Следите за новостями

Цифра дня

48 комплексов Starlink направило МЦРИАП в регионы ЧС
  • Доходность
    17,2%за 2023 год
  • Стоимость чистых активов
    29,5млрд тенге
  • Доходность
    14,12%с начала управления
  • Доходность
    17,2%за 2023 год
  • Стоимость чистых активов
    29,5млрд тенге
  • Доходность
    14,12%с начала управления

Веб-студии — в студию

Обзор сайтов казахстанских веб-студий.

20 апреля 2006 16:00, Алена Аукенова, Computer Club Magazine
Рубрики: Интернет

Рассуждать о таких тонких материях, как искусство — сложный и опасный процесс. Можно и по лицу получить от поклонников и истинных ценителей. Или невежей прослыть, к тому же лишенным вкуса (с цветом черного квадрата и запахом пригоревшей каши).

Опять же — взять на себя смелость разнести по категориям-полочкам: что помельче, что покрупнее, что покруче, что послабее, — тоже, знаете ли, не на брудершафт с «обзираемыми» чарочку опрокинуть.

Не имея достойного образования по этой эфемерной части (честно признаюсь, считаемому мной уделом гениев), и, умея доподлинно распознавать в фотошопе лишь примитивнейшие кнопочки вроде «crop» и «cancel», — я все же рискну изложить пару-тройку мучающих меня подозрений по части того, что такое веб-дизайн в Казнете, и каким образом мы можем наблюдать на примере собственных отечественных веб-студий его, а заодно и их развитие.

В импровизированном предисловии придется процитировать… Библию. Потому что, как ни крути, а «вначале был» Actis Systems. Собственно, почему был? Он и сейчас есть, но только в зоне «.ru» Actis.ru (http://www.actis.ru/ru/). Один из старейших, сильнейших, богатых клиентурой.

И все же — был, потому что мы здесь говорим об РК и Actis Systems Asia. И вот тогда, в конце 90-х — начале 2000-х он гордо реял над страной, а его проекты были безусловными и никем недостижимыми образчиками всего, чего можно делать в интернете, в том числе и веб-дизайна.

Actis первым стал в Казнете запускать флэшированные сайты. К величайшему сожалению — не могу сейчас проиллюстрировать ни один проект в виде ссылок — потому что их не видно в Сети. По вполне объективной причине — фактического исчезновения этой компании с нашего рынка в декабре 2004 года и удаления всех поддерживаемых ими проектов с работающего сервера. Формально такое юридическое лицо и сейчас вроде бы существует, но чем занимается — сие даже узким кругам широко неизвестно.

Но что-то мы отвлеклись.

Не поверите, дорогие читатели, но, готовя этот обзор, я неотступно думала об одном: каким большим и красивым мог бы быть наш Казнет (да он и сейчас такой отдельными островками и конгломератами) — и креатив, и технологии — все есть, только обычные пользователи ни о чем не догадываются, ибо зачем же им посещать корпоративные сайты веб-студий?

Покорители е-пространства (совершенно разумно, кстати) старательно штурмуют рунетовские поисковики и юзают его же бесплатные почтовые сервисы.

Так кого можно считать у нас в Казнете монстрами и авторитетами по части веб-дизайна?

Сразу выбрасываем за борт, не берем в расчет и не тратим время на так называемые «веб-студии», которые хостятся на доморощенном аналоге рунетовского narod.ru — Forever.kz (http://www.forever.kz/). Хотя, если быть до конца объективными, и тут иногда ощущается «керосин». Я с большим удовольствием покрутила ролики, например, вот здесь (http://flash.forever.kz/).

Личности. Индивидуальное и корпоративное

Итак, смотрим, что еще. Начнем с условно называемых «одиночек». То есть дизайнер — сам себе режиссер, сопродюсер и главное действующее лицо во всех проектах.

Довольно распространенный вариант, особенно если учесть, что многие другие (даже довольно крупные) веб-студии работают по тому же принципу «одного окошка», но не афишируют это, не выпячивают на передовую главного криэйтора — потому что не он сам всем «заправляет». Тем не менее, дизайнеры, которые рулят: Герман Найк (http://www.gnike.com/), Юлия Варлакова (http://www.graphics.kz/), Глеб Гарипов (http://www.garipov.com/), Артем Савин (http://www.imagine.kz/), Сергей Каргополов (http://www.softlets.com/), Валерий Аяпов (http://www.open.kz/), Р. Шарафутдинов (http://www.sharafutdinov.com/).

В копилке у них много сложных и заметных работ — вроде ведущих телеканалов страны, национальных ассоциаций, крупных торговых домов, страховых компаний, юридических порталов и пенсионных фондов.

Отдельным замечательным оттенком на палитре веб-колористики хочу обозначить Сабита Сугирова (http://sabomaster.livejournal.com/). Лично я больше двух лет назад была просто очарована его «иконкописным» творчеством. Теперь у него есть веб-студия Bright Vision&Liberty Creative Agency. Несмотря на молодость и удаленность от «очагов цивилизации» в виде Астаны и Алматы (Сабит родился и работает в Актау), бывает в них частенько, не забывая посещать по всяким надобностям или проектам и бывшую столицу нашей родины город-герой Москву. Победитель конкурса «Студент-2005» в номинации «дизайн». Мечтает организовать сообщество дизайнеров Казахстана, чтобы устраивать встречи, семинары, мастер-классы. Помимо веба и полиграфии занимается молодежными линиями одежды — но это совсем другая история.

Конечно, есть у нас и иные одиночки-дизайнеры размахом поменьше, то есть конституцией похлипче: Роман Каштанов (http://www.kashtanoff.da.kz/) из Шымкента, Константин Уваров (http://www.stealth.kz/) из Астаны, некий г-н Атинов (http://www.stealth.kz/) из Караганды.

Крупная рыба. Подобие веб-монополии

Что, по идее, должен представлять из себя корпоративный сайт студии? Правильно — товар лицом. Чтобы «раскинулось поле широко», но при этом не «растекаясь мысью по древу».

Требуется «подать» себя и по части креативности дизайна (все лучшее детям, в смысле, себе любимым), и по части программинга, и вообще выглядеть навороченным, упакованным и продвинутым — прекращаю жонглировать сленгом, конкретизирую: этот сайт должен быть лучшей из всех работ данной веб-студии. Теоретически.

А что мы имеем?

Давайте отвлечемся немного от понятия «веб-студия», потому что она нередко — составная часть целой интернет- или любой другой коммуникационной компании (корпорации, структуры, организации).

Так вот, какой принцип кладется в основу создания сайта собственно самой студии (агентства, компании)? Самый лаконичный и прикладной. Энциклопедический: что, где, когда, за сколько.

Пресловутая блок-схема традиционна, как всемирная история философии универсального (во всех без исключения сферах бытия) велосипеда, который заново категорически никто не хочет изобретать. Даже, если в техзадании просят самолет.

Выглядит она в общих чертах так:
— Новости компании.
— Краткая или расширенная «автобиография» той же компании.
— Портфолио.
— Описание услуг и цен на них.

Не будем брать в расчет крупные провайдерские компании, где есть разветвленная система сервисов, вроде подключения к сети, карточек, почты и проч. Хотя и они, по большому счету, укладываются в вышеприведенную схему.

Яркий пример тому — корпоративный сайт компании Nursat (http://www.nursat.kz/), кстати, просто элегантнейший и сдержаннейший по дизайну, если сравнивать его, например, с розово-бордово-лиловыми изысками студии NET Style (http://studio.nets.kz/), упорно не желающей расставаться со своим примелькавшимся всем за последние лет пять обликом.

Одно из процветающих нынче на рынке рекламных агентств — DG, — тоже отличается любовью к игре палитры. Некоторые их яркие и броские работы: Kzmz.region (http://www.kzmz.region.kz/), Caresd.net (http://www.caresd.net/lilac/), Cci. (http://www.cci.kz/), тем не менее, всегда приглушены по тонам, но самый «строгий» сайт они сделали себе — Dg.kz (http://www.dg.kz/).

IT-компания SoftDeco (http://www.softdeco.kz/) и их веб-студия некоторым образом «специализируются» на СМИ-проектах (ИА Kazakhstan Today (http://www.kz-today.kz/), «Радио НС» (http://www.ns.kz/), «Радио 31» (http://www.31.kz/radio31/), телеканал «ОРТ-Евразия» (http://www.ort-tv.kz/), телеканал НТК (http://www.ntk.kz/), газета «Казахстанская Правда» (http://www.kazpravda.kz/), телеканал КТК (http://www.ktk-tv.kz/). Что наложило отпечаток и на корпоративный сайт, где главное место на титуле занимают… мировые новости.

Крепкий середняк. Постоянная востребованность

Актюбинская компания Matrix (http://www.matrix.kz/) дизайном занимается постольку поскольку, основная деятельность — поставка оргтехники, компьютерного и программного обеспечения, мини-АТС, IP-телефония, сервисное обслуживание, хостинг. Но корпоративный сайт безукоризненно выдержан по части минималистского функционального дизайна и логичного убедительного контента. Ощущение солидности и надежности достигается списками статусов, сертификатов, лицензий и отзывами клиентов — встречающимися на каждой странице. Таким образом, на все 100 сработала изначальная схема «Продуманный подход — нужное впечатление».

Тем же могут, на мой взгляд, похвастаться и следующие товарищи — Ir.kz (http://www.ir.kz/), Ft.kz (http://ft.kz/ru/), Index.kz (http://www.index.kz/) (ребята, приложившие руки и головы вместе с «Казахским Интернетом» (http://www.kazinternet.kz/) к ресурсу Sozdik (http://www.sozdik.kz/).

Не хотелось бы обижать столичных коллег из Астаны и веб-студии Style-NT (http://www.style.kz/), но то, что они вылепливают на вебе — уже вчерашний день, особенно по дизайну.

В эту же когорту я бы добавила Web дизайн-студию INCOM (http://www.incom.kz/), которая «делает правильные сайты» уже с 2000 года. Хотя фирменный стиль в лого и баннерах — ощущается без сомнения.

А вообще заметна тенденция в строительстве своих представительств в Сети — подход хоть и один, но все делают упор на разном: кто на красоте, кто на разветвленном и подробном функционале, кто на контенте, кто на краткой, как выстрел, информационной «данности».

Итак, красотами у нас, без сомнения, увлекаются следующие веб-представительства студий: Design (http://design.eo.kz/), Lider (http://www.lider.kz/), Bk (http://bk.kz/), Solarwave (http://solarwave.org/rus/index.php/), Millmax (http://www.millmax.kz/), Dsh-co (http://www.dsh-co.com/), 4click (http://4click.kz/).

Функционалом, за что им низкий поклон и большое спасибо за экономию времени и нервов, — компании Softlets (http://www.softlets.com/portfolioweb/), Neo Lab's (http://www.neolabs.kz/), веб-студия Art Vision (http://www.kaz-web.net/), Группы компаний PS (http://www.ps.kz/) и «Интернет Решения» (http://www.awd.kz/), Алматы веб-студия (http://www.awstudio.kz/).

По части контента, то есть «цепляния» текстом, у нас тоже есть свои специалисты, типа компании DEC.ART (http://decartweb.net/). «Убедительная просьба, не забивайте интернет фиговыми сайтами», — такой вопль души обычно исторгают те, кто часто пользуется поиском. И чувства юмора — хоть отбавляй. Судя по надписи на «архиве новостей»: «Лучшая новость — это отсутствие новостей!».

Еще один образчик — Hitech (http://www.hitech.kz/). Желание показаться оригинальным, то есть отличным от других, — весьма похвально, когда не переходит едва заметную границу между остроумием и пошлостью (не в общепринятом смысле этого слова, лежащего в нижепоясной сфере, а в общефилософском). Я бы списала это на молодость и задор, потому что доподлинно не знаю, каков средний возраст «служивых» в команде (их количество явно исчисляется пальцами одной руки), но то, что Денис Логинов еще очень юн, — знаю наверняка.

Краткими и быстрыми можно назвать компанию ITStart (http://www.itstart.kz/about/), студию TUStyle (http://www.tustyle.com/). Лично мне показался симпатичным подход к своему «хомяку» дизайн-студии Kudos (http://www.kudos.kz/) — стильно, технологично, ничего лишнего.

Под определение таких же висячих в сети иллюстраций афоризма «краткость — сестра таланта» подходят: нынешняя инкарнация ИА «Hotline.kz» — интернет-отдел ИД «Алма-Медиа» (http://info.gazeta.kz/), интернет-студия ForLife (http://www.forlife.kz/), дизайн-студия «Time Line» (http://www.time-line.kz/), которая на корпоративном сайте решила вообще обойтись без какого бы то ни было дизайна, видимо памятуя о лучшей работе Артемия Лебедева (http://www.ya.ru/), веб-дизайн мастерская компании «Сфера» (http://sfera.kz/).

А Студия AlterDesign вообще побила все рекорды минимализма на своем адресе (http://www.studio.kz/), который редиректится на Flasher.kz (http://flasher.kz/), где тоже нет никакой студии, а только реклама на форуме Designer.kz (http://www.designer.kz/forum/).

Мелочь. Не приятно, а скучно

Для полноты картины приведу и перечень тех интернет-решений по части своих представительств в Сети, которые не вызывают ничего кроме зевоты.

Астанинцы из «ProSIGN Studio» (http://www.prosign.kz/), как будто бы в партнерах у СофтДеко, но непонятно — кто чего и как делает — никакого следа интерактивности.

Алматинцы из «Direct Link» (http://www.da.kz/) нарисовали себе удивительно скучный и неприглядный корпоративный сайт, при великолепных дизайнах выполняемых работ. Разные руки мышку держали?

Более-менее смотрибельны, но ничего особенного: дизайн-студия Mouet (http://www.mouet.kz/), компании Fincom Group (http://www.fincomgroup.com/), Tamos Development Ltd (http://www.tamos.ltd.kz/), A-kz (http://a-kz.com/ — стильно, но не нашла ни одного сделанного студией сайта. И такое ощущение, что один человек все делал. Да так и остался в одиночестве…

Очень невнятно предложение кому-нибудь чего-нибудь отрисовать и от организаторов Международной специализированной выставки индустрии красоты «KazInterBeauty» (http://www.wd.kazinterbeauty.kz/), которые решили, что могут делать сайты, но судя по отсутствию каких бы то ни было отсылов на свои иные работы кроме Expo.kazinterbeauty (http://www.expo.kazinterbeauty.kz/) и Kazinterbeauty (http://www.kazinterbeauty.kz/), — пока только они так и считают.

Единственная ссылка в этой «номинации» мелких агентств, которую я бы выделила как достойную работу по осмыслению своего «веб-офиса», принадлежит студии «Глатис» (http://www.glatis.kz/).

Региональное. Неповторимое

И, конечно, сей обзор окажется незаконченным, если отдельно не обратиться к теме региональных веб-студий. Отдельно, потому что немногие из «региональщиков» могут дотянуться до уровня тех же экс-столичных алматинцев и посоперничать за право делать крупные и дорогостоящие проекты.

Но они есть, и это те, кого я уже упоминала, когда вела речь о «середняках» выше. И, кроме того, карагандинцы из «Online Service» (http://www.ons.kz/) и Hoster.kz (http://www.hoster.kz/), которые хоть основной упор и делают на хостинг, но отрисовывали Технодом, Белый ветер, ЦУМы Караганды и Костаная.

Еще одна карагандинская студия веб-дизайна Art Cтиль (http://www.stylekz.com/) — бодро начинала, но, кажется, так и не раскрутилась. Отнесем это на счет «тугости» провинции, не желающей понимать современных законов рекламного рынка, хотя списывать на объективные факторы — проще простого, а вот порыться в истинных причинах…

Павлодарские студии «Парадигма» (http://www.paradigma.kz/) и «КриЭриа» (http://www.crearea.com/), работающие в связке — очень симпатичные не только по качеству портфолио, но и вполне достойные по части корпоративных сайтов.

С единственным известным веб-сайтом дизайнеров в Уральске — Sky-net (http://www.sky-net.kz/), — на момент написания обзора не получилось — что-то взглюкнуло в коде страниц.

Неплохо выглядят Костанайская студия web-дизайна (http://design.kostanay.info/), и еще одни товарищи оттуда же — «ArtLine» (http://www.artline.kz/). Сайт с флэш-работами, о котором я уже упоминала выше — Flash.forever.kz (http://flash.forever.kz/), — творение их рук.

Кое-что умеют и ребята из Петропавловска: Artegion.com (http://www.artegion.com/read.html/).

В Восточном же Казахстане лидерами веб-строительства бесспорно являются дизайнеры из Компьютерного центра «Рейтинг» (http://www.rating.kz/webdesign.htm/).

Эпилог. Эпилог

Но мне почему-то запомнился сайт студии Web-Дизайна 4[De]SIGN (http://www.4design.ws/), который живет в доменной зоне «.ws» (внимание, Западный Самоа, товарищи! — Worldsite (http://worldsite.ws/), а все работы — висят в Казнете.

А задавать смешной вопрос, когда местные дизайнеры повсеместно будут тусоваться в каком-нибудь уютном местечке вроде Artportal (http://www.artportal.kz/), — прошу считать преждевременным: ремесло ремеслом, а креатив врозь…

Подписывайтесь на каналы Profit.kz в Facebook и Telegram.

Комментарии