Следите за новостями

Цифра дня

48 комплексов Starlink направило МЦРИАП в регионы ЧС

Айдын Кульсеитов: «Умение продавать научные идеи — это искусство, которому нужно учиться»

Интервью с председателем правления АО «НИФ» Айдыном Кульсеитовым о создании на базе НИФ и АО «ЦИТТ» Национального агентства по технологическому развитию.

22 апреля 2011 15:28, Жанбота Толеген, Деловой Казахстан
Рубрики: Общество

Для обеспечения эффективности реализации инновационной политики государства планируется создать на базе АО «НИФ» и АО «ЦИТТ» Национальное агентство по технологическому развитию. Как идет реализация программы инновационных грантов? Как развиваются технопарки? На эти и многие другие вопросы «ДК» в кулуарах международного семинара по научно-технологической статистике ответил председатель правления АО «НИФ» Айдын Кульсеитов.

председатель правления АО «НИФ» Айдын Кульсеитов— Айдын Женисович, как нам стало известно, Национальный инновационный фонд сейчас находится в стадии реорганизации…

— Да, НИФ реорганизуется в НАТР (АО «Национальное агентство по технологическому развитию»). Это такое же акционерное общество, которое будет принадлежать нашему акционеру — МИНТ.

Название «инновационный фонд» подразумевает финансовую деятельность, которой мы занимались. Основной упор был сделан именно на финансирование инновационных компаний, венчурных фондов и т.д. Это направление деятельности остается как инструмент инновационной политики, но акцент сейчас смещается в сторону анализа инновационных процессов, администрирования других инструментов господдержки, таких как технологическое бизнес-инкубирование, инновационные гранты, коммерциализация…

Сегодня наш акционер — Министерство индустрии и новых технологий — основной координатор инновационной политики, и ему нужна структура, которая смогла бы стать казахстанским аналогом финского ТЕКЕСа или корейского КИСТЕПа (Корейский институт оценки и планирования науки и технологий).

Наша неинвестиционная деятельность финансируется из бюджета. На 2011 год финансирование идет через семь бюджетных программ. Механизм такой: определяется задача, которую нужно осуществить, и бюджет. Часть этого бюджета идет по конкурсам, часть — по бюджетным заданиям. Здесь надо отличать деньги, которые идут на реализацию программ. В этом году, к примеру, мы осуществляем программу инкубирования, ее бюджет составляет 165 млн. тенге. Но это означает, что эти деньги идут через нас тем компаниям, которые будут получать услуги по инкубированию их проектов.

— Когда именно произойдет реорганизация?

— Правительство Республики Казахстан своим постановлением от 30 ноября 2010 года №1308 утвердило программу по развитию инноваций и содействию технологической модернизации в Республике Казахстан на 2010–2014 годы. Одним из мероприятий этой программы является создание АО «Национальное агентство по технологическому развитию». В целом мы думаем, что в течение 2–3 месяцев агентство будет создано.

Но самое главное, уже сейчас работа нашего фонда выстраивается как деятельность единого оператора, уполномоченного органа в Республике Казахстан по координации процессов инновационного развития и предоставления мер государственной поддержки. Причем создание новой структуры будет проводиться за счет оптимизации имеющихся активов, штатов, бюджетов, дополнительных средств (если никаких новых функций на нас не будет возложено) не понадобится.

— Расскажите о реализации программы инновационных грантов.

— По программе «Инновационные гранты» в прошлом году МИНТ впервые выделило 1 млрд. 725 млн. тенге. В этом году из бюджета выделяется около 7,5 млрд. тенге. В программе по выделению инновационных грантов НИФ в прошлом году не участвовал, но мы сейчас проводим анализ по тем проектам, которым были выделены гранты.

В соответствии с Законом «О государственной поддержке инновационной деятельности» инновационные гранты предоставляются на следующие цели: выполнение опытно-конструкторских разработок, подготовка технико-экономического обоснования инновационного проекта, патентование объекта промышленной собственности в иностранных государствах и (или) международных патентных организациях.

Анализ показал, что имеется значительный задел по оптимизации процедур выдачи грантов. К примеру, в большинстве стран Запада средства распределяются не по видам грантов, а по видам клиентов. Сейчас мы внесли предложение о том, чтобы изменить систему выдачи инновационных грантов. Допустим, мы говорим, что главная задача сейчас — индустриализация. Поэтому инновационная программа должна быть направлена на предприятия, которые хотят модернизироваться, провести какие-то промышленные исследования для того, чтобы повысить производительность труда. В этом случае мы переняли опыт Германии, где есть федеральная программа инновационного малого и среднего бизнеса, работающая уже три года. По мнению немецкой ТПП, она является «золотым стандартом» предоставления госуслуг. Суть такая: они определили клиентов (МСБ, альянсы предприятий, сетевые группы) и какие виды затрат они готовы софинансировать. Поверенный определяется федеральным министерством, он возмещает затраты, которые понесла компания. Очень простая и прозрачная схема: клиент что-то сделал, часть затрат по факту получил. Никакого маневра для коррупции, никакого маневра для каких-то других деяний.

Мы изучили опыт, разработали систему и внесли соответствующие предложения. Сейчас разрабатывается законопроект «О государственной поддержке индустриально-инновационной деятельности». В рамках этого законопроекта мы внесли соответствующие предложения.

— Вы упомянули о том, что станете аналитическим помощником в реализации государственной инновационной политики. Какими направлениями занимается ваш аналитический центр?

— Аналитический центр совместно с министерством в прошлом году провел очень большую работу по анализу инновационных процессов, происходящих как в мире, так и в Казахстане. Был также изучен накопленный опыт по формированию национальных инновационных систем. На основе этого родилась программа по развитию инноваций и содействию технологической модернизации в Республике Казахстан на 2010–2014 годы. Она подчинена целям индустриализации. Сегодня это главный экономический приоритет страны — вся деятельность должна быть направлена на то, чтобы активно развивать индустрию. Поскольку именно она является основой нашей конкурентоспособности. Как адаптировать имеющиеся инструменты поддержки инноваций, концепции развития инновационной инфраструктуры под эту главную цель — на эти вопросы отвечает принятая программа.

Второе направление — аналитический центр разработал систему планирования научно-технологических исследований. Межотраслевой план научно-технологического развития до 2020 года был утвержден в соответствии с поручениями главы государства. Он демонстрирует наши приоритеты в прикладной науке по 5 ключевым направлениям: нефтегазовая отрасль, АПК, горно-металлургический комплекс, геология, ICT. Кроме разработки перечня критических технологий и научной платформы центр приступил к внедрению системы технологического форсайтинга как инструмента постоянного контроля актуальности плана. Эту работу мы ведем совместно с известным корейским институтом КИСТЕП.

И это только основные направления работы аналитического центра за прошлый год.

— По программе также планируется создать офисы и центры коммерциализации и инноваций. Когда появятся такие центры?

— Коммерциализация — это система, позволяющая инновационные и научные идеи доводить до стадии внедрения или продажи в виде интеллектуальной собственности заинтересованным участникам рынка. При этом основной акцент делается именно на маркетинговый и финансовый аспекты. Фактически офисы коммерциализации — элементы инновационной инфраструктуры, которые являются посредниками в хорошем смысле этого слова между учеными и бизнесом.

При этом наш подход при создании офисов коммерциализации — не создавать их самим, а содействовать их появлению при вузах, НИИ, крупных высокотехнологических компаниях и т.п.  В этом году мы планируем начать такую работу в трех пилотных регионах.

Уметь продавать научные идеи — это тоже искусство, которому нужно учиться. Программа обучения экспертов, кураторов, небольшие гранты для того, чтобы подготовить обоснования концепции продаж разработок, — всю эту систему мы сейчас и закладываем. Параллельно реализуется проект МОН РК и Всемирного банка, которые тоже работают над коммерциализацией. Насколько я понимаю, они планируют усилить исследовательскую базу в вузах и НИИ таким образом, чтобы уже изначально появлялись идеи, потенциально привлекательные для коммерциализации. Они повышают качество знаний, мы используем те знания, которые нам передают, и строим систему их продажи и выведения на рынок. В идеале должно быть именно так.

— Согласно поручению главы государства был перезапущен проект «Парк информационных технологий «Алатау». Разработана концепция дальнейшего развития СЭЗ ПИТ, предусматривающая организацию ее как инфокоммуникационного ХАБа с использованием интерактивных и энергосберегающих технологий. Что конкретно сейчас делается в этом направлении?

— С прошлого года проект развития ПИТ «Алатау» активно реанимируется. В этом году в мае-июне можно будет увидеть конкретные результаты. Сейчас мы разрабатываем мастер-план, который должен увязать все аспекты перспективного развития: финансовую, инвестиционную и организационную модели, коммунальную инфраструктуру, потенциальных участников СЭЗ, профессиональное управление и т.д.

Попытки сделать это раньше были. Но при поддержке министерства мы решили идти комплексным путем: при минимуме затрат суммировать все то, что сделано до нас, и подойти к развитию парка как к инвестиционному проекту. Сейчас работает один центр принятия решений, мы приступили к разработке ТЭО, наконец-то решен вопрос по земле. Из концептуальных изменений решено расширить сферу деятельности парка: теперь он будет называться Парком инновационных технологий, что подразумевает помимо проектов в ICT развитие таких направлений, как альтернативная энергетика, зеленые технологии, микроэлектроника, новые материалы и ряд других high-tech-направлений.

При этом мы не только расширяем направления деятельности, но и начинаем работать над созданием «интеллектуальной атмосферы» на территории парка. Для этого прорабатывается вопрос о том, чтобы разместить на территории парка несколько университетов. Такая политика ведется, чтобы стимулировать создание не только производств, но и R&D-центров совместно с зарубежными крупными компаниями.

Я думаю, во втором полугодии мы доведем проект до такой степени, когда инвесторы и партнеры смогут увидеть: то, что было обещано, реализуется. И после этого уже можно будет подписывать конкретные контракты. Самое главное, появится профессиональная управляющая компания, которая будет заниматься конкретно развитием парка. Возможно, это будет какая-то зарубежная компания, возможно, это будет СП, главное то, что появится возможность с кем-то профессионально говорить и работать.

Хотелось бы отметить, что буквально недавно было принято решение о создании попечительского совета, который возглавит наш президент. Мы считаем это большой победой. Такая возможность позволит нам на более высоком уровне обеспечить работу парка, вести переговоры, используя высокий авторитет главы государства.

Подписывайтесь на каналы Profit.kz в Facebook и Telegram.

Комментарии