Следите за новостями

Дамир Шыныбеков: Поколение IT определяет будущее страны

Интервью с ректором Международного университета информационных технологий Дамиром Шыныбековым об ИТ-образовании в Казахстане.

1 марта 2011 13:01, Алевтина Донских, Казахстанская Правда
Рубрики: Образование

Свыше 25000 школьников со всех концов страны принимают участие в первой казахстанской on-line-олимпиаде по математике и информатике, которую организовал и проводит Международный университет информационных технологий. Запуская этот проект, IT-университет рассчитывал оценить уровень знаний школьников и создать базу своих потенциальных абитуриентов, однако разработанный формат тестирования вполне может стать своего рода учебно-методическим модулем для других вузов при проведении подобного предварительного тестирования поступающих. Но не только IT-технологии, применяемые в образовании, стали темой этой беседы. Государство делает больше чем достаточно, чтобы могла развиваться инновационная среда. И люди, которые этим занимаются на местах, в частности в вузах, должны не просто «штамповать» бакалавров, а, развивая инновационную среду у себя, придавать импульс дальнейшему творческому и профессиональному росту своих выпускников. Поскольку они должны становиться не просто носителями существующих инновационных технологий, а генераторами новых идей, убежден ректор вуза, доктор экономических наук, профессор Дамир Шыныбеков.

ректор Международного университета информационных технологий Дамир Шыныбеков— Подавляющее большинство участников демонстрирует очень хорошие результаты, укладываясь в отведенное время и справляясь с заданиями. Общеизвестно, что в Казахстане сильная математическая школа, и наша первая on-line-олимпиада это подтвердила, — отмечает он. — Причем наилучшие показатели у школьников из регионов. Думаю, это закономерно, что IT-университет в своей учебной практике прибегает к IT-технологиям, используя их на всех стадиях образовательного процесса, в том числе и на стадии отбора потенциальных абитуриентов. Поскольку очень важно правильно сориентировать школьника в выборе профессии, определиться со своими способностями и навыками. А такие не затратные для семьи школьника формы тестирования, показывающие объективный и независимый результат, позволяют это сделать наилучшим образом. Электронный формат тестирования, обучения, контроля, организации процесса — задача, обозначенная на высшем государственном уровне. Недавно в своем Послании народу Глава государства поставил задачу, чтобы к 2015 году 50% организаций образования использовали электронное обучение, а к 2020 году их численность должна возрасти до 90%. И это — требование времени, поскольку современные формы обучения необходимы для выполнения тех задач, которые сегодня решает экономика страны.

Обращаться к формату on-line нас побуждают и задачи вуза: чтобы вырастить хорошего студента, начинать работу с ним нужно задолго до того, как он переступит порог приемной комиссии. И варианта лучшего, чем олимпиада в режиме on-line, мы не увидели. Наша новация в том, что мы впервые в республике решили проводить предметную олимпиаду — точнее, ее первый тур — в режиме on-line. Была создана тестовая база вопросов, разбитая по темам по двум предметам — математике и информатике. В ходе первого тура одновременно в указанный день и час все зарегистрированные участники выполняют одно задание. Современные технологии делают этот процесс открытым и беспристрастным. Итоги тестирования становятся известны практически сразу по окончании тура. И любой его участник может незамедлительно увидеть и свой результат, и свои ошибки, и итоги всего тура. Победители же смогут принять участие во втором туре, который пройдет в Алматы в нашем вузе. А впоследствии у победителей есть шанс поступить в наш вуз.

— Общеизвестно, что к техническим специальностям интерес меньше, чем к специальностям гуманитарного, юридического или экономического профиля. Но насколько я знаю, в  IT-университете высокий конкурс, несмотря на то что вуз на рынке всего полтора года. С чем это связано?

— Действительно, специальности вуза востребованы, и конкурс был велик. Так, в 2010 году средний балл ЕНТ ребят, поступивших к нам, составил 82 из 100, а по грантам этот показатель был еще выше! В настоящее время в нашем вузе на двух курсах получают образование по государственному гранту 600 человек — это почти 60% от всего числа студентов. Еще 50 человек обучаются по грантам компаний и 50 — по грантам самого вуза. За счет собственных средств у нас учатся не более 20%. Думаю, высокий спрос на наши специальности предопределен несколькими факторами. И в первую очередь ростом интереса к информационным технологиям, как в связи с их широким распространением в жизни, так и с объявленным в стране курсом на индустриально-инновационное развитие. Наш вуз — участник Программы ФИИР. Более того, напомню, IT-университет был создан по прямому поручению Главы государства, и он был образован в 2009 году в сотрудничестве с IT-Университетом Carnegie Mellon (г. Питсбург, США), мировым лидером по программированию среди университетов.

Но не только ФИИР требует новые кадры. Красной нитью через практически все Послания Главы государства народу проходит тема образования нации. Она является определяющей в построении современного, конкурентоспособного общества. В нынешнем Послании Президент подчеркивает, что качественное образование должно стать основой индустриализации и инновационного развития Казахстана. Глава государства также говорит о том, что Казахстан намерен полностью обновить содержание профессионального и технического образования. И под этот посыл уже государством заложена серьезная практическая база: образование IT-университета и «Назарбаев Университета», создание более двух десятков учебных центра на базе крупных предприятий, разработка Госпрограммы развития образования до 2020 года.

В этом же ряду последовательных шагов государства стоит поручение Президента Правительству выработать механизм перехода вузов к инновационной деятельности и создать Национальный совет по подготовке профессионально-технических кадров с участием представителей бизнес-ассоциаций и работодателей.

— Аналогичная задача сближения науки с практикой стоит и перед IT-университетом. Приходится ли вам сейчас корректировать программы, учитывая потребности отраслей, где придется работать вашим выпускникам?

— Безусловно. Изначально при формировании учебных программ наш учебно-методический совет проводит консультации с предприятиями предстоящей производственной практики студентов. В том числе с одним из наших учредителей АО «Национальный инфокоммуникационный холдинг «Зерде», с которым мы периодически согласовываем наши программы. Поскольку холдинг ответственен за инфокоммуникационные технологии и программы, то все дочерние компании дают нам рекомендации. Мы также формируем попечительский совет, в который войдут представители различных отраслей экономики, заинтересованные в наших специалистах. Готовя кадры для бизнеса, мы также понимаем и то, что должны выпускнику дать такой комплекс знаний, что обеспечит ему непрерывный профессиональный рост. Мы очень хорошо понимаем и то, что так же как и IT-отрасль, которая обновляется практически каждые четыре-пять лет, должно обновляться и IT-образование. Этим пониманием обусловлена наша нацеленность на подбор и одаренных студентов, и прекрасных преподавателей. Поэтому вуз старается привлечь к преподаванию в вузе лучшие кадры страны и мира. В частности, около 70% профессорско-преподавательского состава составляют отечественные специалисты уровня PhD с зарубежными дипломами. На этот момент обращал внимание и Глава государства в своем недавнем Послании. Около 20% преподавателей — приглашенные из-за рубежа. Их география обширна: Западная Европа, США, Китай, Россия, страны Прибалтики, Малайзия.

— Какие задачи стоят сегодня перед вузом?

— Первая: стать центром IT-инноваций в Казахстане. Мы стараемся с первого дня учебы студента закрепить его за местом практики. И уже на второй год учебы у наших ребят есть интересные разработки, идеи, за которые до них никто не брался. В числе работ, например, есть проект визуализации инфаркта миокарда, разработка программы для КПП, альтернативный сайт вуза и казахскоязычных СМИ. Сейчас студенты по своей инициативе создают электронную версию учебного плана и виртуальный казахско-английско-русский виртуальный словарь, который затем будет бесплатно выложен в интернете, также работают над созданием отечественного поисковика. Они участвовали в создании 20 продуктов «е-правительства». Мы убедились, что в их головах есть много интересных проектов, и хотим этот творческий дух развить. И цель вторая: как о задаче отечественного высшего образования о ней также говорил Глава государства в Послании — войти в рейтинг лучших мировых университетов. Наш вуз изначально претендует на высокий международный статус, и сейчас мы рассматриваем мировые аккредитационные центры, чтобы войти в их программы и занять достойное место в рейтинге. Думаю, нам эта задача по силам.

Комментарии