Следите за новостями

Цифра дня

48 комплексов Starlink направило МЦРИАП в регионы ЧС

Обреченный на рост

По мнению экспертов, телекоммуникационный рынок Казахстана нельзя назвать пострадавшим от кризиса.

14 июля 2010 10:24, Аккыз Орманова, Фокус
Рубрики: Рынок, Связь

У рынка телекоммуникаций проблем нет и… не будет

По мнению экспертов, телекоммуникационный рынок Казахстана нельзя назвать пострадавшим. В 2009 году он вырос примерно на 8 проц., а в нынешнем, по заверению главы АО «Казахтелеком» Куаныша Есекеева, рост составит 12 процентов.

Но, в то же время стоит отметить, что определенные колебания на рынке были. К примеру, на конец 2008 года стоимость акций АО «Казахтелеком» упала до 31 тыс. тенге, а на сегодня составляет около 13700–14000 тенге, хотя, как считают аналитики, адекватная цена — это 30 тыс. тенге.

Падали в цене и бумаги ведущих зарубежных телекоммуникационных компаний. С начала 2008 года стоимость акций компании Nokia AB упала на 51,4 проц., Motorola Inc (US) — на 55,5,  Telecom Italia — на 50,5,  Deutsche Telecom — на 28,3 проц. соответственно.

Кроме того, как считают эксперты, падение спроса сказалось на доходности от продаж мобильных телефонов в Казахстане, которая в 2009 году сократилась почти в два раза. По данным «Евросети» и iKS-Consulting Казахстан, кроме падения продаж отмечается и снижение средней стоимости покупаемого телефона. Специалисты говорят, что до кризиса самой популярной была категория от 130 до 199 долл., а сейчас — около 70 долларов.

В целом же в 2009 году доходы рынка составили, по данным Министерства индустрии и новых технологий (МИНТ), 441,3 млрд. тенге. Это больше, чем в 2008 году, на 8,3 проц., и на 12 проц., чем в 2007-м.

По данным МИНТ, основную долю доходов на рынке составили услуги мобильной связи — 237,9 млрд. тенге, или 54 проц. рынка. Междугородная и международная связь — 52,1 млрд. тенге, интернет — 42,6 млрд. тенге, услуги местной телефонной связи — 30,9 млрд. тенге.

Мобильная впереди

Эксперты единодушны в том, что рост рынка телекоммуникаций обусловлен в первую очередь развитием мобильной связи. По словам заместителя директора компании ICT-Marketing Инны Соболевой, это связано со значительным удельным весом доходов от мобильной связи в общем объеме рынка.

Если в 2004-м доля мобильной связи в общем объеме рынка составляла лишь 35 проц., то в 2009 году — уже 56 процентов. В 2009-м темп роста рынка несколько замедлился по сравнению с 2008 годом, и этот сектор перестал быть лидером по темпам развития.

Но рост доходов, как считают в компании iKS-Consulting, сохранить удалось. Во-первых, за счет увеличения числа активных абонентов. Стимулирование операторами более интенсивного и регулярного пользования своими услугами абонентов, а также проведение мероприятий по повторному привлечению ранее подключенных, но ныне неактивных абонентов позволило увеличить число «платящих» абонентов. Во-вторых, за счет увеличения потребления дополнительных (VAS) услуг, доходы от которых росли опережающими темпами по сравнению с общими доходами сотовых операторов. В первую очередь это связано с активизировавшимся потреблением услуг мобильной передачи данных и продвижением нового типа мобильного доступа посредством USB-модемов. К примеру, только ТОО «Кар-Тел» продало более 20 тыс. модемов. С другой стороны, общее стремление потребителей к оптимизации своих затрат на связь повлияло на рост использования SMS, возродив отношение к коротким сообщениям как к более дешевой альтернативе телефонным звонкам.

В-третьих, это приток трафика из сетей фиксированной связи. Удобство и постоянное снижение стоимости услуг сотовой связи стимулируют их использование на психологическом уровне даже при условии наличия «проводного» доступа к тем же сервисам.

Фиксированная в минусе

На фиксированную связь приходится 19 проц. доходов рынка. По словам И. Соболевой, за последние четыре года темпы прироста рынка фиксированной связи ощутимо упали, а доля этого сектора в общем объеме телекоммуникационного рынка значительно сократилась. Эксперты соглашаются, что если в течение предыдущих лет рынок фиксированной телефонии демонстрировал снижение темпов роста доходов, то в 2009 году произошло снижение доходов от данного вида услуг в абсолютном значении.

По мнению эксперта компании iKS-Consulting Светланы Черненко, сокращение объема оказанных услуг на фоне роста числа абонентских линий связано со следующими факторами. Первое — это снижение доходов от наиболее дорогостоящих услуг — МГ/МН-телефонии: в результате спада деловой активности предприятий в условиях экономической нестабильности снизилась сама потребность в звонках в ближнее и дальнее зарубежье. Кроме того, предприятия стремятся оптимизировать свои затраты на эти переговоры за счет использования услуг на базе IP-телефонии (как «карточной», так и интернет-телефонии), качество которых в последнее время заметно улучшилось.

Во-вторых, это насыщение рынка и рост преимущественно за счет телефонизации сельской местности. Учитывая, что городские домохозяйства составляют 54 проц. от общего числа казахстанских домохозяйств, потребность городских жителей в традиционной телефонии при уровне проникновения 63 проц. можно считать полностью удовлетворенной.

— Ну и, конечно, замещение традиционной телефонии сотовой связью, — говорит С. Черненко. — Снижение тарифов на звонки в ближнее и дальнее зарубежье сотовыми операторами вкупе с повсеместным распространением сотовой связи способствует перетоку трафика из фиксированных сетей в сотовые, причем весьма активными темпами.

ШПД прибавил

По данным И. Соболевой, доля услуг интернета и передачи данных в общей структуре телекоммуникационного рынка за пять лет незначительно выросла и к 2009 году составила 13 процентов. По темпам же прироста доходов этот сегмент находился на первом месте, опережая сектор мобильной связи.

При оценке перспектив роста рынка широкополосного доступа (ШПД) важно учитывать следующие особенности, говорят в iKS-Consulting.Во-первых, это структура корпоративного рынка. Количество крупных и средних предприятий — наиболее активных и высокодоходных абонентов — составляет всего 12 проц. от общего числа активных предприятий, и они уже охвачены услугами ШПД более чем на 90 процентов. Таким образом, приток новых абонентов происходит исключительно из числа малых предприятий. Во-вторых, это структура рынка частных пользователей. Рынок ШПД формируется прежде всего в городах, жители которых составляют чуть более половины всего населения Казахстана. Поэтому проникновение ШПД в пересчете на городские домохозяйства составляет уже 17–20 проц. (в зависимости от региона), что по опыту других стран означает первичное насыщение рынка и необходимость более активного стимулирования спроса на ШПД для сохранения высоких темпов роста числа абонентов.

Посткризис

Тенденция роста во всех сегментах телекоммуникационного рынка страны продолжилась и в I квартале 2010 года, считают эксперты. К примеру, по данным компании ICT-Marketing, объем рынка связи в Казахстане в I квартале 2010-го составил около 109 млрд. тенге, что на 8 проц. выше, чем за аналогичный период 2009 года. По мнению Аиды Досаевой, директора по корпоративным коммуникациям «GSM-Казахстан», рост состоялся благодаря достижению 100-процентного проникновения.

А главным трендом 2010 года, уверены в iKS-Consulting, станет развитие услуг мобильной передачи данных как самостоятельного сегмента рынка. Это подтверждается и данными компании ICT-Marketing, согласно которым в конце 2009 года количество пользователей интернета в Казахстане составляло 3,16 млн. человек, или 19,8 проц. населения. В целом за год размер интернет-аудитории увеличился более чем на 30 процентов.

Эксперты также уверены, что в 2010 году рынок интернета и передачи данных сохранит первое место по темпам роста по сравнению с другими сегментами телекоммуникационного рынка.

Резюме

Таким образом, кризис почти не задел телекоммуникационный рынок, говорят эксперты. Доверие инвесторов основано на высоких темпах развития, низкой спекулятивной составляющей стоимости услуг, возвратности кредитов. По данным компаний, уровень роста маржи OIBDA существенный — около 50 проц. практически по всем участникам рынка.

Соответственно, это дает возможность им инвестировать серьезные суммы в развитие бизнеса, хотя, как считают специалисты, за последнее десятилетие характер инвестиционной политики несколько изменился. Если в первые годы деятельности приоритетом было построение сетей в крупных городах, увеличение их емкости и покрытие магистральных автомобильных трасс и железных дорог, то сейчас акценты ставятся на расширение сети в районах сельской местности. К примеру, в планах компаний, в частности «GSM-Казахстан», до 2015 года обеспечить покрытием все поселки с населением от 1000 человек.

Эксперты также сходятся во мнении, что конкуренция на рынке вырастет, и это, в свою очередь, приведет к интеграции фиксированной и мобильной систем связи.

С одной стороны, это общемировая тенденция. С другой — для Казахстана это, скорее всего, является мерой решения проблем коммуникации на огромной малонаселенной территории. Результатом будет реализация принципа «один человек — один номер», уверены эксперты.

Подписывайтесь на каналы Profit.kz в Facebook и Telegram.

Комментарии