Следите за новостями

Цифра дня

На 54-м месте Казахстан в рейтинге скорости 4G

Электронные деньги в Казахстане: цикл публикаций «ДН»

Безуспешная попытка отыскать хоть какую-нибудь информацию о результатах развития сферы ЭД на сайтах Национального банка и «Народного банка Казахстана» не охладила исследовательский пыл корреспондентов «Деловой Недели».

12 октября 2012 10:47, Анвар Жуманов, Деловая неделя

Безуспешная попытка отыскать хоть какую-нибудь сводную информацию о результатах развития сферы электронных денег (ЭД) на сайтах Национального банка и «Народного банка Казахстана», о чем «ДН» рассказывала в предыдущем номере, не охладила наш исследовательский пыл.

Следующим этапом журналистского расследования стало изучение информации веб-сайтов других ведущих банков. Понимая, что «БТА Банку», находящемуся в процессе повторной реструктуризации обязательств, сейчас, в общем то, не до розницы и уж тем более ЭД, мы все же заглянули на его официальный сайт, так как банк располагает одной из наиболее развитых IT-платформ. Увы, найти информацию о том, как он развивает свою деятельность в качестве эмитента ЭД и об его агентской сети в этой сфере, так и не удалось. А в разделе сайта, посвященном услугам по платежным карточкам, их набор включал SMS-банкинг, дистанционное банковское обслуживание, безакцептное автосписание, платежи через банкомат и получение выписки по банковским счетам с использованием платежной карточки.

Далее наступил черед «Казкоммерцбанка», известного своими давними усилиями по развитию IT-платформы, в результате чего услугами его процессингового центра пользуются многие другие банки второго уровня. Весьма популярна среди розничных клиентов и система его интернет-банкинга — Homebank.kz. Поэтому можно было предположить, что и в сфере ЭД этот банк занимает сейчас лидирующие позиции, тем более что на его сайте есть раздел «Агентская сеть». Увы, сеть эта, как выясняется, создается для привлечения клиентов на потребительское кредитование. Перечень услуг финансового портала Homebank.kz, конечно же, впечатляет своим размахом, но и здесь обнаружить предложения по использованию ЭД не удалось. Безуспешно закончилось также знакомство с рубриками сайта «Интернет-проекты», «Малому бизнесу», «Платежные карточки», а также с возможностями системы для электронной коммерции epay.kkb.kz.

Сайт «АТФБанка» также не порадовал нас информацией о возможностях использования ЭД, аналогичным результатом завершилось и знакомство с сайтом «Банка ЦентрКредит». Большие надежды возлагались на «Альянс-Банк», один из топ-менеджеров которого — Аскар Бишигаев, судя по публикациям в СМИ, дал путевку в жизнь системе ЭД «KZM». В данном случае знакомство с сайтом банка увенчалось успехом, так как на его главной странице размещен баннер этой системы. Кликнув на баннер, пользователь сайта может получить возможность ознакомиться с возможностями «KZM». Для подключения к ней нужно зарегистрироваться в этой системе, открыв «базовый» или «премиум» кошелек на сайте www.kzm.kz. Пользователь «базового» кошелька не нуждается в открытии счета в «Альянс-Банке», но он не сможет осуществлять операции по переводу денег. Владельцу же «премиум»-кошелька такой счет открыть придется, чтобы переводить свои средства.

Пополнять кошелек можно разными способами — в отделениях банка, через интернет-банкинг, переводом с кошелька на кошелек «KZM» или с использованием cash-in банкоматов.

Решив дойти до конца первой десятки ведущих банков и взяв в качестве ориентира размер их активов по состоянию на 1 сентября, согласно данным Нацбанка, мы ознакомились еще с информацией сайтов дочернего «Сбербанка России», «Цеснабанка», «Kaspi Bank» и «Евразийского банка». Однако непосредственно по теме ЭД каких-либо сведений и ссылок отыскать не удалось.

Среди банков второй десятки по размеру активов были изучены сайты «Ситибанк Казахстан», «Нурбанка», «Темiрбанка», «HSBC Банк Казахстан», дочерний «Альфа-Банк», «Delta Bank», «Эксимбанк Казахстан» и «Казинвестбанк», а «Жилстройсбербанк» и «RBS (Kazakhstan)» нами не рассматривались, так как розницей они не занимаются. В этой группе, как и в предыдущей, оказался лишь один участник рынка, предоставляющий услуги по ЭД, — им оказался «Эксимбанк Казахстан», на главной странице сайта которого красуется большой баннер с надписью «Электронные деньги «E-Tenge». Кликнув на баннер, пользователь попадает на соответствующую страницу сайта, где ему довольно доходчиво объясняют, что собой представляет «цифровая наличность», то есть ЭД, какие преимущества есть у «E-Tenge», как их потратить (прилагается список организаций-поставщиков товаров и услуг, а также перечень мест расположения терминалов оплаты). Также в соответствии с законодательством разъясняется различие между идентифицированным и неидентифицированным пользователем этой системы ЭД. Ее участниками, как выясняется, выступают РГП «Казахстанский центр межбанковских расчетов», контролируемый Нацбанком, в роли оператора системы, банки второго уровня (эмитенты ЭД) и их агенты, торговые организации и владельцы ЭД. Для начала физическому лицу нужно пройти процедуру регистрации в «E-Tenge», получить логин и пароль для доступа в личный кабинет владельца ЭД и открыть электронный кошелек, которому указанный выше оператор присваивает идентификационный код.

Безусловно, то обстоятельство, что лишь два банка из 20-ти ведущих участников рынка указывают на своих сайтах информацию по услугам в части ЭД, не красит разработчиков того самого законопроекта, которому посвящен этот цикл публикаций «ДН». Ведь законы для того и принимаются, чтобы быть обязательными для исполнения всеми, кому они адресуются. И раз уж, согласно нормам законодательства, еще год тому назад все банки второго уровня получили право выступать в роли эмитентов ЭД, то регулятору — Нацбанку — следовало бы проследить, чтобы хотя бы на сайтах всех участников рынка появилась соответствующая информация для их клиентов.

Комментарии