Следите за новостями

Цифра дня

17,8% казахстанцев совершали покупки в интернете

Обзор рынка сотовой связи в странах СНГ: Казахстан с 2008 по 2010 год

Среди всех стран СНГ Казахстан входит в тройку лидеров по уровню проникновения услуг сотовой связи, объему выручки рынка и средней стоимости минуты разговоров.

7 сентября 2011 10:31, Profit.kz
Рубрики: Рынок, Связь

Среди всех стран СНГ Казахстан входит в тройку лидеров по уровню проникновения услуг сотовой связи, объему выручки рынка, а также по средней стоимости одной минуты разговоров по мобильной связи. Компания ComNews Research изучила рынок сотовой связи стран содружества в период с 2008 по 2010 год.

По данным исследования, уровень проникновения сотовой связи в Казахстане по итогам 2010 года составил 120% от всего населения страны, увеличившись на 25 процентных пунктов (п.п.) с конца 2008 года. В период с конца 2008 года по конец 2010 абонентская база в натуральном выражении достигла 19,7 млн. активных абонентов, увеличившись с конца 2008 года на 32,5%, что практически соответствует медианному значению данного показателя для всех 12-ти стран в целом.

Рынок сотовой связи Казахстана входит в тройку лидеров среди рынков стран СНГ по объему выручки от услуг сотовой связи (1,7 млрд долл. США), уступая лишь Украине (3,2 млрд долл. США) и России (25 млрд долл. США). Ежегодно объем выручки от услуг сотовой связи в Казахстане увеличивается приблизительно на 6,8%, и за рассмотренные два года рост составил 14%, что практически соответствует темпам развития российского рынка сотовой связи.

Динамика среднего дохода оператора от одного абонента (ARPU) в Казахстане повторяет тенденцию всех стран СНГ и является нисходящей, за рассмотренный период с 2008 по 2010 гг. средняя выручка от одного абонента снизилась на 30%, в то время как в среднем по всем странам на 26,6%. Среднесглаженный темп снижения этого показателя в Казахстане составил 16% ежегодно. Среди факторов замедления роста — размывание абонентской базы за счет набора малоговорящих абонентов, а также, как и в других странах, общая тенденция к экономии на услугах связи.

Дополнительным подтверждением тенденции снижения ARPU является динамика показателя МoU (среднее количество минут в расчете на одного абонента) который, в отличие от соседних стран, вырос не столь значительно и является одним из самых низким (114 мин.), пропуская вперед лишь Азербайджан (97 мин.), и составляет 45% от среднего значения для всех стран содружества (245 мин.).

В Казахстане стремление к экономии на услугах мобильной связи традиционно обусловлено их высокой стоимостью. Несмотря на то, что средняя стоимость минуты разговора (АРРМ) за период кризиса и последующих лет значительно снизился (на 37% за рассматриваемый период, снижаясь ежегодно в среднем на 20%), в этой стране сохраняется самая высокая в СНГ цена на связь — минута разговора обходится казахскому абоненту на 113% дороже, чем россиянину и в три раза дороже, чем абоненту в соседнем Кыргызстане.

За прошедший период доля дополнительных услуг в общем объеме доходов от услуг сотовой связи в Казахстане увеличилась на 1,1 процентный пункт, достигнув уровня 10,3%, пропустив вперед лишь Беларусь, Украину и Россию по этому показателю. При этом в период с 2008 по 2010 год, доля выручки от сегмента передачи данных в самой структуре доходов от VAS увеличилась на 6,2 п.п., больший рост этого сегмента показали лишь рынки Туркменистана и России.

Конкурентная ситуация в Казахстане за рассмотренный период улучшилась, однако на показателях оценки концентрации рынка это еще отразилось не столь существенно. С 2008 по 2010 год доля операторов «GSM Казахстан» и «Алтел» уменьшилась, на 4,2 п.п. и 1,1 п.п., соответственно. В то время как ОАО «ВымпелКом» увеличил свою долю на 3,4 п.п., и лишь появившийся в 1 квартале 2011 года оператор «Tele2» уже имеет долю от общей абонентской базы страны в размере 1,8%. Несмотря на данные изменения, два лидера рынка совместно обслуживают практически 90% от всей абонентской базы страны. Такое долевое распределение абонентов среди игроков рынка не может положительным образом сказаться как на стоимости услуг связи, так и на конкурентной среде.

Индекс Херфиндаля-Хиршмана, показывающий уровень концентрации рынка, для Казахстана по итогам 2010 года составлял 0,43 единицы, в то время как при рынке с удовлетворительной концентрацией и конкуренцией, должен быть не более 0,2 единиц. Более концентрированная и низкоконкурентная рыночная среда представлена лишь в Молдове, Армении и Туркменистане.

Комментарии