Следите за новостями

Оцифрованная учеба

E-learning: реалии, проблемы и перспективы развития.

27 марта 2013 19:52, Мариям Мунбаева, Эксперт Казахстан
Рубрики: Образование

Министр образования и науки РК Бакытжан Жумагулов заверил, что более 5 млн казахстанцев будут охвачены проектом электронного обучения «E-learning». К проекту уже подключено более 500 школ, в ближайшие годы электронное обучение будет внедрено еще более чем в 2,5 тыс. образовательных учреждений.

Электронное образование — главный мировой тренд в области учебных процессов. Известные университеты и колледжи мира предлагают широкий спектр бесплатных онлайн-курсов по различным специальностям. Самый популярный из них — Coursera, основанный профессорами Стенфордского университета, он включает в себя более 200 курсов из 33 университета (включая Принстон — таблица 1).

«Проект e-learning одной из первых в СНГ внедрила у себя Россия. «В России электронное обучение присутствует на всех формах образования, но не является отдельной формой получения образования, — комментирует менеджер проекта e-Learning World Дмитрий Бастрон. — Вряд ли электронное обучение полностью заменит традиционное, по причине существования таких направлений в обучении, как медицина, инженерия, физика и т. д. Нельзя дистанционно научить проводить сложную операцию или ставить опыты».

«Несомненный плюс — возможность в самых отдаленных уголках получить доступ к качественному образованию, — считает доктор педагогических наук РК, профессор Надежда Завалко. — Минусы — его слабая оснащенность: и техническая, и кадровая, и содержательная. Но надо отметить значительные подвижки: коллектив Национального центра информатизации, возглавляемый доктором педагогических наук, профессором Гуль Нургалиевой, совершил за последние два года прорыв в разработке контента для всех типов образовательных учреждений. Но работы еще предстоит много».

Процесс осуществления нового проекта и переход на такой инновационный метод обучения не могут пройти безболезненно. Основываясь на российском опыте, в Казахстане следует ожидать ряд проблем. Одна из основных — солидный возраст преподавателей, их неспособность или нежелание принимать новые технологии как должное. Также непростым может оказаться выход на рынок образовательных компаний, предоставляющих возможность за короткое время и небольшую плату получить диплом с помощью электронного обучения.

В связи с высокими темпами развития новых технологий, в том числе применяемых в области образования, альтернативу онлайн-обучению найти нелегко. К тому же само понятие e-learning подразумевает получение не только тех знаний, что даются в школах и университетах, но и курсы повышения квалификации персонала, либо повышения личной и профессиональной эффективности. Эксперты отмечают, что до кризиса в Казахстане дистанционное обучение пользовалось спросом у банков и промышленных компаний; в посткризисный период к подобной практике перешли торговые компании и средний бизнес. (график 1).

Согласно прогнозам Ambient Insight Research, темпы роста рынка электронного обучения в странах Восточной Европы возрастут на 16,9%, а доходы достигнут 1,2 млрд долларов к 2016 году, и это — по сравнению с 0,6 млрд в 2011 году. В региональном разрезе аналитики считают, что основные доходы будут распределены в следующем порядке между десятью странами: Азербайджан, Беларусь, Босния и Герцеговина, Хорватия, Грузия, Казахстан, Молдова, Россия, Сербия и Украина.

Онлайн-образование — это быстро развивающийся рынок, предоставляющий большие возможности для поставщиков. Мировой рынок продуктов и услуг e-learning достиг 35,6 млрд долларов в 2011 году, а к 2016 году, по прогнозам маркетологов, будет равен 51,5 млрд.

Комментарии