Следите за новостями

Интернет-кафе Алматы

Обзор рынка алматинских интернет-кафе: состояние и перспективы развития.

13 июня 2007 10:46, Юля Семыкина, Континент

В 1994 году в Лондоне появилось первое интернет-кафе Cyberia, и за пару лет эта новая форма заведений, призванных помочь пользователям пускаться в плавание по просторам Всемирной паутины, распространилась почти по всему миру. Появились интернет-кафе и в Казахстане, но не успел этот бизнес как следует развиться, как эксперты из разных стран мира усомнились в том, что у него вообще есть будущее

Алматинские интернет-кафе — это примерно две тысячи компьютеров и несколько десятков заведений. Но работа далеко не всех этих заведений основывается на предоставлении услуг доступа в интернет. В некоторых интернет-клубах главная специализация — это компьютерные и онлайн-игры. Существует мнение, что будущее именно за игровыми клубами, ориентированными на геймеров, а не на любителей бродить по интернет-просторам. Дескать, интернет скоро и так будет всем доступен, и потребность в интернет-кафе отпадет сама собой.

Сложно сказать, как будет обстоять дело в других странах мира, хотя уровень проникновения интернета в тех же США достаточно высок, но интернет-кафе там успешно действуют. У нас же, по официальным данным, даже уровень компьютеризации страны пока на уровне 5 процентов, а далеко не все те, кто имеет компьютеры, подключены к интернету. Тем не менее, новые технологии IТ-сектора имеют обыкновение распространяться стремительно, и те, кто приобщился к интернету, уже не представляют, как они раньше обходились без Сети. К тому же и государство приняло правительственную Программу по снижению информационного неравенства, целью которой является довести уровень компьютеризации казахстанцев и их охваченности интернетом до 20 процентов населения.

Так каковы же перспективы у казахстанских и, в частности, алматинских интернет-кафе? Давайте для начала выясним, кто является посетителями интернет-кафе. По словам менеджеров интернет-центра Саfemax, — это достаточно разнообразный контингент. Сюда заглядывают проверить свою электронную почту и отправить письма, посмотреть информационные сайты, пообщаться в чатах и на форумах, зайти на развлекательные сайты и сайты знакомств, скачать рефераты и курсовые и так далее. Просторы интернета безграничны, а его возможности разнообразны и, соответственно, люди, посещающие интернет-кафе, очень разные. Это и гости нашего города, и студенты, и деловые люди, и школьники.

Понятно, что доступ в интернет, во всяком случае, в Алматы, можно получить не только в интернет-кафе, поэтому у этих заведений много, пусть и не прямых, но все-таки конкурентов. Например, интернет-кафе конкурируют с домашним интернетом. А, скажем, в Москве, согласно исследованиям фонда «Общественное мнение», число тех, кто выходит в интернет, пользуясь услугами интернет-кафе, начиная с 2004 года сокращается. При этом число пользователей, бороздящих просторы Сети, выходя в нее со своих домашних компьютеров, уже несколько лет растет. На сегодняшний день количество москвичей, предпочитающих выходить во Всемирную паутину в домашних условиях, составляет 58 процентов от всех пользователей интернета, в то время как в 2002 году оно составляло только 32 процента.

В Алматы домашний интернет, который у нас худо ли бедно постепенно становится менее дорогим, конкурирует с интернет-кафе, в том числе и по цене. Так, цена часа работы в алматинском интернет-кафе в среднем варьируется от 250 до 450 тенге. Дома же при подключении через модем и телефонную линию можно пользоваться услугами сети посредством «Казахтелекома» или интернет-карт в среднем за 200–300 тенге в час, а в ночные часы стоимость домашнего интернета иногда опускается ниже 100 тенге. Но все это при низкой скорости, так как даже самый современный модем при коммутированном подключении не может поддерживать скорость выше 56 Кбит в секунду.

Преимущества хороших интернет-кафе в широкополосном скоростном доступе в интернет. Но недавно компания «Казахтелеком» ввела новую услугу — Megaline. И, например, тариф Megaline Hit предоставляет возможности широкополосного доступа в интернет при неограниченном трафике и хорошей скорости 128 Кбит в секунду. Вернее, на самом деле трафик ограничен, и если в месяц пользователь скачивает более 7 гигабайт информации, то скорость замедляется. Но 7 гигабайт — это большое количество информации, и возможность находиться в интернете достаточно долго. Стоит все это удовольствие 4500 тенге в месяц.

Но не у всех, скажем, молодых людей, даже если они подключены к интернету, дома есть возможность заходить на те же сайты знакомств или спокойно «чатиться». Кроме того, интернет-кафе — это не просто доступ во Всемирную паутину, а еще и атмосфера. Ведь и ужинать мы можем дома, но почему-то регулярно заглядываем в кафе и рестораны.

Кстати, кроме домашнего интернета, интернет-кафе стали конкурировать и с алматинскими ресторанами, которые все чаще предлагают бесплатную услугу по Wi-Fi-доступу в интернет. То есть беспроводному доступу, но требующему наличия у посетителя ноутбука, карманного компьютера или современной сложной модели мобильного телефона, поддерживающего Wi-Fi.  Такая услуга предлагается, например, практически во всех точках «Росинтер», а именно в ресторанах «Планета суши», «IL Патио», «Американский бар&гриль», а также в кофейне Coffeedelia, в пабе «Р.В.С.» и некоторых других ресторанах, кафе и пабах. Вопрос в том, много ли у нас обладателей ноутбуков и навороченных мобильных трубок? Пока еще не много, но их число растет. Ведь в последнее время ноутбук в Алматы в периоды акций можно приобрести по 70–85 тысяч тенге, а такая сумма по карману достаточно большому количеству алматинцев.

Очень часто в заведениях, предлагающих доступ в интернет посредством Wi-Fi,  можно увидеть гостей города, приезжающих в Алматы в деловые поездки и зачастую имеющих с собой ноутбуки. Впрочем, многим таким бизнес-туристам доступен и интернет в отелях. А так как поездки им оплачивают компании, то и стоимость интернет-услуг, даже если в гостинице они дороги, большого значения для них не имеет.

Недостаточная развитость массового, так сказать, частного туризма в Алматы также является причиной того, что наши интернет-кафе не слишком процветают. В той же Москве, по улицам которой ежедневно ходит более 2 миллионов туристов, интернет-кафе, и в частности Саfemax (алматинский интернет-центр Cafemax работает по франшизе и является частью российской сети интернет-кафе), более успешны, чем в южной столице. Ведь многим туристам, даже если они прибыли в страну не в командировку, бывает необходимо просмотреть какую-то информацию в интернете, проверить свою электронную почту или отправить письмо. И в этом случае путь их, как правило, лежит в интернет-кафе. Надо сказать, что гости, приезжающие в южную столицу, нередко жалуются на то, что в городе недостаточное количество уютных и комфортных кафе. И в качестве положительной тенденции можно отметить, что в последнее время вполне цивилизованные интернет-кафе стали открываться в крупных торговых домах и супермаркетах города. Есть они в Silk Way City, «Ритц-паласе», «Променаде», «Мега Алма-Ата» и других торговых центрах.

Возможно, часть клиентов у интернет-кафе в ближайшем будущем уведут и школы. Среди посетителей интернет-кафе немало тех, кто скачивает курсовые, информацию для них, или ищет в банках рефератов нужные работы, но уже в этом году Министерство образования РК намерено добиться стопроцентного подключения казахстанских школ к интернету. Казахстанский премьер-министр Карим Масимов даже дал задание министру образования Жансеиту Туймебаеву, чтобы к 1 сентября все школы были готовы провести совместный общеказахстанский интерактивный урок из Астаны.

Что касается Алматы, то по заверениям Имангали Тасмагамбетова, уже сто процентов школ в городе подключены к интернету, и следующий шаг — создание полноценных интернет-классов. Правда, сами школьники пока мало знают об открывающихся перед ними возможностях. Например, мы попросили знакомую школьницу зайти в кабинет информатики и поинтересоваться, можно ли ей поискать в интернете информацию для реферата. Девочка была уверена, что ей откажут, но учителя заверили ее, что в субботу она может приходить и пользоваться интернетом. Хотя, рефераты рефератами, а «сидеть» в форумах в школах, в любом случае, будет неуютно. А ведь именно виртуальное общение в Сети привлекает многих подростков в интернет-кафе.

В общем, как ни крути, а получается, что, несмотря на нарастающую со всех сторон конкуренцию, у интернет-кафе есть будущее. Во всяком случае, в ближайшие несколько лет они вряд ли вымрут. Но это лишь при условии, что интернет-кафе будут организованы правильно и предложат посетителям комплекс услуг вкупе с подходящей атмосферой, уютом и комфортом.

С этой точки зрения, наиболее удобное интернет-кафе — это Cafemax. Во-первых, оно круглосуточное. Во-вторых, в нем просторная зона с хорошей компьютерной техникой, vip-зона, специальная зона для курящих и отдельная игровая зона, где можно не только поиграть в компьютерные игры в локальной сети, но и сразиться с командами других стран в чемпионатах по on-line играм Battlefield, Age of Empires, Command&Conquer3 Ti-berium Wars и другим. В центре также круглосуточно работает кофейня, где предлагаются различные сорта кофе и чая, свежая выпечка, десерты, гамбургеры, тосты и ассорти из суши и роллов. А вот стоимость пользования интернетом в Cafemax достаточно дорогая — от 350 тенге — когда народу в центре немного, до 450 тенге — в часы, когда трафик высокий и интернет-кафе заполнено.

Вполне удачным и популярным было одно из старейших алматинских интернет-кафе M@trix. Сейчас же оно то ли закрылось на реконструкцию (хотя ремонт в нем проводился не так давно), то ли вовсе прекратило существование, что достаточно странно, так как заведение явно было прибыльным.

В интернет-кафе «Троя», находящемся в торговом центре «Променад», обстановка достаточно комфортная и спокойная. Люди сюда приходят, прежде всего, работать, и игры здесь не слишком приветствуются. При этом час в интернете обходится в 300 тенге, но поздним вечером и ночью предусмотрены скидки.

В интернет-кафе «С-4»  шумновато, так как здесь играет в игры много подростков. При этом здесь нет возможности распечатать информацию или скачать ее на какой-либо носитель, что делает заведение не слишком привлекательным для пользователей. К тому же час работы в интернете стоит здесь очень дорого — 50 тенге за 1Мб. Примерно та же ситуация в интернет-кафе MG, где час в интернете стоит 180 тенге, но в период высокого трафика цена поднимается до 45 тенге за 1Мб.

Вообще оплата из расчета за 1Мб не слишком удобна. Мы, например, только проверили почту и отдали около 200 тенге. Для сравнения, можно сказать, что дешевле выходить в интернет с мобильного телефона. Практически все современные модели телефонов поддерживают услугу доступа в интернет и, скажем, абоненты K-Mobile могут выходить во Всемирную паутину, оплачивая 1Мб по 25 тенге плюс 10 тенге в день абонентской платы. Например, один наш знакомый пользуется своим мобильным телефоном с целью доступа в интернет весьма активно, и в месяц у него набегает порядка 4 тысяч тенге.

Что же касается мнения о том, что будущее за игровыми клубами, а не за интернет-кафе, то можно сказать, что одно другому не противоречит. Интернет-кафе вполне может иметь игровую зону, но желательно отделенную от общей интернет-зоны. О чисто же игровых заведениях существуют различные мнения, но, например, основатель крупнейшей в мире сети интернет-кафе easyEverything Стелиос Хаджи Иоанну, доходы которого от Сети составляли пару лет назад 55 миллионов долларов в год, считал, что на одних играх далеко не уедешь. По его мнению, для успешности и процветания бизнеса необходимо предоставлять услуги интернета деловым людям. Хотя продажа этой услуги приносила Стелиосу менее 50 процентов дохода, а остальная часть приходилась на сопутствующий бизнес, то есть продажу прохладительных напитков, компакт-дисков и так далее. Интересно, что существенную прибыль приносил бизнесмену такой абсолютно не освоенный алматинскими интернет-кафе вид деятельности, как реклама. В заведениях Стелиоса она постоянно крутилась на свободных мониторах и приносила, порядка 18 процентов от общего дохода.

В целом же, никто точно не знает, в какую сторону эволюционируют интернет-кафе, когда интернет действительно проникнет в каждый дом и выживут ли они вообще или вымрут, как мамонты. С одной стороны, у многих алматинцев в доме имеются видеомагнитофоны, DVD-прогрыватели, или и то и другое одновременно, но в современные кинотеатры при этом народ ходить не перестал. С другой стороны, сторонники того, что у интернет-кафе нет будущего, справедливо замечают, что в мире не существует телефон-пабов, или факс-ресторанов, и по мере проникновения интернета в нашу жизнь исчезнут и интернет-кафе. Споры об этом ведутся во многих странах мира, а интернет-кафе тем временем продолжают действовать. И хотя одни заведения такого рода периодически закрываются, другие при этом открываются.

У алматинских же и в целом казахстанских интернет-кафе еще однозначно есть время для развития и процветания. Поэтому остается надеяться, что конкуренция между ними все-таки будет возрастать, а качество предоставляемых услуг расти. Во всяком случае, именно на современные, комфортные и уютные интернет-кафе у нас есть спрос, а значит, должно появиться и больше предложений.

Комментарии