Следите за новостями

Игорь Якушин, АК-Цент: флэш-память наступает

Интервью с Игорем Якушиным, генеральным директором «АК-Цент Микросистемс», о рынке флэш-памяти в Казахстане.

19 января 2012 10:49, Марите Любинайте, Profit.kz

В октябре 2011 года аналитики из компании DRAMeXchange оценили состояние и перспективы роста мирового рынка флэш-памяти. По их данным, объем рынка флэш-памяти NAND-типа достигнет в 2012 году $26 млрд, что составит рост 20% по сравнению с показателем 2011 года, оцениваемом в $22 млрд. При этом потребность во флэш-памяти увеличится на 69,3% и немного обойдет рост поставок (68%). Такая положительная динамика применения памяти данного типа, по мнению аналитиков, обуславливается огромным количеством разнообразных сфер ее эксплуатации. Вместе с тем стоит ожидать всплеск спроса на смартфоны и планшеты, а появление на рынке ультрабуков приведет к повышению спроса на накопители SSD. О том, как будет ощущать себя казахстанский рынок флэш-памяти в 2012 году, в интервью Profit.kz рассказал Игорь Якушин, генеральный директор «АК-Цент Микросистемс».

Игорь Якушин, АК-Цент Микросистемс  Игорь Якушин, АК-Цент Микросистемс

— Игорь, как вы оцениваете рынок флэш-памяти Казахстана?

— До сегодняшнего дня никто не пытался оценить казахстанский рынок флэш-памяти, поскольку на нем представлено довольно много брендов и велика доля неорганизованной торговли. Но т.к. мы работаем на этом рынке, то имеем ориентировочные данные по его объемам, включающие официальные и неофициальные поставки. Так, рынок флэш-памяти Казахстана в 2011 году мы оцениваем примерно в $50 млн, а количество проданной продукции — 5 млн штук. Этот рынок растет примерно на 20% в год и эти темпы сохранятся в 2012 году. Такой рост обуславливается появлением новых устройств — гаджетов, MP3-плееров, смартфонов, цифровых фото- и видеокамер и т.д., которые используют в качестве носителя информации флэш-память.

— А какова динамика роста?

— Динамика очень нестабильная, поскольку зависит от экономической ситуации в стране. В этой связи, к сожалению, мы не можем прогнозировать более-менее точно, по причине отсутствия стабильности в экономической ситуации как в мире в целом, так и в Казахстане в частности. Все процессы взаимосвязаны и если возникают проблемы в одном регионе, это сказывается на всем рынке в целом. Например, крупнейшее наводнение в Таиланде, вызванное идущими с марта 2011 года затяжными и сильными дождями, привело к закрытию крупнейших заводов по производству компонентов для жестких дисков. Сложившаяся ситуация фактически «убила» IV квартал 2011 года по продажам жестких дисков, от чего пострадали все производители компьютеров, внешних накопителей. И, как следствие, цены на винчестеры резко выросли в разы и до сих пор не опустились до уровня цен III квартала 2011 года.

— Насколько казахстанский рынок отличается от мирового?

— Здесь все тривиально просто. Например, у нас 16 млн населения, а в России — 149 млн. Делим, получаем цифру 10. С Украиной разница — 6 раз. Следовательно, чтобы получить объем нашего рынка, необходимо просто разделить объем российского рынка на 10.

Ситуацию в Казахстане я оцениваю позитивно, как тенденции, так и показатели по продажам, — мы не отстаем по технологичности, внедрению продуктов и товаров. Казахстанец получает любой продукт одновременно с потребителем США, ЕС, Азии, РФ, Украины и т.д. Что касается объемов потребления, если человек имеет один телефон, то ему не надо их 10, и ему необходим определенный объем памяти для данных. Поэтому невозможно продать в стране с населением 16 млн те же объемы, как в стране с населением 150 млн.

— Можете ли вы спрогнозировать, какое количество единиц продукции будет поставлено в этом году?

— Мне довольно трудно оценить реальный объем рынка на этот год. И те цифры, которые я озвучил, очень и очень приблизительные. Как вы понимаете, компании, работающие на этом рынке, предпочитают не делиться информацией о своих объемах, а крупные аналитические организации наподобие GFK, не делают отчетов по этому сегменту рынка. На мой взгляд, такая ситуация сохранится до тех пор, пока в Казахстане не заработает четкая система отчетности и предприятий, и государственных органов о товарах, пересекающих границу.

— А какова потребность рынка?

— Потребность рынка достаточна велика, и она постоянно растет. Во-первых, все больше и больше казахстанцев приобщаются к миру высоких технологий, используют смартфоны, планшетные ПК, цифровые фотоаппараты, электронные книги. Все эти устройства нуждаются в носителях информации. Исходя из этого и нужно оценивать потребность рынка. Посчитайте, например, сколько продается цифровых фотоаппаратов? Все они нуждаются в картах памяти. Это постоянно растущий спрос.

— Насколько спрос превышает предложение?

— Спрос казахстанского рынка удовлетворяется с избытком. То есть на данный момент времени на рынке Казахстана присутствует широкий ассортимент и постоянное наличие разнообразных карт памяти и USB-накопителей, и любой покупатель может приобрести необходимый продукт в ближайшем магазине. И в то же время, есть подводные камни: память — это биржевой товар, продажа которого осуществляется каждую неделю на специальной виртуальной бирже, поэтому ее цена постоянно колеблется. Также влияние на цены чипов памяти оказывают следующие факторы: сезонность, спрос на чипы среди производителей электроники (большое количество заказов на чипы памяти формирует дефицит, вследствие чего цена растет, когда есть свободное обращение товара — цена падает). С учетом этого, здесь для бизнеса в равной доле существуют риски как в перенасыщении рынка товаром (есть вероятность снижения цены), так и в неудовлетворении спроса. Мы стараемся анализировать, прогнозировать, оценивать рынок и осуществлять заказы с учетом всех этих факторов.

— Какие основные бренды представлены на рынке USB-носителей и карт памяти? Можете назвать наиболее популярные среди казахстанцев бренды?

— Можно выделить три основных, наиболее любимых казахстанцами бренда — Transcend, SanDisk, Silicon Power. Это законодатели моды на рынке флэш-памяти, производители качественного товара, предлагающие потребителям интересную как в дизайне, так и в объемах линейку продуктов. Кроме того, мы реализуем на рынке Казахстана продукцию компаний Kingston, PQI и др.

— Какой бренд наиболее оптимален в соотношении цена-качество?

— Технологии производства флэш-накопителей давно прошли процесс обкатки и практически все крупные производители имеют богатый опыт в производстве, соответственно процент брака сведен к минимуму и составляет порядка 12%. Поэтому качество флэш-накопителей практически идеально у всех ведущих мировых брендов. Хочу подчеркнуть, что это высказывание не касается малоизвестных производителей и многочисленных фабрик, выпускающих поддельные товары. Основная причина отказов в работе — это неправильное обращение потребителя с флэш-накопителем, а именно: некорректное извлечение, внешние воздействия и прочие факторы физического воздействия на устройство. Что касается цены, то она практически у всех производителей колеблется в одном диапазоне, поскольку производители флэш-накопителей закупают чипы памяти на бирже по одной цене. Таким образом, вопрос по соотношению цена-качество не совсем корректный. Поэтому можно дать потребителям такой совет: качество продукта прямо пропорционально его цене.

Игорь Якушин, АК-Цент Микросистемс  Игорь Якушин, АК-Цент Микросистемс

— Какой объем памяти наиболее востребован?

— На сегодняшний день самый популярный объем памяти, лидирующий с большим отрывом — это 4 Гб. Это относится и к картам памяти, и USB-накопителям. Далее по популярности следует объем в 8 Гб. Но при этом происходит постепенное замещение объема памяти в 4 Гб накопителями на 8 Гб. Некоторые производители уже сейчас начинают отказываться от производства объема 4 Гб по причине того, что технологический процесс должен постоянно совершенствоваться и стоимость производства накопителей 8 Гб ненамного больше, чем 4 Гб. Таким образом, идет процесс снижения цены путем замещения позиций, то есть появляются более емкие устройства и меньший объем снимается с производства.

— Как часто происходит процесс замещения объемов?

— Не часто. Полагаю, процесс умирания объема нижнего сегмента происходит раз в год. И в первом полугодии 2012 года существенно снизится популярность 4 Гб флэш-накопителей, потому что придут 8-гигабайтные по весьма привлекательной цене. С другой стороны, меняются предпочтения покупателей, так как меняется контент: приложения становятся более объемными, снимки, сделанные цифровыми фотокамерами, становятся более «тяжелыми», меняется качество аудиофайлов.

— По вашему мнению, чем стоит руководствоваться при выборе «флэшки»?

— Здесь все зависит от того, в каких целях вы собираетесь использовать устройство. К примеру, многие пользователи выбирают флэш-накопители, ориентируясь только на их стоимость, по принципу «чем дешевле, тем лучше». И соответственно не смотрят на популярность бренда, которая свидетельствует о том, что купленный вами продукт высокого качества, с большим периодом эксплуатации и возможностью гарантийного обслуживания.

Вместе с тем, для карт памяти есть такое понятие, как класс, который является показателем того, с какой скоростью чтения и записи может работать карта. Например, SD Class 2 предполагает скорость записи не менее 2 Мб/с (13x), SD Class 4 — скорость записи не менее 4 Мб/с (26x), SD Class 6 — скорость записи не менее 6 Мб/с (40x), а SD Class 10 и SD Class U1 записывают со скоростью не менее 10 Мб/с (66x). Соответственно, чем выше класс, тем выше скорость записи. Скорость чтения также имеет градацию и бывает стандартной — до 15 Мб/с, Ultra — от 15 до 30 Мб/с и Extreme/ Extreme Pro — от 30 Мб/с до 90 Мб/с. Например, сейчас все видеокамеры переходят на цифровые носители. Покупая карту памяти по наиболее низкой цене, например, 2-го класса, вы заведомо получите видео с очень плохим качеством, с артефактами (цифровыми помехами) вследствие того, что поток информации не успевал записываться на эту карту памяти в процессе съемки, чего не произошло бы, имей вы более быструю карту памяти. Поэтому, для записи видео (особенно HD качества) на цифровой носитель мы рекомендуем карты памяти не менее 6-го класса.

Кроме всего прочего, я бы посоветовал покупателю приобретать то, что ему действительно нравится по дизайну, стилю, будет удобно в использовании.

Важный момент, на который следует обращать потребителю свое внимание — это не приобретать продукт, который не имеет названия, или он его никогда не слышал. Это может быть или отбраковка, или товар, выпущенный кустарной фабрикой, — как следствие, могут возникнуть проблемы, связанные с потерей информации, гарантийным обслуживанием и т.д.

— Есть ли отличия в предпочтениях по регионам?

— Отличия есть. В наиболее удаленных от больших городов регионах популярны более дешевые устройства с меньшим объемом памяти.

Если сравнивать предпочтения казахстанцев с остальным миром, то они отличны как в дизайне, так и в технических характеристиках. Наш потребитель делает выбор по цене и внешнему виду, и в меньшей степени по объему и скорости работы. Вместе с тем, он редко обращает внимание на то, что многие USB-носители имеют некое ПО, либо предустановленное, либо доступное для скачивания с сайта производителя, что, например, может упростить работу с почтовыми клиентами, использование личной информации с одинаковым комфортом как на служебной, так и на домашней машине. Блистер вскрывается, выкидывается в мусор и никто не читает что на нем написано. На других рынках потребители подходят к этому более взвешенно. Так, в Европе покупаются более скоростные и дорогие носители, и к выбору накопителя покупатель подходит с точки зрения скорости его работы и удобства его использования.

— Как часто пользователи обращаются за гарантийной поддержкой?

— Нечасто. Как я уже отметил, процент брака очень мал.

— Сколько сегодня составляют доли «серого» и «белого» импорта?

— На этот вопрос сложно ответить корректно. Но стоит подчеркнуть, что оздоровление рынка происходит путем налаживания поставок основными производителями своих продуктов по официальным схемам. Оздоровление рынка происходит последние 5 лет, поскольку общая экономическая ситуация улучшается с каждым годом.

— Насколько велика доля подделок и каких производителей подделывают чаще?

— Чаще всего подделывают популярные продукты таких брендов, как Transcend, SanDisk, Kingston. Что касается доли подделок, она невелика, и постоянно снижается. К тому же стоимость оригинальных устройств ненамного выше поддельных, и покупатели понимают, что экономия выходит боком.

— Как вы организуете каналы продаж?

— Мы — классический дистрибьютор и работаем по классической схеме. У нас есть партнерская сеть в крупных населенных пунктах Казахстана, через которую наши продукты реализуются потребителю.

— Можете ли вы выделить основные тенденции на рынке флэш-памяти?

— Основная тенденция — это популяризация твердотельных накопителей (SSD), которые будут отвоевывать долю рынка у обычных жестких дисков (HDD). Поскольку SSD диск работает в десятки раз быстрее, более практичен и позволяет избежать проблем при тряске, падении, резкой смене температур, влажности. Единственная проблема — его стоимость. На сегодняшний день это штучные продажи, причем не только в Казахстане, но и в других регионах, поскольку не каждый клиент готов заплатить большие деньги за 1 Гб. Так, партнерская цена составляет $1,7—2 за гигабайт. Продажи вырастут в разы после того, как будет преодолена планка $0,5/1 Гб.

Комментарии