Следите за новостями

Цифра дня

48 комплексов Starlink направило МЦРИАП в регионы ЧС
  • Доходность
    17,2%за 2023 год
  • Стоимость чистых активов
    29,5млрд тенге
  • Доходность
    14,12%с начала управления
  • Доходность
    17,2%за 2023 год
  • Стоимость чистых активов
    29,5млрд тенге
  • Доходность
    14,12%с начала управления

Телекоммуникационная паутина

На рынке проводной инфраструктуры активно развиваются сразу несколько компаний, но им придется еще много сделать, прежде чем они смогут составить достойную конкуренцию доминирующему оператору.

7 февраля 2011 14:29, Василий Калабин, Эксперт Казахстан
Рубрики: Рынок, Связь

На рынке проводной инфраструктуры активно развиваются сразу несколько компаний. Но им придется еще много сделать, прежде чем они смогут составить достойную конкуренцию доминирующему оператору.

Волоконно-оптические линии связи (ВОЛС) — это наземная инфраструктура, которая является основой для оказания всех телекоммуникационных услуг. Используемые ранее медные кабели устарели, возможности использования спутниковых каналов слишком ограничены. ВОЛС же надежны, отказоустойчивы и позволяют передавать информацию с большой скоростью и в большом объеме. На сегодня эффективной альтернативы им нет. Поэтому оказывать услуги, например сотовой связи или доступа в интернет, без такой сети проблематично.

Впрочем, ВОЛС не только эффективны, но в то же время дороги в строительстве. Прокладка одно километра кабеля стоит 8–16 тыс. долларов. Когда речь заходит о междугороднем строительстве, такая сеть многим операторам не по карману. Поэтому они берут каналы связи в аренду. Наличие сети ВОЛС национального масштаба во многом обеспечивает доминирование в отрасли компании АО «Казахтелеком». И некоторые операторы уже не раз выражали свое недовольство по поводу цен или условий нацоператора.

Однако уже несколько лет сразу ряд операторов взялись за создание собственных альтернативных сетей. Во-первых, стоит отметить KazTransCom и «Транстелеком», которые уже достаточно давно строят свои сети, но работают преимущественно с узким кругом клиентов. Кроме того, оператор сотовой связи «КаР-Тел», несколько лет назад озаботившийся созданием собственной сети ВОЛС, уже успел отстроить вторую по протяженности сеть в стране. В поисках альтернативы для доминанта более мелкие операторы также пытаются выстраивать свои собственные каналы связи. Например, сразу четыре компании занимаются строительством и финансированием магистральной линии ВОЛС в Китай, речь идет о KazTransCom, АО «Астел», «Алма ТВ» и ТОО «Бриз». По завершении проекта каждый участник получит выход к международным каналам связи. Магистраль проходит через небольшие населенные пункты (самыми крупными городами на пути ее следования являются Капшагай и Жаркент) от Алматы до Хоргоса, и далее China telecom предоставляет выход в Гонконг. «Наличие собственной магистральной сети ВОЛС дает возможность компании стать первичным провайдером. Клиенты же получают телефонию и интернет по более низким тарифам», — говорит инженер отдела линейно-кабельных сооружений АО «Арна» Кайрат Нусипбаев. Он отмечает, что строительство сети ВОЛС требует крупных вложений денежных средств, людских ресурсов, а также временных затрат. Тем не менее, подобные проекты перспективны.

По словам операторов конкуренция в сфере ВОЛС уже ощущается и по мере дальнейшего строительства сетей обострится. Возникает вопрос, нужно ли стране столько оптоволокна?

Супермагистраль

«Казахтелеком» тем временем построил Национальную информационную супермагистраль (НИСМ) протяженностью 12521 км. Основное кольцо НИСМ — это более 9206 км волоконно-оптической линии связи, в которую включены города Алматы, Тараз, Шымкент, Кызылорда, Актобе, Костанай, Петропавловск, Кокшетау, Астана, Павлодар, Семей, Оскемен, Талдыкорган. Осевая ветка проходит через Алматы, Караганду, Астану. Западное кольцо охватывает города Атырау, Уральск, Актобе и имеет ответвление на Актау. Кроме того, у компании пять стыков с российскими операторами, по два с Узбекистаном, Кыргызстаном, и три стыка с операторами Китая. В 2011–2012 годах планируется дальнейшее расширение НИСМ и повышение ее надежности. Говорить о строительстве альтернативной сети такого же масштаба пока все же не приходится. Конкуренция скорее будет идти в отдельных регионах и сегментах рынка.

«Рост потребности в канальной инфраструктуре в мире определяется интернетом, — отмечают в «Казахтелекоме». — Современный этап развития телекоммуникационной отрасли характеризуется неуклонным ростом цифрового контента и трафика (по данным западных агентств, рост мирового трафика передачи данных составляет около 30% в год). Это в свою очередь заставляет операторов увеличивать пропускную способность своих сетей с целью передачи все больших объемов информации с высокой степенью защиты ее содержания и резервирования. Таким образом, можно сказать, что потенциал рынка аренды магистральных цифровых каналов в республике еще не исчерпан». В компании считают, что использование новых современных стандартов и технологий, позволяющих существенно расширить пропускные способности каналов связи, позволит «Казахтелекому» увеличивать объемы пропускаемой информации и снижать стоимость предоставляемых услуг.

Договор о ненападении

До недавнего времени основными конкурентами доминирующего оператора в сфере наземной инфраструктуры называли KazTransCom и «Транстелеком». В силу своего исторического развития первая преимущественно работает с сырьевыми компаниями на западе республики, вторая — с национальной компанией «Казахстан темир жолы» (КТЖ) в южных, центральных и восточных регионах. Эти компании в некоторой степени дополняют друг друга и за счет такого разделения территорий и сегментов потребителей не вступают в прямую конкуренцию.

В настоящее время протяженность сети «Транстелекома» составляет 2700 км. От станции Достык далее Актогай-Алматы-Чу-Караганда-Астана-Кокшетау-Петропавлск. Сеть проходит вдоль железнодорожной магистрали. Сейчас в стадии реализации крупный проект еще на 4000 км. Сдача его в эксплуатацию планируется в июне. Этот проект финансирует Европейский банк реконструкции и развития под гарантию КТЖ, срок окупаемости восемь лет. Общая протяженность сети по завершении составит 6722 км. Новая сеть охватит дополнительно более 400 железнодорожных станций. «Строительство обусловлено требованием железной дороги и необходимо для увеличения потока грузопассажирских перевозок», — отмечает главный инженер «Транстелекома» Андрей Сапронов. Он рассказал, что у компании есть выходы на Россию и Китай, будет выход на Узбекистан, возможно, на Киргизию, при дальнейшем строительстве возможны дополнительные переходы на Россию.

«Наш основной заказчик — железная дорога. Но в рамках развития существующей сети ВОЛС помимо КТЖ среди клиентов есть частные юридические фирмы, либо аффилированные с КТЖ, либо просто находящиеся в зоне досягаемости нашей сети, проходящей вдоль железных дорог. Потребителями являются и физические лица, которым предоставляются услуги доступа в Интернет, междугородней и международной телефонии. На сегодняшний день на КТЖ приходится примерно половина объема всех предоставляемых услуг. После реализации нового проекта мы планируем, что доля услуг для физических и сторонних юридических лиц будет увеличиваться», — рассказывает г-н Сапронов.

Он отмечает, что спрос на услуги, предоставляемые по оптоволоконному кабелю, уже близок к насыщению, поскольку есть ряд компаний, которые строят сети ВОЛС. Но операторы, представленные на рынке, преследуют каждый свои цели. «Либо сеть строится для каких-то конкретных клиентов, либо только в отдельных регионах, где нет пересечения с нами, — говорит Андрей Сапронов. — Например, KazTransCom работает на западе, где мы не представлены и куда выходить не планируем, поэтому наши интересы не пересекаются. Мы стараемся привлекать клиентов, которые либо не охвачены существующим рынком, либо по каким-то причинам не хотят сотрудничать с другими операторами. Например, «Казахтелеком» сейчас пытается ограничить деятельность интернет-провайдеров второго уровня, и мы для них выступаем альтернативным оператором. В целом спрос на наши услуги посредством ВОЛС есть, и они востребованы».

KazTransCom в 2013 году планирует завершить создание единой магистрали ВОЛС протяженностью порядка 4000 км, объединяющей крупнейшие города Казахстана. Планируемые инвестиции — порядка 4,8 млрд. тенге. Сейчас значительная часть доходов от магистральных услуг связи компании приходится на телекоммуникационных операторов-партнеров и корпоративных клиентов из промышленности.

«На текущий момент в Казахстане существует только один магистральный оператор, обладающий мощной, разветвленной магистралью, покрывающей все регионы страны, — рассказывает генеральный директор компании KazTransCom Аскар Ержанов. — Для укрепления рыночных позиций в среднесрочной и долгосрочной перспективе операторам, обладающим ВОЛС, необходимо расширить покрытие своих сетей. За последние два года операторы активно реализовывали планы по строительству магистральных ВОЛС. Таким образом, с каждым годом протяженность их сетей увеличивается не менее чем на 20–30%  в год. Думаю, что практически у всех крупных игроков в ближайшей перспективе главной задачей будет расширение географии присутствия. Осмелюсь предположить, что в ближайшие несколько лет количество проложенных магистральных оптоволоконных линий в Казахстане возрастет в разы. Для удовлетворения потребностей одного населенного пункта в магистральных телекоммуникационных услугах достаточно одного магистрального оператора, но не для создания конкурентной среды».

Относительно новый игрок рынка КZ-ТРАНС сейчас активно строит сеть для оператора сотовой связи ТОО «КаР-Тел» (бренд Beeline). Жалуясь на тарифы «Казахтелекома», компания в 2006–2007 годах начала строительство своей сети. Сейчас протяженность ВОЛС Beeline достигла уже 4500 км. Генеральный директор Beeline в Казахстане Анатолий Попов в одном из своих интервью рассказал, что если компания не обладает собственными каналами передачи данных между городами и странами, она вынуждена существенно тратиться на аренду каналов. И такая аренда в нашей стране стоит в среднем дороже, чем в России. Строительство собственной сети вызвано желанием ТОО «КаР-Тел» сократить свои издержки. Кроме того, компания сейчас позиционирует себя как универсальный оператор связи, начав работу и на рынке интернет-доступа (как мобильного, так и фиксированного). Уже сейчас значительную часть своего трафика компания направляет по собственным каналам и собирается в будущем перейти исключительно на них и даже сдавать в аренду. Но поскольку пока компания строит сеть ВОЛС прежде всего для своих нужд и это не ее основной бизнес, неизвестно, будет ли она навязывать конкуренцию доминирующему оператору и уводить у него клиентов. Скорее эта сеть будет использоваться для повышения конкурентоспособности профильных услуг компании.

Создание рынка

«В связи с активным строительством ВОЛС за последние два года конкуренция на рынке магистральных услуг значительно усилилась, — говорит г-н Ержанов. — Однако в Казахстане, как вы знаете, низкая плотность населения, а строительство магистральных ВОЛС достаточно капиталоемкое. Следовательно, окупить значительные инвестиции с ограниченным объемом рынка будет сложно. Думаю, количество основных игроков сильно не изменится. Для создания высококонкурентного рынка магистральных услуг сегодняшнего количества операторов более чем достаточно, если принимать во внимание планы их развития на ближайшие два-три года».

«Казахтелеком» уже обладает крупной национальной сетью, имеет множество выходов из страны и работает с широким кругом клиентов. Это обеспечивает ему несравнимое конкурентное преимущество перед более специализированными сетями других операторов. Но три крупных сети продолжают активно строиться, и у потребителей появляются альтернативные предложения. Конкуренция в секторе волоконно-оптических линий связи в свою очередь создает условия для конкуренции в целом на рынке телекоммуникаций.

Андрей Сапронов также считает, что конкуренция будет напряженной. Он отметил, что некоторые компании ведут агрессивную политику, что подкреплено более сильной финансовой базой, в том числе за счет западных и российских акционеров. В «Транстелекоме» считают, что можно было бы использовать опыт развития ближайших стран. «Например, в Китае на уровне правительства принято решение, если на конкретном участке уже есть линии связи какого-либо оператора, то не разрешается строительство новых линий, — рассказывает г-н Сапронов. — В директивном порядке заставляют сдавать в аренду существующие линии ВОЛС. Это приводит к тому, что и конкурентная среда становится более прозрачной, и усиливается отдача от сети, что, соответственно, влияет на тарифы для конечных потребителей. Если у нас сейчас всего четыре магистральных оператора, то все это ложится на плечи населения и государства. В Казахстане уже можно было бы рассматривать вопросы ограничения на строительство ВОЛС. Если оно будет ограничено, окупаемость проектов будет минимальной, улучшится отдача средств, привлеченных на строительство, выиграют конечные пользователи».

Подписывайтесь на каналы Profit.kz в Facebook и Telegram.

Комментарии