.е., и у тебя, даже если нет виртуальной крыши, есть свой сетевой адрес.

В рамках длившегося в течение последнего месяца активного обсуждения в сети Правил в контексте киберсквотинга предлагалось отбирать наиболее популярные доменные имена, которые годами не используются, и выставлять их на аукцион. Например, если по адресу www.gory.kz не отображается ничего, а по существу там должна быть информация о казахстанских горах, либо что-то связанное с ними, то современные экспроприаторы от Сети предлагали такой домен изымать в пользу победителя аукциона на условиях создания полноценного информационного ресурса.

Проблема здесь заключается не только в том, что люди не просто тратят деньги, а на целые годы «умерщвляют» хорошие и популярные доменные имена. Здесь речь идет не о качестве Казнета, а о том, чтобы ходовые имена принадлежали хорошим информационным ресурсам. Но некоторые патриоты — кибер-деятели, ратующие за национализацию доменных имен как один из методов устранения киберсквотинга, спешат настаивать на том, чтобы только именно физические и юридические резиденты Казахстана имели право пользоваться доменным именем .kz.

Но есть и другое мнение, например, из-за доменного имени .kz крупнейший поисковик в интернете — GOOGLE — вряд ли будет открывать представительство в Казахстане. Любое ограничение должно быть в меру, иначе от него станет только хуже. Создавать надуманные тормоза развитию бизнеса интернет — только деньги терять. К тому же, регистрацию доменов как-то нужно окупать. Сейчас отбросить иностранных владельцев доменов .kz будет в убыток стране.

В этой связи можно сказать, что, по сути дела, киберсквотинг является конфликтом между законным владельцем бренда или имени известной личности, с одной стороны, и законным владельцем доменного имени, с другой. Фактически и тот и другой имеют полное право отстаивать свою правоту. Домены ничем не отличаются от недвижимости. Если люди в них вкладывают деньги — пусть вкладывают.

По сетевым источникам: «Сайберсквотинг никак не может снизить цены на регистрацию доменов. Не путайте божий дар с яичницей! На развитие интернета никак не влияют в положительном смысле ни законы, ни цены. Ключевые слова: «потребность» и «удовлетворительность», остальное — сказки для слушателей курсов по маркетингу и доткомам».

С технической и физической точки зрения — определенно домен KZ не принадлежит ни Казахстану, ни народу Казахстана. Да и вообще, весь интернет принадлежит США, если на то пошло. Но с юридической точки зрения — все с точностью до наоборот. Штатовская организация ICANN (The Internet Corporation for Assigned Names and Numbers) выделила зону КЗ для Казахстана.

Но чтобы иметь не только юридическое право, но и претендовать на моральное, Казахстану необходимо по примеру КНР создать свой собственный интернет, со своими стандартами передачи данных. На это никто не пойдет. Как говорится, «велосипед» в таком случае выделки не стоит. Поэтому во избежание нарушения прав и свобод человека, на которых держатся, в том числе и принципы коммерции, необходимо регистрировать и оплачивать доменные имена своевременно или загодя. Иначе киберсквотинг будет естественным явлением. И вообще, в чем причина того, что все шарахаются от вторичного рынка имен? Ведь это естественно и реально. Есть же вторичный рынок жилья, автотранспорта и прочего.

Для развития любого саморегулирующегося процесса, рынка ли, интернета ли, необходимым и достаточным условием является наличие как «потребности», спроса участников, так и возможности удовлетворить таковой. Отсюда ясно, что «удовлетворительность» — способность удовлетворять спрос. Не «удовлетворение» же, потому как это слово слишком многозначно и может описывать состояние, а не потенцию обслуживания. Желательно развитие доменной зоны без отрыва от развития отношений всего Казнета, в том числе и такого его проявления, как киберсквотинг.

Комментарии