Следите за новостями

Платежные карточки: мировой опыт и казахстанская специфика

Эксперты рынка платежных карточек рассуждают о специфике казахстанского рынка.

16 декабря 2010 12:01, Жанбота Толеген, Деловой Казахстан
Рубрики: Рынок

Рубрика ДК-эксперт в этот раз обратилась к рынку платежных карточек в Казахстане. Предоставляем слово экспертам.

Галина Маргацкая,
профессор университета «Туран»

Галина Маргацкая, профессор университета «Туран»В канун Рождества американские аналитики с тревогой сообщают о том, что только 30% американцев собираются оплачивать свои покупки платежной карточкой. Эта «плохая» новость мгновенно отразилась на инвестиционных настроениях и ходе биржевых торгов. Почему возникла такая реакция? Для многих казахстанцев подобные проблемы просто не понятны.

Внимательный наблюдатель может заметить, что в Алматы и Астане в первых числах каждого месяца перед банкоматами волнуется очередь из жаждущих получить наличные деньги. Деньги снимаются, и тут же их счастливый обладатель спешит за покупками в магазин. Так почему же у большинства наших сограждан в отличие от американцев нет привычки оплачивать покупки банковской карточкой?

Практически деньги сегодня — это обычная численная величина, изображенная на разноцветной ценной бумаге. Собственно говоря, она может быть изображена и на пластике, и на электронных дисках. В целом это закономерный процесс эволюции денег.

В условиях глобализации мировой экономики процессы интернационализации стоимости и денег значительно усиливаются. Огромная работа по осуществлению электронных расчетов в современных банках выполняется быстро, надежно, при минимальной потребности в обслуживании, но главное — налично-денежное обращение необратимо сокращается.

В развитых странах безналичная оплата товаров и услуг, в том числе и карточкой, достигает 90% в структуре всех денежных операций. Кроме того, современные деньги — это прежде всего именные деньги. Банковская карточка позволяет ее владельцу в любой момент времени распоряжаться собственными деньгами, не опасаясь, что их украдут или их не хватит для незапланированной покупки.

На необходимость расширения сферы использования платежных карточек в повседневной жизни казахстанцев неоднократно указывалось с высоких трибун, но лишь узкий круг потребителей сегодня расплачивается карточкой за покупки и услуги. И хотя первый банковский проект с платежными карточками был апробирован Народным банком еще в 1992 году, банковская карточка все еще остается для большинства населения нашей страны лишь способом обналичивания зарплаты.

Задаваясь вопросом, почему казахстанские пользователи так неохотно обращаются к карточке, мы решили изучить более чем столетнюю историю платежных карт Северной Америки, Европы и Японии.

Первое теоретическое упоминание об использовании карт как платежного средства появилось в Англии и относится к концу XIX века. Идею кредитных карт выдвинул Эдуард Беллами в 1988 году в своей книге «Взгляд в прошлое: 2000–1887».

На практике пионерами в этой области оказались США. Первая кредитная карта была выпущена в 1914 году фирмой General Petroleum Corpration of California (ныне Mobil Oil). Карточки использовались для оплаты в процессе торговли нефтепродуктами. В этом качестве они быстро завоевали популярность. Владелец карты получал значительные удобства в обслуживании и скидки при покупке товара.

С увеличением числа пользователей встал вопрос об учете и регистрации продаж по каждой эмитированной карте, что вызвало процесс эмбоссирования карт (тиснение номера карты, данных клиента, срока действия карты). Практически без изменений эмбоссирование сохранилось до наших дней и широко используется, в том числе и на смарт-картах.

В 1928 году Бостонской компанией Farrington Manufacturing были выпущены первые металлические пластины для кредитоспособных клиентов, которые пропускались через импринтер и пропечатывались на чеке.

Но это были клубные карты, которые не могли выполнять роль платежного средства.

Начало банковских кредитных карточек было положено в 1946 году Джоном С. Биггинсом, специалистом по потребительскому кредиту из нью-йорского банка в районе Бруклина. Схема была построена на расписках от клиентов за мелкие покупки, которые принимались магазинами. Магазин сдавал расписки в банк, и банк оплачивал их со счетов покупателей.

Первой массовой банковской платежной карточной системой стала созданная в 1949 году система «Дайнерс Клаб» (Diners Club). Главным отличием системы стало то, что между клиентами и коммерческими компаниями появляется посредническая организация, которая и берет на себя проведение расчетов.

Именно эта особенность позволила стать Diners Club первой массовой универсальной картой. Впервые возникает посредническая организация, берущая на себя проведение расчетов между клиентами и предприятиями торговли. Всего за год работы компания заключила договоры с 285 коммерческими точками и 35 тысячами держателями карт, с которых взималось 3 доллара в год. Уже в 1951 году годовой оборот составил 6,2 млн. долларов, а чистая прибыль — 61222 доллара.

В 1952–1953 годах карточки Diners Club появились в Великобритании, Канаде, Мексике, Кубе.

1 октября 1958 года была выпущена первая карточка American Express. Уже через год эта компания насчитывала 475 тыс. держателей карточек. В основе такого успеха лежала финансовая возможность компании кредитовать своих клиентов. В карточный бизнес вступил Bank of America.

В 1966 году Bank of America начинает выдавать другим банкам лицензии на выпуск карточек BankAmericard и учреждает сервисную организацию, где сосредоточивается обработка всех операций по картам. Система становится многоэмитентной.

В этот период развитие карточного бизнеса происходит и в других странах. В Великобритании первая кредитная карточка Barclaycard была выпущена в1965 году. Уже через год после подписания соглашения с Bank of America о сотрудничестве и запуска карты в международный оборот клиентская база составляла почти миллион держателей, торговая сеть — 30 тысяч учреждений.

В течение последующих 10 лет на рынке карточных услуг велась достаточно жесткая конкурентная борьба за держателей карточек. Пользователям предлагался постоянно расширяемый дополнительный спектр банковских услуг и перечень возможностей использования карточки при покупках и оплате услуг. Следует отметить, что изначально универсальные карточки разделялись на карточки для «путешествий и развлечений» и чисто банковские. Первые выпускались Diners Club, American Express и предназначались для оплаты гостиниц и ресторанов путешествующих бизнесменов. Карточки, выпускаемые банками, имели потребительский характер и предназначались для «обычных» клиентов.

В 1976 году карточка BankAmericard переименована в Visa.

К началу 70-х сформировались два конкурента на рынке пластиковых карт — Visa и Mastercard. Количество карточек Visa достигло уже к 1991 году 105 млн., а годовой оборот операций — 171 млрд. Mastercard соответственно — 90 млн. карточек и 99-миллиардный оборот.

Конкурентная борьба разворачивалась не только в Европе. В Японии, например, несмотря на активные попытки завоевания этого рынка, Visa и Mastercard проигрывали картам JCB (Джей-Си-Би).

Японская компания JCB была основана в 1961 году. Являясь лидером на японском рынке кредитных карт, компания активно развивает свою экспансию на тихоокеанский регион в качестве транснациональной. Количество карт JCB в обращении составляет более 30 млн., количество ассоциированных предприятий торговли и услуг — более 3 млн. в 139 странах мира.

JCB ориентируется главным образом на высший и средний класс потребителей. Компания позиционирует себя не только в качестве средства платежа, но и как средства доступа к услугам в области туризма и развлечений.

Таким образом, общим началом в истории развития карточного бизнеса были расширение сферы применения платежных карточек и широкая реклама среди потребителей товаров и услуг.

Работа по созданию в Казахстане платежных систем на основе пластиковых карточек началась в начале 90-х годов крупнейшими банками — Народным банком, Казкоммерцбанком, Алембанком.

Первый банковский «карточный проект» был реализован в г. Ермаке в 1992 году. Ермаковский ферросплавный завод выступил инициатором и инвестором зарплатного проекта для снятия социального напряжения, связанного с недостатком наличных денег. Бала запущена первая программа «Иртыш-карт». Она предназначалась для обслуживания дебитных зарплатных карточек с магнитной полосой. Заработная плата держателям «Иртыш-карт» начислялась на специальные счета в Народном банке.

Это был первый в Казахстане опыт создания региональной карточной системы, позволяющей держателям карточки обслуживаться не только в своем городе. В 1993–1995 годах Народный банк внедрил данную систему в других городах Восточно-Казахстанской области, а процессинговые центры, созданные в этих городах, вошли в единую коммуникационную сеть этого банка.

В 1993–1995 годах Народный банк внедрил данную систему в других городах Восточно-Казахстанской области, а процессинговые центры, созданные в этих городах, вошли в единую коммуникационную сеть этого банка.

Определенный этап в жизни казахстанцев занимают и карточные программы AlemCard и «Алтын-Карт», через которые реализовались зарплатные проекты для студентов и бюджетников, но которые так и не смогли стать основой национальной платежной карточной системы.

Сегодня казахстанские банки засертифицировали в системах Mastercard и Visa возможность эмиссии и эквайринга совместимых карт VSDC и Mchip Lite, и основной банковской карточкой казахстанцев стала Visa с ее модификациями для разных категорий клиентов.

Проводя опрос на улицах нашего города, студенты университета «Туран» попытались выяснить, почему алматинцы неохотно расплачиваются карточкой.

50% респондентов ответили, что наличными деньгами оплачивать покупки привычнее; 5% — при оплате наличными более четко контролируешь величину и стоимость покупки; 10% опрошенных не устроил сервис в магазинах (при работе с терминалом могут потребовать удостоверение личности); 15% — боятся мошенничества с карточными счетами, поэтому сразу снимают всю перечисленную сумму; 20% — пользуются карточками постоянно и советуют это остальным, так они уверены, что их деньги защищены и приносят доход.

В целом ситуацию c платежами банковскими карточками можно охарактеризовать как недостаточность информации у населения о возможностях банковских карточек. На наш взгляд, банкам следует активнее проводить рекламу своих карточных продуктов для разных слоев населения, и не только когда клиент приходит в банк, но и в основных торговых точках. Второе направление работы должно быть связано с расширением торговой сети и сферы услуг, где можно было расплатиться банковской карточкой, и, безусловно, обеспечение безопасности движения по счету владельца карточек.

Ирина Cелезнева,
кандидат экономических наук, доцент, зав. кафедрой «Финансы» университета «Туран»

Ирина Cелезнева, кандидат экономических наук, доцент, зав. кафедрой «Финансы» университета «Туран» Казахстанский рынок банковских карт, несмотря на кризисные явления в мировой экономике, продолжает демонстрировать рост по сравнению с предыдущими годами и является одним из наиболее динамично развивающихся и перспективных сегментов финансового рынка в Казахстане. На рынке представлены большой ассортимент услуг и значительное количество разнообразных карточных программ. По данным Национального банка, в настоящее время в Казахстане в среднем на двух человек приходится одна платежная карточка. Тогда как еще в 2004 году одна карта приходилась в среднем на 6 человек. Количество платежных карт, находящихся в обращении, за последние 10 лет в Казахстане увеличилось более чем в 8 раз и составляет в настоящий момент более 7,6 млн. ед. При этом, соответственно, в 8,2 раза возросло число держателей платежных карточек. Так, по состоянию на 1 ноября 2010 года количество держателей платежных карточек составило 7,9 млн. человек по сравнению с 860 тыс. человек в 2000 году.

Сегодня выпуск платежных карточек фактически осуществляют 20 банков и АО «Казпочта». Банками второго уровня выпускаются платежные карточки локальных систем: Altyn Card — АО «Народный Банк Казахстана»; SmartAlemCard — АО «БТА Банк» и локальная карточка Ситибанка Казахстан — АО «Ситибанк Казахстан». Кроме того, банками Казахстана выпускаются и распространяются платежные карточки международных систем: VISA International, Europay International, American Express International, China Union Pay и Diners Club International. Наиболее распространенными платежными карточками являются карточки международных систем, их доля составляет 97,9%, доля карточек локальных систем — 2,1%. При этом следует отметить, что в основном банками Казахстана выпускаются дебетные платежные карточки (90,8%), доля кредитных карточек составляет — 9,1%, предоплаченных карточек — 0,1%. Небольшая доля кредитных карточек связана как с ценой их обслуживания, так и с возможностью установления кредитного лимита по дебетным карточкам.

Следует отметить тенденцию сохранения стабильного развития рынка платежных карт. Вместе с тем характерная особенность казахстанского рынка платежных карт — это выраженный дисбаланс в пользу операций снятия наличных через банкоматы при незначительной доле транзакций, совершаемых через торговые терминалы.

Вместе с тем характерная особенность казахстанского рынка платежных карт — это выраженный дисбаланс в пользу операций снятия наличных через банкоматы при незначительной доле транзакций, совершаемых через торговые терминалы. Это обусловлено прежде всего недостаточной развитостью сети предприятий торговли и сервиса, принимающих к оплате банковские карты, а также привычкой населения рассчитываться наличными.

Кроме того, очевидным является наличие диспропорций в региональном разрезе республики в использовании платежных карт. Наибольший объем безналичных платежей, приходящихся в среднем на одного держателя карточки, наблюдается в Алматы, Алматинской и Северо-Казахстанской областях. Наименьшее использование карточек в безналичных расчетах наблюдается в Жамбылской и Карагандинской областях. Повсеместное распространение платежных карточек затрудняет неравномерный уровень социально-экономического развития регионов Казахстана. Одним из главных условий для вовлечения экономически активного населения в рынок платежных карточек является наличие постоянного дохода, не ниже определенного уровня. В противном случае выпуск и обслуживание данной карточки для банка не будет являться эффективным из-за редкого его использования держателем карточки.

Сдерживающим фактором развития безналичных расчетов с использованием карт в сфере розничных платежей являются различия в технологических платформах платежных систем, функционирующих на территории Республики Казахстан. Это препятствует формированию единой инфраструктуры, обеспечивающей взаимный прием и обслуживание карт банков — участников различных платежных систем. Отсутствие технического взаимодействия между процессинговыми центрами этих систем приводит не только к локализации предложений в сфере розничных услуг в границах области (района, города), но и к удорожанию инфраструктуры, обслуживающей розничный платежный оборот.

Среди других проблем, препятствующих дальнейшему успешному развитию карточного бизнеса, можно назвать: недостаточное развитие платежной? инфраструктуры и ее неравномерное региональное распределение; несовершенство законодательной базы; стремительное развитие карточного мошенничества; быстрое распространение небанковских сетей самообслуживания; существующая тарифная политика платежных систем (платежи за инкассацию наличных денег ниже, чем комиссии, установленные платежными системами за безналичные расчеты); низкий уровень качества обслуживания держателей карт, в том числе реализованных в рамках зарплатных проектов; недостаточность сведении? о месторасположении устройств по приему платежных сервисов и недостаточная информированность населения о преимуществах их использования при безналичных расчетах; отсутствие национальной платежной системы и единой концепции развития платежного рынка.

Однако есть основания предполагать, что с развитием сети POS-терминалов доля оплаты товаров в структуре карточных транзакций будет увеличиваться и достигнет значений, соответствующих уровню стран Восточной Европы (40–50%). Однако в настоящий момент в Казахстане данный показатель составляет около 15%. В Казахстане заложен фундамент для построения эффективно функционирующей системы электронных платежей. Однако участникам отрасли необходимо принять совместные решения относительно того, как развивать платежные системы, чтобы в конечном итоге они удовлетворяли требованиям массового рынка, и какие шаги необходимо предпринять для ускорения этого процесса. Это позволит Казахстану реализовать потенциал платежных систем мирового класса, который необходимо использовать для повышения эффективности национальной экономики и финансового сектора.

Александр Калита,
региональный менеджер Visa по странам СНГ

Александр Калита, региональный менеджер Visa по странам СНГ В этом году мы провели исследование рынка корпоративных карт. Итоги исследования показали, что у нас должно присутствовать чувство оптимизма. И в будущее мы должны смотреть с уверенностью. Нами была проведена выборка около 150 предприятий.

Результаты исследования выявили, что МСБ в Казахстане составляют приблизительно 24,4%  ВВП.

По состоянию на 2007 год насчитывалось 823 156 официально зарегистрированных предприятий, из которых 76% являются функционирующими. В сегменте МСБ предоставляются рабочие места для 1,653 млн. человек, что составляет около 22% трудовых ресурсов. Это очень важный показатель. Средние годовые бизнес-расходы МСБ — $660 тыс. При этом преобладающим способом оплаты бизнес-расходов являются наличные деньги — 39%, банковские переводы офлайн и онлайн — 50%. Корпоративные карты имеют 9% предприятий МСБ. 2% ими пользуются, 3% используют индивидуальные карты для оплаты бизнес-расходов.

Основными причинами для открытия карт названы беспроцентный период, более высокий кредитный лимит, способность контролировать расходы, сниженные проценты по кредиту, контроль и установление лимитов операций. Весомыми аргументами для использования являются прием карт к оплате по всему миру и круглосуточная помощь.

Для предприятий сложно вести учет корпоративных расходов. Поэтому платежные карточки предназначены для того, чтобы упростить управленческий и бухгалтерский учет, чтобы расходы были более прозрачными и понятными. Система управления корпоративными расходами значительно упрощается.

Сейчас в Казахстане 12 банков выпускают карточки Visa Business. Это те финансовые учреждения, уровень доверия населения к которым высокий. Наши карточки выпускают в целом 22 банка, включая АО «Казпочта».

На рынке наблюдается рост. Да, сейчас около 9 процентов предприятий подтвердили, что используют карточки, но если мы говорим о потенциале роста, то эти цифры показывают, что он во много раз превышает текущий уровень. Я думаю, что в банках появятся специалисты, и они уже есть, которые будут работать с предприятиями, предоставляющими услуги по продвижению на рынке корпоративных карт.

Исследования подтвердили, что на рынке Казахстана есть большая потребность того, чтобы карточки и дальше продвигались в сегменте предприятий МСБ. Для этого необходимо повысить финансовую грамотность, знание рынка.

Доля использования карточек для оплаты товаров и услуг в совокупной доле снятия наличности в банкоматах — это очень качественная характеристика, которая отличает корпоративные карточки. По нашей статистике, такой показатель, как доля товаров и услуг, по корпоративным карточкам где-то порядка 60%. Если посмотреть на рынок розничных карточек, то там она составляет 7,4%.

По данным Нацбанка, в этом году рынок платежных карт значительно возрос, где-то на 18%. Наши исследования показали, что есть еще элементы, когда карточка, которая вообще предназначена для личных целей, иногда используется для корпоративных расходов. Но и есть другой тренд, когда предприятия имеют разные карты: зарплатные, кредитные карты и карты для оплаты корпоративных расходов. Согласно мировому тренду сегмент корпоративных карт очень сильный, емкий, большой и очень динамично развивающийся.

На рынке Казахстана, по данным Нацбанка, в настоящее время выпущено более 8,5 млн. карт. Из них 6,9 млн. приходится на долю карточек Visa. Как по эмиссии, так и по обороту.

Мы работаем в Казахстане по трем направлениям. Первое — активация дебетового портфеля. Здесь есть очень много факторов, один из которых — повышение финансовой грамотности. Нужно больше и более доступным языком рассказывать потребителям, что банковская карточка предназначена для оплаты товаров и услуг, а не для снятия наличных денег с банкоматов. Второе — развитие сети приема карт, торгового эквайринга. Это не только физический эквайринг, но и интернет. Третье — такой сегмент, как премиальные карточки. По всем этим направлениям мы активно работаем, поддерживаем конкуренцию, от которой выиграют только потребители.

Комментарии