Следите за новостями

Цифра дня

71,5 млрд тг заработал Kcell за полгода

Дорогая ты наша... сотовая связь

На сегодня основная доля абонентов мобильной связи (а это около 90%) распределена между KCell и Beeline — как изменится ситуация с приходом шведского дискаунтера Tele2?

25 апреля 2011 15:32, Шамиль Войцеховский, Computerworld Казахстан
Рубрики: Рынок, Связь

На сегодня основная доля абонентов мобильной связи (а это около 90%) распределена между KCell и Beeline. Оба оператора избегают конкурентной борьбы в том понимании, в котором, я, например, это представляю себе, удерживая тарифы на мобильную связь на примерно одинаковом уровне на протяжении длительного времени. Очевидно, что в таких условиях рынок развиваться не может, он находится в застое. Операторы умело манипулируют разнообразными «звездочными» тарифами, что, конечно, не может не раздражать, мало того, волна раздражения и непонимания захлестнула и отечественных законодателей. Недавно г-н Бердонгаров попытался взять за основу борьбы с лидирующими операторами фактор монопольного положения на рынке, озвучив мнение, что и KCell, и Beeline могут считаться монополистами. Впрочем, операторы таят гробовое молчание, видимо, выбрав позицию, когда лучше воздержаться от комментариев. Складывается такое ощущение, что у властей закончились какие-либо «добровольные» аргументы в желании направить процесс по снижению цен на мобильную связь в сторону их понижения. Тем временем, у конечных «непримеримых» абонентов осталась одна надежда — Tele2: недавно этот оператор объявил о своей программе в Казахстане, что подразумевает, исходя из его позиционирования как дисконтного оператора, что лед все-таки сдвинется с мертвой точки…

Впрочем, достаточно посмотреть на счета, которые оператор рассылает мне, например, как абоненту, чтобы понять, что нападки на лидирующих операторов не голословные. Средняя связь по Европе, допустим, находится на уровне 6 евроцентов. У нас что-то около 10 евроцентов. Но господа, сделайте еще корреляцию на уровень дохода и тогда ситуация покажется еще более запущенной. Кстати, мне все это напоминает времена «золотого века Алтела», когда стоимость и входящих, и исходящих «золотых» минут исчислялись долларами. Многие связывают данный дисбаланс с высокой ценой на интерконект — т.е.  цену за связь между абонентами разных операторов. Конечно, компании зарабатывают деньги, но в таких отраслях как связь, без регуляторов никак, и интерконект — это важный фактор такого регулирования. Но как бы не сопротивлялись наши дуополисты, вопрос уже решен. И не в их пользу. Впрочем, даже если отбросить эту набившую оскомину тему и взглянуть на упомянутый счет (конец прошлого года), например, Beeline, то тут не все так однозначно. Даже без интерконекта. С номера с префиксом 777 на номер с префиксом 777 — 38 тенге/мин (около 19 евроцентов), с номером с префиксом 777 на номер с префиксом 705 — почти 50 тенге/мин (около 25 евроцентов), и, наконец, на префикс 701 — около 40 тенге/мин (около 20 евроцентов). Вот так, получается даже больше, чем было озвучено ранее.

По какому сценарию будет развиваться дальнейшая ситуация с мобильной связью в Казахстане — это очень интересный вопрос. Ведь, как известно, влияние административного ресурса у нас в стране трудно переоценить, но если все-таки исключить его из логики и если Tele2 намерена на словах сделать то, что недавно громко заявила, у дуолистов будет принудительный аргумент снизить цены на связь. Массового перехода абонентов в стан новоявленного конкурента трудно ожидать, прежде всего, в виду определенной консервативности, присущей нашим пользователям («мой номер знают все»). Тем не менее, есть довольно большая прослойка пользователей, которая раздражена своим оператором, этот, так называемый протестный абонент, полагаю, смог бы стать клиентом Tele2. Оценить его объем довольно сложно, но на словах протестность — это реальность, автор данного материала опросил свое окружение и выявил около 20% абонентов, которые настроены весьма решительно. Все это усугубляется отсутствием кретивных идей у дуолистов, совершенно непонятной ситуацией с руомингом (это отдельная тема разговора) и т.д.

Комментарии