Следите за новостями

Мастера на все пальцы

В Казахстане работодатели ужесточают контроль за сетевой активностью сотрудников.

8 июля 2010 13:14, Жанар Тулиндинова, Фокус
Рубрики: Интернет

Работодатели ужесточают контроль за сетевой активностью сотрудников.

Исследование интернет-активности пользователей Казнета привело к довольно любопытным результатам: пик посещаемости развлекательных порталов приходится на самый разгар рабочей недели — вторник и среду.

Если учесть, что подавляющее большинство посетителей интертеймент-сайтов и социальных сетей — это так называемый офисный планктон, для работодателей эти выводы не из приятных: очевидно, что ударному труду на благо корпорации часть «белых воротничков» предпочитает творческую активность в Сети.

Линия жизни

К исследованию активности казахстанских пользователей Всемирной сети в разрезе сезонов, дней недели и времени суток эксперта АО «Казконтент» Тимура Кубекова подтолкнул прагматичный интерес. Запуск двух интернет-продуктов — информационно-аналитического портала BNews и развлекательного Kaztube — потребовал изучения колебаний спроса в Казнете и выбора оптимального времени для старта проектов и рекламной кампании.

Главным образом г-н Кубеков оперировал данными, полученными на сайте alexa.com. Изучив сезонные колебания посещаемости пяти популярных казахстанских сайтов, эксперт вычертил годовой график, пик которого приходится на май и начало июня, а спады — на новогодние каникулы (конец декабря и первую половину января) и сезон отпусков — июль и август.

— Резкий скачок спроса на услуги интернета в конце мая и начале июня связан с активизацией школьников и студентов, сдающих в это время экзамены, а также абитуриентов, изучающих информацию для поступления в учебные заведения. Кроме того, в этот период люди подыскивают варианты летнего отдыха, — комментирует ситуацию г-н Кубеков.

«Мертвый сезон» в новогодние праздники и в сезон массовых отпусков также легко объясним, поскольку просиживание в интернете чаще всего является формой офисного времяпрепровождения, а дома люди предпочитает смотреть телевизор. «Безусловно, в Казахстане большинство пользователей Сети — это офисные служащие, а никак не школьники, пенсионеры и домохозяйки», — очерчивает социальный портрет отечественного завсегдатая интернета наш собеседник.

Для того чтобы закрепить и упрочить выводы, г-н Кубеков также обратился к графикам посещаемости популярных мировых интернет-ресурсов — сервисов Googlе (включая youtube.com), Яндекса и даже сайта torrents.ru, показатели активности которых, в сущности, идентичны наблюдениям, сделанным на материале отечественных порталов. Некоторое различие есть лишь в кривых, вычерченных на основе активности в социальных сетях (vkontakte.ru, odnoklassniki.ru, mirtesen.ru), на которых всплеск посещаемости наблюдается в период новогодних праздников. Это, по словам г-на Кубекова, связано с тем, что социальные сети используется, как правило, для личных контактов и рассылки поздравлений.

Анализ недельной активности также вполне предсказуем, ее пик приходится на начало и середину — вторник и среду, а к концу рабочей недели интерес к интернету заметно притупляется. Кроме того, г-н Кубеков дифференцировал показатели посещаемости новостных и развлекательных сайтов, которые действительно несколько разнятся. Пик деловой активности пользователей Казнета, к примеру, приходится на среду, а в пятницу интерес к новостям практически теряется на целых три дня. Между тем наибольшее количество офисных сотрудников просиживают на развлекательных сайтах во вторник — это обстоятельство г-н Кубеков объясняет тем, что «облегченный» контент становится своеобразным инструментом компенсации стресса начала рабочей недели. После наибольшего спада активности на развлекательных сайтах во второй половине пятницы в воскресенье интерес к ним снова восстанавливается.

Суточную активность г-н Кубеков смог проанализировать на примере двух интернет-проектов компании «Казконтент» — бизнес-портала BNews и видеосервиса Kaztube. Если наибольший интерес к информационно-аналитическому ресурсу регистрируется в рабочие часы — утренний пик приходится на 11:00,  а дневной — на 15:00,  то на Kaztube активность не спадает и в вечерние часы, а рекордное количество хитов регистрируется с 22:00 и до полуночи.

Проект по осени считают

Г-н Кубеков адресует свое исследование владельцам интернет-ресурсов, которые выбирают время для запуска нового или ребрендинга существующего проекта, и рекламодателям, планирующим продолжительную пиар-кампанию в Сети. По мнению эксперта, наиболее благоприятной для стартапов будет вторая половина января — февраль, поскольку именно в этот период наблюдается поступательный рост посещаемости, которая достигает пика в мае-июне. Промежуточный вариант, занимающий вторую строчку в рейтинге эффективности, — сентябрь.

— Вместе с тем производить ремонт и модернизацию портала оптимально в период отпусков и новогодних каникул, — рекомендует эксперт, — это вызовет минимум неудобств для посетителей.

Недельный же анализ позволяет владельцам интернет-ресурсов определить наиболее благоприятное для обновления контента время — это, безусловно, первая половина недели, когда внимание пользователей еще не ослаблено. «Если у рекламодателя, размещающегося в Сети, недостаточный бюджет, то ему можно ограничиться четырьмя днями — с понедельника по четверг, в эти дни реклама в интернете достигает наибольшего эффекта», — комментирует г-н Кубеков.

Что касается выбора оптимального времени суток, то очевидно, что новости лучше выкладывать в начале рабочего дня, а развлекательный контент будет иметь успех и в вечерние часы, резюмирует эксперт.

Как на ладони

Вместе с тем г-н Кубеков воздерживается от того, чтобы рассматривать результаты своего исследования сквозь призму нецелевого и неэффективного использования рабочего времени офисными сотрудниками. Но определенные выводы напрашиваются сами.

Менеджер по связям с общественностью компании «Кар-Тел» Байрам Азизов говорит, что в крупных организациях проблема потери драгоценных человеко-часов на развлекательных сайтах успешно решается с помощью ограничения доступа к соответствующим ресурсам и социальным сетям. Исключение составляют лишь отдельные категории специалистов, например работники пиар-отделов, которые по долгу службы обязаны мониторить развлекательные сайты и социальные медиа, отслеживая отзывы о работе компании. Сотрудники аналитических служб имеют доступ только к строго регламентированному контенту.

Исполнительный директор интернет-ассоциации Казахстана Александр Ляхов согласен с тем, что в связи с «безграничными возможностями» Всемирной сети проблема целевого использования рабочего времени стоит перед работодателями достаточно остро. В то же время собственники компаний научились ее решать, устанавливая ограничения доступа. Менее болезненный способ — мониторинг каждого выхода в интернет, осуществляемый в рамках локальных сетей. «На основе еженедельно предоставляемых системным администратором отчетов об индивидуальной интернет-активности каждого сотрудника работодатель может уже делать определенные оргвыводы, — говорит г-н Ляхов. — Если компания имеет безлимитный доступ к Сети, то речь идет, прежде всего, о служебном соответствии сотрудника выполняемым должностным обязанностям; если же организация платит за потребленный объем трафика, то тут уже, конечно, можно говорить о прямом материальном ущербе, нанесенном работником компании».

По убеждению г-на Ляхова, в этом контроле нет ничего неэтичного, поскольку наниматель вправе знать, чем занимается в рабочее время его сотрудник. Определенные послабления, конечно, возможны, подчеркивает эксперт. «Если речь идет о пятнадцатиминутном отдыхе на развлекательном портале, то руководитель вполне может посмотреть на это сквозь пальцы, но если работник денно и нощно просиживает в блогах, то налицо служебное несоответствие», — заключает г-н Ляхов.

Однако, исходя из анализа интернет-активности казахстанцев, пока им удается с успехом обходить расставляемые работодателями барьеры.

Комментарии