Следите за новостями

Цифра дня

71,5 млрд тг заработал Kcell за полгода

Приключения электроника

Работа мировых производителей компьютерной техники в Казахстане.

12 января 2007 16:00, Адиль Урманов, Бизнес & Власть
Рубрики: Рынок, Железо

Становится все интереснее наблюдать за работой мировых производителей компьютерной техники в Казахстане. Таких, как IBM, Siemens, Toshiba, Asus, и других. Если еще три-четыре года назад, когда рост экономики в стране только-только дал о себе знать и у людей появились свободные деньги, которые они могли потратить на «чудеса враждебной техники», мировые брэнды лишь обозначали свое присутствие на рынке. Теперь местный рынок начал расти так бурно, что зачастую по уровням продаж здесь вполне можно определять тенденции там, то есть на более развитых рынках.

Отрадно видеть, что большинство Hi-Tech-компаний открывают свои представительства именно в Казахстане. По признанию их руководителей, уровни продаж на местном рынке превосходят объемы продаж на всех рынках стран Центральной Азии, вместе взятых, как минимум в 2–3 раза, а по некоторым позициям — в 5–10 раз. При этом, местный рынок является третьим в СНГ по величине после России и Украины, на котором вендорам можно цивилизованно работать и зарабатывать деньги.

В течение последних двух лет свои представительства у нас открыли практически все мировые брэнды. Расширили свое присутствие Dell, Xerox, HP, Siemens, открыли представительство Lexmark и Epson, вернулся IBM.

Анализ продаж показывает, что одним из наиболее крупных рынков уже стал рынок розничных продаж — SOHO (дом, малый офис, малый бизнес). Уже сегодня не менее 30% персональных компьютеров приходится именно на потребительский рынок.

Аналогичный рост просматривается и на других сегментах. Это говорит о том, что уже в этом году следует ожидать активизации мировых производителей именно на рынке SOHO. Для нашего рынка, где основная часть персональных компьютеров выпускается местными производителями, это грозит постепенным сокращением доли компьютеров no-name и региональных торговых марок в пользу глобальных брэндов.

Однако, от такой политики выиграют трейдеры, владеющие национальными розничными сетями, и пресса, которая станет основным потребителем средств, предназначенных для рекламы торговых марок и новых продуктов. Третьей стороной, которая явно выиграет от повышения активности вендоров, станут банки, которые смогут предложить новые кредитные программы для будущих покупателей.

Не только мировые производители будут влиять на нас, но и мы на них. Вернее, наш казахстанский менталитет — на их корпоративную культуру. По вполне официальным внутренним стандартам западным компаниям не разрешается обновлять коллектив более чем на 50–60%  в год. Это требование связано с риском размывания корпоративной культуры, принятой в той или иной компании. С этим связано, например, делегирование персонала из одной страны в другую.

Но сегодня мы видим, что число новобранцев стремительно растет и их общее количество превышает уже количество «старичков» в разы. При этом компании вынуждены мириться с таким нарушением своих кодексов. Вполне возможно, что структура представительств под напором новобранцев будет меняться. А значит, будут меняться и требования к работникам, что скажется на общем поведении компаний на рынке.

Комментарии