Следите за новостями

Цифра дня

48 комплексов Starlink направило МЦРИАП в регионы ЧС
  • Доходность
    17,2%за 2023 год
  • Стоимость чистых активов
    29,5млрд тенге
  • Доходность
    14,12%с начала управления
  • Доходность
    17,2%за 2023 год
  • Стоимость чистых активов
    29,5млрд тенге
  • Доходность
    14,12%с начала управления

Жизнь 2.0. Феномен социальных сетей

Мнение казахстанцев (пользователей интернета) о развитии и перспективах социальных сетей в Казахстане.

18 ноября за круглым столом Института политических решений обсуждали развитие и перспективы социальных сетей в Казахстане.

«Нельзя говорить об эффективности онлайн-инициатив, когда граждански активных людей и в оффлайне мало».

Еркин Удербай,
Kcell

Мы проводили небольшое исследование путем интернет-анкетирования — было охвачено 1050 физических лиц.

Около 10% комментируют статусы друзей и знакомых в социальных сетях, 35% в социальных сетях оставляют ссылки на тексты, изображения, музыку, фильмы или загружают их сами, почти треть (27%) обновляет свои статусы в Facebook, Twitter, Vkontakte.ru, Мой мир, Odnoklassniki.ru.

Был задан вопрос: «Чем вы занимались в интернете регулярно в течение года?». Четверть отвечает на вопросы клиентов о товарах и услугах, треть задает вопросы, 27% людей пишут свои оценки, отзывы, мнения о товарах и услугах, больше половины сравнивают цены на товары и услуги и больше половины ищут отзывы других людей о товарах и услугах. Эта картина дает нам понять, что если вы являетесь производителем или продавцом какого-либо товара или услуги, то у вас нет выбора, вам придется присутствовать в интернете.

«Как вы предпочитаете общаться с компанией, клиентом которой являетесь или хотите стать?». Треть — с помощью веб-сайтов, 76,6%  — по электронной почте, более половины — по телефону.

В общем и целом почти все (91%) испытывают неудобства при отсутствии интернета и/или мобильной связи.

Валерия Гуревич,
консультант, бизнес-тренер

Я считаю, что управлять сообществом невозможно. Можно управлять качеством блога, качеством контента, качеством услуг, а сообществом управлять при всем своем желании я (или кто-либо) вообще не могу. Можно формировать только какие-то взгляды, новые тренды.

Трендом сегодня выступает то, что корпоративные блоги все больше напоминают собой развлекательные СМИ. Вот, допустим, Kcell. Как только я завела блог в Твиттере, они сразу же стали моими друзьями. Вот о чем они пишут: съемки ролика 3G, корректировка сервиса, настройка интернета в Kcell и т.д.

«Казахтелеком» действует совсем по-другому. О чем они ведут речь? Победитель на лучший фантастический рассказ, возможность быстро управлять своим эфиром, ID Host и т.д.  Я хочу сказать о том, что я никогда не пойду в твиттер как пользователь только для того чтобы мусорить свой эфир.

Что необходимо сделать корпоративным блогерам? Нужно сделать интересное содержание. Я общительна, я люблю рассказывать о том, что мне нравится, у меня очень широкое общение. Но тем не менее я не нашла еще ни одного корпоративного блога в Твиттере, который мне было бы интересно и полезно почитать. Компаниям необходимо менять контент своих блогов. У меня пока складывается впечатление, что очень многие компании действуют стандартно, по стереотипам.

Ольга Каплина,
Internews Kazakhstan

2010 год в Казахстане можно назвать годом блог-платформ, в частности, и казахоязычных, которые сейчас очень активно развиваются.

Сегодняшние тенденции: гражданские темы чаще всего создают неправительственные организации, социальные сети чаще всего используют политики и общественные деятели либо журналисты, чаще оппозиционные. Очень часто они привлекают внимание, но не знают аудиторию, к которой обращаются, не умеют правильно разговаривать с этой аудиторией.

Пример — сообщество «За свободный интернет». Оно появилось, когда принимался закон. Это та же тусовка, присутствующая в реальном сообществе, только она привлекает новых членов, которые, может быть, не знают об этой позиции.

«Единый правозащитный центр» и «За достойное жилье», также как несколько подобных сообществ, были созданы Зауреш Батталовой. Самое любопытное — «За свободный интернет» имеет 20000 пользователей, «Единый правозащитный центр» и «За достойное жилье» по 1000 человек.

По большому счету, истории из онлайна в оффлайн переходят с помощью средств массовой информации. Наши традиционные средства массовой информации — это не блоги, форумы, твиттеры, фэйсбуки, поэтому такие истории остаются внутри этих блоговых платформ и количество акций, перешедших из онлайна в оффлайн, — минимальное.

Стадия, которая сейчас активно развивается на Западе и в России, это так называемый User Generated Content, когда СМИ при помощи народных корреспондентов пытаются каким-то образом оптимизировать свои ресурсы или работать в тех регионах, где нет своих корреспондентов. У Алишера Еликбаева есть новый проект, которой называется Vox Populi — он привлекает фотографов, чтобы они «рассказывали фотографиями». Так как темы социальные, гражданские — это тоже проявление гражданской активности. По-моему мнению, это одна из первых попыток централизованного User Content.

Можно прогнозировать, что в 2011 году ситуация изменится — в социальных сетях все больше и больше будут подниматься гражданские темы.

Нуркен Халыкберген,
агентство GOOD!

Есть три ступени социальных сетей. Первая (это прошлое) — Classmates.com, на основе чего появились «Одноклассники.ru». Смысл этих сайтов в том, чтобы обращаться к своему прошлому.

Следующий шаг, настоящее — Facebook, MySpace и Вконтакте. Таких сетей порядка 17-ти на данный момент. Почему это настоящее? Потому, что мы сейчас в этих сетях находим своих друзей, обсуждаем «кто», «как», «зачем», «почему», обсуждаем планы.

Третий шаг, на мой взгляд — LinkedIn. Почему? После того, как появилось некое общество, пользователь начинает определяться по слоям, с кем хочет разговаривать, а с кем нет.

Казахстанское интернет-сообщество находится где-то на стыке настоящего и прошлого, половина в Одноклассниках, Моем мире и Facebook. Мое мнение, что следующий шаг — это корпоративная социальная сеть. Когда топ-менеджер, глава департамента и сотрудник нижнего уровня собираются и обсуждают, как улучшить продукт.

Следующим шагом будет объединение профессионалов из разных областей, которые будут обмениваться знаниями и опытом и запускать реальные проекты. Мы постепенно перейдем от болтологии в сети, к вопросам, когда разобьемся по группам, интересам и начнем объединяться для решения какой-то проблемы.

Простой пример — запуск с Аружан Саин проекта детской кардиохирургии в Казахстане.

Мы сейчас ищем людей в США, которые нам помогут найти благотворительные фонды, чтобы приобрести кардиологическое оборудование и создать детскую кардиологическую клинику. Мы находим поликлинику, даем оборудование, чтобы они лечили наших детей.

Это все благодаря социальным сетям. Мы создаем группы, на Facebook она уже есть. Мы находим докторов, они нам говорят какое оборудование нужно, и эта сеть начинает работать. Мы начинаем эти контакты из простой болтовни переводить в дело.

Ерлан Смайлов,
модератор КИПР

Социальная сеть происходит все-таки от социума и от людей, которые живут. В принципе граждански активных людей и в оффлайне у нас немного. Поэтому здесь какого-то прорывного суперкачества ждать не приходится. Концентрация активных граждан в онлайне значительна. Вопрос в том, что процент перехода гражданской активности перехода из онлайна в оффлайн — очень малый. Если говорить о каких-то гражданских инициативах, именно использования и эффективности этих социальных сетей, то здесь надо говорить именно с той точки зрения, чтобы эффект перехода из онлайна в оффлайн реально капитализировался.

Жанна Прашкевич,
Nur.kz

Отвечая на вопрос, что такое социальные сети, или Web 2.0:  1.0 — это односторонняя публикация контента, а в 2.0 контент создают сами пользователи, которые зарегистрированы на сайте или сервисе.

У человека есть свой унифицированный профиль, на котором он собственноручно загружает данные о себе совершенно добровольно, при этом он из унифицированного пользователя делает свою собственную среду. У него появляется ощущение, что это его уголок в этом большом мире. Весь контент — текст, фото, видео — загружается собственноручно, это и есть определение социальных сетей. В социальных сетях используются инструменты как индивидуального, так и группового плана — это встречи, группы и т.д.

Александр Ляхов,
Интернет Ассоциация Казахстана

Объем информации становится все больше и больше, а в сутках как было 24 часа, так и остается. Поэтому в любом случае по мере того как интернет будет впитывать в себя как можно больше информации, больше людей, нам уже придется выбирать. Невозможно «сидеть на всех деревьях» сразу, со всеми контактировать. Все равно пойдет профессиональная специализация, это неизбежно.

Поэтому я думаю, что действительно, по мере того как интернет становится нашей жизнью, мы уже практически полностью в интернете, будет увеличиваться с каждым годом и его полезность.

Самсон Безмятежный,
Yvision.kz

На Kiwi.kz сейчас около 100 тысяч пользователей ежедневно. То есть многие еще не насытились таким контентом. Но те люди, которые уже устали от этого в принципе, переходят в более интеллектуальные социальные сети.

Я хотел бы выделить в рамках этой дискуссии две основные проблемы, которые упоминались здесь — это недостаток казахстанского контента.

Второе: почему журналисты не пользуются блогами как СМИ? Вот здесь сидят представители прессы — они не понимают, зачем это нужно.

По развитию корпоративного сектора — мы запускаем корпоративные блоги со следующего года вплоть до общения сотрудников компании внутри этого сектора. Что такое корпоративный блог? По визуализации это будет брендированная страница с огромным расширенным функционалом. У нас уже есть более 10 заявок на создание корпоративных блогов. Они еще никогда не пробовали таких технологий. В целом ожидается неплохой прирост и заинтересованность компаний.

Людмила Ткаченко,
CPI, блогер

В Казахстане всего 4 млн. пользователей. Крупным компаниям наш рынок неинтересен в плане развития каких-то коммерческих крупных проектов.

Я вижу будущее нашего интернета, этих четырех миллионов, как-то очень печально, потому что большого прироста пользователей мы не ожидаем. Мы ожидаем, наверное, какой-то специфики, таргетинга этой аудитории. Нужна будет какая-то интеллектуальная площадка, т.е. повышение уровня сервиса и прочее.

Мы пришли к вопросу о сегментации аудитории, т.е. получается каждой компании необходимо планировать свои коммуникации во всех платформах, чтобы каждый канал был рассчитан на какую-то определенную аудиторию.

Марат Мулкабаев,
Пиратская партия Казахстана

Я бы хотел сказать о перспективах. Во-первых, печально, что Kcell’у лицензию на 3G дали только до конца года. Во-вторых, о развитии казахстанского интернета: наиболее интересны будут прямые передачи. Если вы помните Чемпионат мира по футболу, многие люди хотели скачать матчи и смотреть их дома.

Нуркен Халыкберген
Знаете, с зарождением интернета все государства потеряли монополию на информацию. Каким образом будет развиваться интернет дальше? Об этом сегодня хотели бы знать и политические мужи, потому что контролировать информацию в современном коммуникационном обществе практически нереально. Наше правительство своими попытками закрыть Живой Журнал и другие сайты, на которые все заходили с анонимайзеров, начинает понимать, что «всем дыркам затычкой не станешь».

Ерлан Смайлов
С точки зрения работы блогов госорганов. Есть те, которые работают: мы размещали письма в различных министерствах, например, в министерстве сельского хозяйства. Они реагируют, присылают участников на наши заседания — благодаря блогам. Но для меня, например, было открытием, что такового нет в МИДе — министерстве, которое отвечает как раз за внешнеполитические коммуникации.

Почему мы говорили сегодня про жизнь 2.0?  Подведем итоги, хотя сделать это, как КИПР делает традиционно непросто. 2.0 — это явление, процесс, феномен, а структурировать логически феномен наверно очень сложно.

Если говорить с точки зрения тенденций, то мы видим, что гражданская активность и бизнес-активность в социальных сетях реализуются. По мнению экспертов, этот тренд будет усиливаться большей профессионализацией. Будут усиливаться технологические вещи с приходом 3G, 4G. Растет казахский контент.

Возникало несколько конфликтных точек, когда говорили о пользователях — обывателях и активных. Но здесь проблем нет, нельзя всех измерить в одной плоскости. Постепенно будет повышаться степень пенетрации интернета, он пойдет в села. Будет постоянный приток людей, которые постепенно будут переходить в более интеллектуальные форматы.

С точки зрения гражданской активности — активных людей и в оффлайне мало. Поэтому ожидать здесь бурного всплеска не приходится. Тем не менее, многие инициативы реализуются в онлайне, потому что в оффлайне они не могут быть реализованы в силу цензуры, давления, самоцензуры СМИ.

Вопросом для меня осталось, как сделать, чтобы онлайн-инициативы переходили в оффлайн с точки зрения гражданских инициатив и бизнеса? Как будет происходить этот переход? Этот вопрос остается открытым. Когда будет смычка эффективных переходов, тогда многие социальные и бизнес-задачи будут решаться с помощью социальных сетей.

Подписывайтесь на каналы Profit.kz в Facebook и Telegram.

Комментарии