Следите за новостями

Цифра дня

17,8% казахстанцев совершали покупки в интернете

Виртуальная грамота

Спрос на дистанционное образование, или e-learning, среди казахстанских компаний растет, и может случиться, что эта форма обучения потеснит позиции очной формы обучения.

28 января 2011 10:21, Айгуль Касенова, Бизнес & Власть
Рубрики: Образование

Спрос на дистанционное образование, или e-learning, среди казахстанских компаний растет, утверждают эксперты. И может случиться, что эта форма обучения потеснит не только курсы повышения квалификации, но и позиции очной формы обучения в сфере второго высшего образования.

Видеосвязь — для общения с преподавателем, сервисы мгновенных сообщений и e-mail — для отправки курсовых и зачетов. По такой схеме учатся «дистанционные» студенты. И эта практика набирает все большую популярность во всем мире, в том числе и в Казахстане. Порядка 90% компаний Западной Европы и США, имеющих в штате 1000–1500 человек и более, пользуются в своей работе системой дистанционного обучения. В Казахстане таких компаний меньше, но спрос на e-learning показывает положительную динамику, увеличившись в прошлом году более чем на 20% по сравнению с 2009-м. Об этом «&» рассказала руководитель представительства в РК Московской бизнес-школы Наталья Батухтина. Она объясняет это экономичностью программы с точки зрения затрат и ресурсов. По ее словам, спрос на e-learning начал расти в период кризиса. Тогда, рассказывает г-жа Батухтина, многие переходили от очного образования к дистанционному, в связи с приемлемой стоимостью последнего.

До кризиса e-learning пользовался спросом у банков и промышленных компаний, сегодня же к необходимости внедрения электронного обучения пришли также торговые компании и средний бизнес, добавляет специалист e-learning компании HR-Soft в корпоративном обучении Елена Гречишкина. «Со второго полугодия 2010 года наблюдается оживление этого рынка. И банковский сектор, а также промышленные гиганты и крупные компании опять начали активно внедрять эту форму обучения, основанную на использовании информационных технологий», — отметила собеседница. По ее мнению, все больше казахстанских компаний приходят к пониманию того, что только хорошо обученный сотрудник способен принести прибыль предприятию. Руководители постоянно ищут оптимальные решения в вопросах развития корпоративных тренинговых программ для своих сотрудников и нередко останавливают свой выбор на e-learning. «Им выгодно не тратиться на аренду площадей и обучать работника без отрыва от производства», — перечисляет плюсы дистанционного образования г-жа Гречишкина.

Однако у этой формы обучения имеются и свои недостатки. Среди них, по словам г-жи Гречишкиной, отсутствие живого человеческого общения между слушателями и преподавателем. Второй минус e-learning назвала начальник отдела развития и обучения персонала АО «Темiрбанк» Светлана Пономаренко: не все сотрудники способны учиться дистанционно — кому-то недостает для этого необходимой самодисциплины. «Многие оценят этот вид обучения, особенно если компания отходит при создании курса от традиционных форм типа «текст на слайде», а включает разнообразные обучающие элементы — вопросы, задания, видеосюжеты, кейсы. Тем не менее, многие сотрудники, не обладающие навыками самоорганизации, будут учиться в последний момент, за час до наступления крайнего срока сдачи тестов, не просмотрев весь обучающий материал, или просто воспользуются помощью человека, который уже успешно выполнил итоговое задание», — полагает она.

В целом же г-жа Пономаренко считает, что необходимо разграничить несколько основных сфер, в которых сейчас используется дистанционное обучение. «Первая сфера — когда провайдером дистанционного обучения выступает высшее учебное заведение. Сегодня все больше казахстанцев пользуются возможностями получить дистанционное образование в зарубежных вузах. Вторая сфера — дистанционное обучение, которое внедряют у себя крупные компании. В этом случае до сотрудников дистанционно доносят знания и закрепляют их навыки, важные для выполнения должностных обязанностей. Третья сфера — это краткосрочное дистанционное обучение, провайдерами которого являются различные обучающие организации. Популярность среди пользователей набирают вебинары — семинары в режиме онлайн-конференций», — конкретизировала г-жа Пономаренко.

«E-learning  — смешанное обучение, объединение очного и виртуального сценариев, ставшее основной формой взаимодействия преподавателя и учащегося. Могу сказать, что это очень удобно, так как, не отрываясь от работы, имеешь возможность знакомиться с учебными материалами», — поделилась своими впечатлениями от обучения на дистанции президент Клуба бизнес-тренеров Казахстана Майя Цыганенко. По ее мнению, данная система обучения прогрессивна, так как подталкивает к самостоятельному и осознанному овладению знаниями. «По стоимости дистанционное обучение оценивается от $700–2000 за курс до $500–3000 за модуль. В некоторых университетах количество программ доходит до 30 и количество модулей, включенных в одну программу, варьируется от четырех до 25 и больше», — сообщила г-жа Цыганенко.

На вопрос, сможет ли е-learning повлиять на популярность традиционного обучения и образования, специалисты отвечают утвердительно. «Повлиять может, но если встанет вопрос о качестве, следует объединять традиционные формы обучения и e-learning», — считает г-жа Гречишкина. И добавляет, что дистанционное образование не должно быть первым получаемым высшим образованием, за исключением редких случаев. Будет разумно, используя e-learning, пройти курс повышения квалификации или переподготовки кадров.

Г-жа Пономаренко в свою очередь полагает, что дистанционное обучение потеснит позиции очного в сфере второго высшего образования и курсов повышения квалификации. «Дистанционные курсы уже сейчас составляют серьезную конкуренцию очному образованию, учащиеся в этом случае имеют возможность выбрать и зарубежные бизнес-школы», — аргументировала она свою точку зрения.

Комментарии