Следите за новостями

Образовательный контент Alatau IT City

Развитие информационно-вычислительной инфраструктуры технопарка «Alatau It City» для предоставления образовательных и вычислительных услуг.

31 января 2007 14:38, Надежда Акулова, Computerworld Казахстан

Сегодня на повестке дня стоит одна из актуальных тем IT-индустрии. Это не что иное, как развитие информационно-вычислительной инфраструктуры технопарка Alatau It City для предоставления образовательных и вычислительных услуг. Тема актуальна потому, что первая очередь технопарка открыта и парк уже наполнен одиннадцатью компаниями. Дело осталось за дальнейшим эффективным интеллектуальным и технологическим его наполнением.

Сегодняшние тенденции развития IT-рынка предполагают, что на территории нашего технопарка может развиваться софтверный инжиниринг, мобилизация и виртуализация, а также интеграция информационных, телекоммуникационных, образовательных, вычислительных и других услуг. В целом инфраструктура технопарка Alatau IT City будет состоять из компьютерного центра, телекоммуникационной среды, интернета, информационных и образовательных ресурсов. Среди будущих услуг IT-парка можно назвать образовательные, вычислительные, информационные и веб-услуги.

В данный момент локальный IT-рынок отстает от рынка России, Украины, и заключается это в слабой капитализации IT-компаний и диверсификации бизнеса. Поэтому, по мнению профессора Абдрахманова Б. К. из «Фонда образования Нурсултана Назарбаева», главным заказчиков в технопарке должно выступать государство. Тем более этот момент актуален в свете поставленной государством задачи — вывести IT-индустрию страны в одно из приоритетных направлений. Наш IT-парк являет собой площадку аккумуляции инициатив, как частной основы, так и государственного значения. Из государственных инициатив в технопарке возможно осуществление программы электронного правительства, суперкомпьютерной инициативы и распределенных образовательных порталов. Профессор Абдрахманов Б. К. говорит по этому поводу: «Мы считаем, что создание такой инфраструктуры, которой не будет аналогов в Казахстане, зная слабую информационную инфраструктуру, как наших университетов, так и многих других научных площадок, — это достаточно серьезная работа, которая могла бы развиваться на территории нашего технопарка». Наравне с формированием образовательного наполнения технопарка, фонд занимается созданием «Института информационно-коммуникационных технологий». По указу президента институт будет создан в Астане, хотя изначально его размещение планировалось на территории технопарка. Кстати, идея его рождения вышла из самого фонда.

Альянс технопарка и IT-компаний

Чтобы информационно-коммуникационная инфраструктура в технопарке подняла уровень отрасли, нужно пройти некоторый период. Это, в первую очередь, образовательный период, чтобы на базе новых направлений в IT-отрасли начать создавать новые отечественные продукты. «Сейчас технопарк наполняется компаниями, но они далеки от того назначения, которое должен иметь технопарк», — сказал в сентябре прошлого года на «круглом столе» профессор Абдрахманов Б. К. Поэтому образовательный аспект наполнения парка стоит в приоритете, над которым и работает фонд.

Похоже, что сегодня вопрос ставится в следующем ракурсе: если будут необходимые кадры, то будет поддержка и самому технопарку. Во многих зарубежных моделях непосредственно сам парк является кузницей IT-кадров. В противном случае технопарк превратится в «дорогой автомобиль с нехваткой бензина, на котором далеко не уедешь». Такой образ будущего нашего парка рисует исполнительный директор Николай Комлев из российской «Ассоциации предприятий компьютерных и информационных технологий». В нашем же случае в ближайшее время на территории технопарка предвидится только открытие «Центра компетенции Microsoft». Кстати, в одном из интервью компании NAT, ведущей софтверной отечественной компании-разработчика, на вопрос об открытии собственного аналогичного центра компетенции в технопарке последовал категорический отрицательный ответ. Отсюда напрашивается вывод, что пока в образовательном секторе парка витает дух монополизма.

Альянс технопарка и вызов

В рамках поднятия образовательного аспекта на должный уровень без связи с ведущими локальными вузами не обойтись. Один из путей по вопросу создания консорциума вузов фонд видит в создании образовательного портала, возможно даже на площадке технопарка. В фонде надеются, что подобное объединение усилий вузов позволит быстро и качественно поднять слой образовательного IТ-уровня. Тем более что парк может предоставить возможность создания крупных лабораторных баз для вузов. Поэтому в какой-то степени технопарк поможет решить некоторые проблемы вузов в формате IТ-образования. Выход на уровень подготовки современных IТ-специалистов требует очень больших финансовых вливаний, и не каждому вузу это под силу. «Легче создать новый университет, централизовать туда финансовые ресурсы с тем, чтобы сделать некий локомотив для развития образовательного сектора», — говорит вышеупомянутый профессор. Фонд выражает надежду о возможности создания такого локомотива на базе какого-нибудь университета, куда будет подтягиваться остальная масса вузов классического образования. Возможно, тогда появится некий стандарт IT-образования, рожденный изнутри самой отрасли, а не по приказу в рамках министерства. «Стандарт в рамках министерства будет являться больше тормозом, чем инструментом для развития», — считают в фонде. Решение данного вопроса может осуществляться только с участием всех заинтересованных сторон: государства, частного IT-сектора и гражданского общества. Ни одна из этих сторон в одиночку не сможет решить назревшей проблемы образовательных стандартов.

Альянс IT-компаний и вызов

На сегодняшний день вузы сотрудничают с некоторыми IT-компаниями в формате специализированных курсов, которые затачивают только под свою специальность. При этом возникает опасность монополизма. К слову, в России поступали даже предложения от компаний по поводу приватизации некоторых российских вузов. В таком случае, надо дать каждой компании по вузу! Но шутки в сторону. Проблема назрела в рамках целого государства, и подобным методом ее не решить.

Слабая инфраструктурная среда и оторванность преподавателей вузов от рынка не позволяет готовить тех специалистов, которые востребованы сегодня на рынке. Впрочем, студентам «айтишных» специальностей повезло немного больше. Они могут работать в компаниях, начиная уже со второго курса, при этом набирая сами необходимый уровень компетенции. Нынешний специалист представляет собой ассимиляцию образования по двум направлениям: базовое образование в вузе плюс ряд сертификатов по разным узкоспециализированным IТ-направлениям, предоставляемых рынком учебных авторизированных центров. Причем авторизованное образование состоит только из сертификации иностранных вендоров. И здесь, «как ни крути, приходится прибегать к тем наработанным стандартам, которые созданы за рубежом», — констатирует факт Абдрахманов Б. К. У нас, как и в России, ежегодно проводятся конференции по IT образованию. В частности, в октябре прошлого года прошел четвертый Международный форум «Информатизации образования Казахстана и стран СНГ». А дело в образовательном IТ-сегменте не сдвинулось ни на йоту, разве что за исключением роста количества школьных электронных учебников до 60%.

Комментарии