Следите за новостями

Цифра дня

48 комплексов Starlink направило МЦРИАП в регионы ЧС

Эксперт рассказал о своем видении будущего социальных сетей

Мнения экспертов о феномене Web 2.0 и социальных сетей в Казахстане.

26 ноября 2010 13:09, Амина Джалилова, Панорама
Рубрики: Интернет

В Клубе института политических решений в конце ноября состоялось обсуждение феномена Web 2.0,  или социальных сетей. С определениями, впрочем, далеко не все ясно даже экспертному сообществу. Одни ресурсы называют себя социальными сетями, другие от этого открещиваются. Понятно стало лишь то, что web 2.0 — это формат, при котором контент создается самими пользователями, в отличие от web 1.0,  при котором за содержание ресурса отвечает его администрация. Также существует web 1,5 — промежуточное звено. Итак, в обсуждении будоражащего умы людей XXI века явления приняли участие те немногие эксперты, которые, собственно, и являются лицом Казнета. Это Александр Ляхов, Нуркен Халыкберген, Самсон Безмятежный, Ольга Каплина, Жанна Прашкевич — люди, которых можно встретить на самых популярных блог-площадках отечественного сегмента Всемирной паутины и на всех конференциях, ему посвященных.

Специалист по PR и блогер Нуркен Халыкберген представил публике свою классификацию социальных сетей. По его словам, такие проекты, как Classmates или «Одноклассники», ориентированы на прошлое — на встречу с людьми, которых мы когда-то знали. Это быстро наскучивает, полагает блогер. Популярные ныне во всем мире Facebook, Myspace, Vkontakte — сети настоящего. Будущее же за такими системами, как Linkedln, Boulevard. Это профессиональные сообщества, ориентированные на решение конкретных задач. Linkedln — это социальная сеть по поиску кадров и по трудоустройству. А Boulevard — закрытое сообщество, созданное Торгово-промышленной палатой Финляндии в 2007–2008 годах. Его участники собирают, анализируют и систематизируют информацию, которая может пригодиться в работе, создают базы данных аналитических материалов, что позволяет легко найти нужные сведения по конкретной теме. И это используется в работе, приносит реальный доход. Кроме того, г-н Халыкберген привел в пример внутренние сети японских корпораций, где сотрудники компании разного уровня общаются для решения каких-то конкретных производственных задач.

По словам эксперта, казахстанское интернет-сообщество находится где-то между прошлым и настоящим: половина — в «Одноклассниках», другая — в Facebook или «Вконтакте». Но сети будущего появляются уже и в Казахстане. Так, г-н Халыкберген привел в пример проект, в котором он сейчас участвует вместе с Аружан Саин, главой благотворительной организации «Добровольное общество милосердия». Создана группа, задачей которой является развитие детской кардиохирургии в Казахстане. По словам г-на Халыкбергена, ежегодно в нашей стране рождается 2,5 тыс. человек с пороками сердца. Если их не прооперировать в возрасте до года, большинству грозит инвалидность. Однако в Казахстане не берутся за оперирование младенцев. Задача созданного сообщества — достать в США нужное оборудование и предоставить его в распоряжение выбранного казахстанского медучреждения при условии, что эта организация будет оперировать деток до года. В проекте участвуют как кардиохирурги, эксперты, так и обычные волонтеры. И постепенно подобные сообщества будут все более многообразны и многочисленны, убежден г-н Халыкберген.

По мнению эксперта организации Internews Kazakhstan Ольги Каплиной, 2010 год можно назвать годом казахстанского блогинга. Это направление активно развивается, в том числе стало очень много блогов на государственном языке. Г-жа Каплина высказала предположение, что в следующем году премию AWARD.kz получит казахоязычный ресурс. Г-жа Каплина отметила, что гражданские темы создают чаще всего НПО, социальные сети обычно используют политики и общественные деятели, а социальные вопросы в основном поднимают журналисты.

Как правило, у нас объединения, созданные в офлайне, переходят в онлайн. К примеру, группы «За свободный интернет», «За достойное жилье», «Единый правозащитный центр» — все они изначально создавались в реальном пространстве, лишь затем проявили себя в Сети. Экспериментаторы, чудаки или даже герои из социальных сетей в нашей стране становятся известны широкой общественности лишь в том случае, если на них обратят внимание традиционные СМИ. А последние очень редко ищут информационные поводы и темы для материалов в интернете, говорит г-жа Каплина. «Пока количество акций, перешедших из онлайна в офлайн, минимально», — резюмирует она. Причину этого эксперт видит в том, что «СМИ не используют, политики не читают, люди не знают».

Однако есть единичные случаи, когда общественно значимые акции перекочевали из виртуального пространства в реальность. Это, к примеру, акция известного журналиста Ержана Сулейменова, который организовал флеш-моб в поддержку дельфинов, которых содержали в очень плохих условиях. Через интернет был дан клич участвовать в акции, она состоялась, но пришло всего несколько человек. Спустя некоторое время, как сообщила г-жа Каплина, животные, не выдержав условий транспортировки, погибли.

В ходе заседания клуба были приведены следующие цифры, касающиеся развития сферы web 2.0 в мире. По данным socionomics.net, всего в социальных сетях зарегистрировано 96% всего населения Земли младше 30 лет (многие пользуются несколькими социальными сетями, отсюда такая странная цифра). 200 млн. человек ведут блоги. Каждая восьмая супружеская пара в США познакомилась через социальные сети. В Великобритании 50% мобильного трафика генерирует Facebook. Однако в Казахстане пока не наблюдается подобной всеобщей интернетизации.

Подписывайтесь на каналы Profit.kz в Facebook и Telegram.

Комментарии