Следите за новостями

Цифра дня

17,8% казахстанцев совершали покупки в интернете

Куанышбек Есекеев: «Цены на интернет у нас уже более-менее сносные»

Интервью с председателем АИС РК Куанышбеком Есеекеевым о работе порталов госведомств, Казнете и развитии телекоммуникаций в Казахстане.

13 апреля 2007 14:37, Иван Войцеховский, Central Asia Monitor
Рубрики: Общество

Полезные сервисы «электронного правительства» позволят «затащить» население в Сеть, уверен председатель Агентства по информатизации и связи Куанышбек Есекеев.

Программа «электронного правительства» официально презентована, о ней говорит президент страны, проведены выставка и конференция «Электронный Казахстан». В то же время Министерство энергетики до сих пор даже не имеет своего сайта, а многие ведомства, например, Минтранс и Минэкономики, подошли к делу формально, создав чисто «декоративные» порталы с минимумом полезной информации. Есть ли у АИС реальная возможность как-то заставить чиновников выполнять свои требования?

— Проблемы, о которых вы упомянули, существуют, и над ними ведется работа. Некоторые ведомства дают статичную информацию, кое у кого при порталах нет редакционных советов. У нас в АИС создан специальный редакционный совет, который постоянно отслеживает уровень поддержки сайтов. Последние полгода мы ежемесячно составляем рейтинг госорганов по качеству их порталов. Затем мы передаем его в правительство, и на правительственном уровне принимаются соответствующие меры, чтобы сайты республиканских ведомств начали функционировать. Первые результаты такой работы есть и, думаю, в ближайшие два-три месяца ситуация выправится.

Программа создания «электронного правительства» официально завершится в следующем году. Есть ли какие-то планы по ее дальнейшей поддержке?

— То, над чем мы работали последние три года, — это всего лишь программа создания инфраструктуры «электронного правительства». В эту инфраструктуру входят базы данных по физическим лицам, по регистру недвижимости, по юридическим лицам. Создание баз данных дало возможность организовать электронные сервисы. Следующий этап состоит в том, как эти сервисы довести до населения. Например, вы как гражданин хотели бы получить некую справку. Сегодня вам предоставлена возможность обратиться не к чиновнику, а непосредственно на портал ведомства, где есть электронная форма этой справки. Там же объясняется, как ее правильно составить и заполнить. А вот куда и как эту справку отправить, в какие сроки ее должны обработать и вернуть вам, — это уже второй, интерактивный этап программы создания «электронного правительства». Пока что у нас идет первый этап — информационный, и заключается он в том, что максимум информации выводится в интернет. Население должно получить возможность найти ее на сайтах, и я думаю, что до конца года мы эту работу в основном завершим. Кроме того, идет работа по систематизации портала самого правительства, недавно принят его новый дизайн, теперь он более удобен для пользователя. Одновременно мы отлаживаем технологии и схемы услуг общественного доступа для сайтов акиматов. Эта работа не может быть выполнена в один день, она требует систематизированного подхода.

В дальнейшем, когда работа АИС будет закончена, у агентства останутся какие-то рычаги контроля за уровнем поддержки сайтов, их обновления? Сами ведомства, как показала практика, не горят желанием этим заниматься.

— Действительно, «не горят», но, согласитесь, довольно сложно в АИС найти специалистов по всем отраслям. Я не могу писать вместо вас статьи, потому что в своем деле профессионал — вы, а не я. То же самое в процессе создания сайтов: для того или иного госоргана у нас есть понимание — как это реализовать технически. А наполнение — это уже дело тех структур, которые за эти сайты отвечают. Мы со своей стороны постараемся сделать все возможное, чтобы процесс осознания важности сайтов проходил быстрее. В технической части у нас все готово, порталы созданы — пожалуйста, предоставляйте туда информацию. Но ответственность за ее постоянное обновление должны нести владельцы сайтов. Мы эту проблему поднимаем и будем поднимать дальше. Если людей не устраивает содержание сайтов, они могут обращаться непосредственно на главный портал «электронного правительства», который курируем мы. Каждое письмо будет учитываться в наших рейтингах и в докладах по выполнению программы, которые мы представляем в правительство республики.

Доступность сервиса «электронного правительства» для населения прямо зависит от стоимости доступа в интернет. Почему эта услуга в Казахстане все еще стоит дороже, чем даже у самых бедных наших соседей?

— Я бы не стал сравнивать Казахстан с Таджикистаном хотя бы потому, что наши соседи используют старые, еще советские, линии, а у нас в последние годы были проложены новые оптоволоконные сети. У нас интернет широкополосный, например, наше агентство подключено через один общий канал на все здание. Старые технологии такой возможности не предоставляют. Кроме того, стоимость складывается из особенностей интернет-трафика. У нас большая часть входящей информации поступает из-за границы. Получается, что канал запроса маленький, а объем ответной информации, которая приходит на запрос, очень большой. Поэтому, когда мы говорим о тарифах, надо учитывать особенности именно широкополосного доступа. Такой доступ есть у «Казахтелекома», «Нурсата», пытается это сделать «Астел». Такой доступ дороже, чем в других странах, но и его качество совершенно другое, на порядок выше. Что касается дозвона через телефонные сети — dual-up, — то и в этом сегменте тарифы были в прошлом году снижены на 50 процентов. Снизил цены «Казахтелеком», и другие провайдеры, которые «сидят» на его сетях, вынуждены это сделать. Если цены снижать дальше, возникнет проблема низкой инвестиционной привлекательности этой сферы. Я считаю, у нас интернет, конечно, недешевый, но цены на него уже более-менее сносные. Взять ту же услугу «Казахтелекома» по ADSL-доступу «Мегалайн» — там подключение стоит 2000 тенге при нормальной скорости в 128 мегабит. Конечно, если скачивать фильмы, то это дорого, но полноценно пользоваться Сетью эта услуга позволяет. В этом году у нас однозначно будет еще одно снижение цен на интернет. Но снижение ставок не может быть бесконечным, оно «бьет» по рынку.

Но в азиатской части России и на ее Дальнем Востоке качество связи не хуже нашего, а цены значительно ниже.

— Я вам скажу, почему в Казахстане однобокая структура трафика. У нас очень мало казахстанского контента Казнета, поэтому трафик уходит в Россию. У вас есть почтовый ящик на Mail.ru? То же самое можно сказать о подавляющем большинстве наших пользователей. В России располагается 80 процентов всех сайтов, которыми пользуются наши граждане. Примерно такова и структура ценового трафика — примерно 80 процентов уходит в Россию, 10 процентов — местный сегмент и еще 10 приходится на дальнее зарубежье. Соответственно каналы забиваются в одну сторону, и это приводит к удорожанию. В России люди в основном пользуются сайтами, которые находятся рядом с ними, а у нас — нет. Когда у нас будет развит казахстанский сегмент, крупным российским системам — «Рамблеру», например — будет выгодно открывать сервисы у нас или создавать «зеркальные» сайты в Казнете. Мы сейчас прорабатываем проект по созданию таких сайтов, пытаемся просчитать, насколько это будет выгодно россиянам. Когда это произойдет, трафик станет дешевле. В целом «электронное правительство», создание образовательных порталов, новых сайтов — это «затаскивание» наших пользователей именно в «зону KZ».

В последнее время к магистральным сетям «Казахтелекома» добавились сети «КазТрансКома», но на ценах это никак не сказалось. Придут ли в Казахстан крупные операторы магистральных сетей из-за рубежа?

— Это называется «либерализация рынка телекоммуникаций». Мы такую работу ведем, в частности, в вопросах «точки присоединения» альтернативных операторов. Такой пилотный проект был недавно реализован в Атырау. Мы со своей стороны создаем условия, но для того, чтобы операторы приходили сюда и прокладывали глобальные магистрали, они должны видеть долговременную выгоду. С нашим небольшим населением и невысокой емкостью рынка это проблематично. Кроме того, спрос на телекоммуникационные услуги формируется пока очень небольшим процентом населения.

Может быть, тема «либерализации» актуальна и для рынка сотовой связи, где «Казахтелеком» участвует уже в трех сотовых компаниях из четырех существующих?

— Что касается «либерализации» сотового рынка, то тут существует масса «подводных камней». Во-первых, точки присоединения всех сотовых операторов по-прежнему находятся в «Казахтелекоме». Во-вторых, потребители отдают предпочтение оператору, который обеспечивает наилучшее качество. Реальность такова, что наибольший рынок смог занять именно «Казахтелеком», в том числе и по причине качества. Что касается тарифов, то сейчас мы с Агентством по регулированию естественных монополий вырабатываем методики тарифной политики, которая будет удобна для населения.

С момента запуска спутника KazSat прошел почти год. Как вы оцениваете результаты его коммерческого использования?

— Рабочие устройства — транспондеры — KazSat менее чем за год заполнены на 40 процентов, это достаточно хороший результат. Судя по такой динамике, к концу года он будет полностью загружен. Все это доказывает, что спутник нужен операторам. Основная часть операторов — коммерческие, и они пользуются нашим спутником, потому что им это выгодно. Второй спутник, который будет запущен в этом году, также имеет серьезные перспективы. Его емкости чуть больше, и мы планируем, что и он будет востребован рынком.

Какие задачи, на ваш взгляд, являются сегодня стратегическими для нашей IT-отрасли?

— Инвестиции в интернет-технологии на данном этапе являются стратегическими для всех отечественных компаний. В современном мире технические средства неотделимы от сетей связи и от информационного наполнения - контента. Реальность такова, что интернет-технологии порождают спрос на IT как таковое. Мы строим сети, но это всего лишь транспортная артерия информационных систем. Я думаю, что для развития отечественных технологий сегодня нужен именно контент, будущее — за полезной информацией, которую человек может получить с помощью интернета или мобильного устройства. Уверен, что рынок будет сам формировать появление таких сервисов. Наша задача сегодня — приобщить население к информационным технологиям. Когда это произойдет, появится и спрос на контент. Если две вещи соединить, у нас будет скачок технологий. Поэтому мы должны решать проблему развития интернета комплексно, создавать сети вместе с контентом. Создание «электронного правительства» и должно стать базовым сервисом, на который будет спрос. Там будет полезное содержание и услуги, которые позволят привлечь граждан, сделают пользование интернетом выгодным. Это даст серьезный экономический эффект — информационные технологии снижают все издержки, как технологические, так и бюрократические, а страны, лидирующие в распространении интернета, развиваются быстрее других.

Комментарии