Следите за новостями

Цифра дня

48 комплексов Starlink направило МЦРИАП в регионы ЧС
  • Доходность
    17,2%за 2023 год
  • Стоимость чистых активов
    29,5млрд тенге
  • Доходность
    14,12%с начала управления
  • Доходность
    17,2%за 2023 год
  • Стоимость чистых активов
    29,5млрд тенге
  • Доходность
    14,12%с начала управления

Каждой «шишке» по «мышке», и не только

О ходе реализации Программы правительства Казахстана по снижению информационного неравенства в республике на 2007-2009 годы.

5 июля 2007 09:21, Юлия Кузнецова, Gazeta.kz
Рубрики: Общество

30 июня истек первый срок предоставления информации по исполнению Программы снижения информационного неравенства в Республике Казахстан на 2007–2009 годы центральными и местными исполнительными органами страны Агентству РК по информатизации и связи.

Согласно постановлению правительства Республики Казахстан от 13 октября 2006 года, подписанному тогдашним премьер-министром нашей республики Даниалом Ахметовым, к 10 июлю текущего года Агентство по информатизации и связи должно было предоставить правительству страны сводную информацию о ходе выполнения Программы.

Однако за ходом протекания государственной программы, рассчитанной на три года и оценивающейся примерно в 15,5 миллиона тенге, наблюдает не только правительственная организация. На днях Корпоративный Фонд «Информационная Инициатива» заявил о своем намерении выяснить, как реализуется государственная программа снижения информационного неравенства в стране в рамках общественного мониторинга.

«Наша деятельность нисколько не противоречит задачам и целям правительства. Задача программы мониторинга — не поиск промашек госпрограммы по преодолению информационного неравенства, а помощь правительству по преодолению возможных ошибок и неоправданных рисков, — заявил Михаил Тюнин, исполнительный директор общественной организации «Информационная Инициатива», ссылаясь на свой опыт по созданию электронного правительства и электронных деревень. — Опираясь на него, можно с уверенностью просчитать все риски, которые могут проявиться при выполнении многокомпонентной программы с весьма амбициозными целями. Наша цель — обозначить все риски, проинформировать о них общественность, СМИ и государственные органы, отвечающие за реализацию данной программы, с тем, чтобы избежать промедлений и лишней траты финансовых средств».

Планы у программы по преодолению информационного неравенства на первый взгляд довольно четкие — достижение 20% уровня компьютерной грамотности населения Казахстана; достижение в Казахстане 20% уровня пользователей е-услугами и интернет, а также повышение значимости информационных ресурсов в повседневной жизни граждан.

Выходит, что за три неполных года планируется обучить компьютерной грамоте 2364054 человек или 15,7%  от всего населения Казахстана. Учитывая, что программа мониторинга приступила к своей работе лишь 1 июля, точные цифры называть еще рано.

Но, как уверяют представители НПО «Информационная Инициатива» и «Правовая Инициатива», входящие в состав комиссии, которая должна проводить мониторинг, все результаты будут открыты для всего общества. Пока же в расчет берутся планируемые цифры. И с учетом существующего уровня компьютерной грамотности населения, равного 5%, после реализации данной Программы, уровень компьютерной грамотности в Казахстане «рискует» подняться до 20,7%.

В прошлом году Программа снижения информационного неравенства констатировала ее уровень на отметке 2,7%.

Но что говорить об объемах программы, когда среднестатистический гражданин республики, имеющий дело с компьютером как аналогом печатной машинки, и на кого, в идеале, направлена государственная программа, даже не знает о ее существовании, и тем более, основных положениях?

Между тем, этот компьютерный «всеобуч» должен коснуться не только студентов и школьников, но и работников бюджетной сферы, министерств образования, здравоохранения, культуры, информации, а также военнослужащих.

Причем сама инфраструктура центров повышения компьютерной грамотности должна быть создана как на базе существующих школьных компьютерных классов, так и на основе открытия таких классов в областных и районных центрах.

Планы по организации 300 классов для обучения работников бюджетной сферы и безработного населения и 6–8 классов — для обучения военнослужащих, а также другие пункты этой программы должны привести к цифре 990000 молодых людей, что, кстати, составляет 6,6%  населения РК, обученных компьютерной грамоте.

Если вновь сослаться на программу по снижению информационного неравенства, можно назвать цифру в 2515 классов, организованных по всему Казахстану для ее реализации. В том числе, 2000 классов на базе школ, которые будут действовать в период летних каникул.

Андрей Андреев, директор Общественного объединения «Правовая Инициатива», высказал свое мнение по поводу реализации упомянутой программы: «Мы ознакомились с программой по снижению информативного неравенства, и многие положения у нас вызвали сомнения. В частности, тот факт, что на период летних каникул в более чем 2000 школ будут организованы компьютерные классы для подготовки работников небюджетной сферы. В связи с этим предполагается привлечение студентов технических вузов.

Только в Алматы планируется обучить 186 студентов. Возникает вопрос, насколько хороший специалист окажется хорошим преподавателем? Потому одна из наших задач — оценить насколько такие студенты готовы к преподаванию компьютерных азов для простого населения».

Но даже этот момент, как оказалось, был предусмотрен разработчиками программы по снижению информационного неравенства.

Так, официально зафиксировано, что в 2007 году подобные тренинги должны пройти 1000 преподавателей и 2000 студентов ИТ-специальностей для работы в «летних компьютерных школах», в 2008 году — еще 100 преподавателей и в 2009 году — еще 100 человек.

Специально для этой цели в Казахстане будет создан Центр подготовки преподавателей и дистанционного обучения компьютерной грамотности.

Неотъемлемой частью программы в этой связи может должна стать необходимость снижения тарифов на доступ в интернет по телефонным линиям; на доступ в интернет по выделенным линиям; развитие телефонной и оптико-волоконной сетей Казахстана; развитие предоставления доступа к интернету через беспроводную связь Wi-Fi;  обеспечения скорости интернета для исследователей и учащихся. Отрадно, что в этой области уже начались пусть небольшие, но все же заметные шаги по уменьшению тарифов.

Так, с 1 апреля этого года были снижены тарифы на услуги коммутируемого доступа в интернет в среднем на 25% в вечернее и ночное время.

Снижение коснулось тарифов, установленных в периоды, которые характеризуются наибольшим спросом со стороны основных пользователей — физических лиц.

Особенно популярным и способствующим пробуждению интереса к изучению всемирной паутины стал новый тарифный план на услугу безлимитного доступа к интернету Megaline-Hit на скорости 128 Кбит/с с ежемесячной платой 5980 тенге.

В современной жизни информационное «перевооружение» порой может стоить намного больше военного.

Неприятие цифровых технологий, слабое их развитие означает поражение во всемирной гонке за экономическим процветанием и политическим доминированием в будущем информационном обществе.

Виртуальная реальность коренным образом меняет производство, образование и жизнь людей, создавая безграничное информационное пространство во всем мире. Таковое пространство в Казахстане распределено довольно неравномерно.

И причина тому отнюдь не в географическом расположении («протяженность границ», «неравноудаленность городов»), а в отстраненности самих людей от проводимых реформ и программ.

Не хочется закругляться на пафосном слогане: «Держи активную общественную позицию!», — но желание быть в курсе происходящих изменений и хотя бы частично (о)усвоить некоторые ИТ-технологии  — должно перетечь из области предпочтений, в сферу жесткой необходимости.

Подписывайтесь на каналы Profit.kz в Facebook и Telegram.

Комментарии