Следите за новостями

Цифра дня

48 комплексов Starlink направило МЦРИАП в регионы ЧС
  • Доходность
    17,2%за 2023 год
  • Стоимость чистых активов
    29,5млрд тенге
  • Доходность
    14,12%с начала управления
  • Доходность
    17,2%за 2023 год
  • Стоимость чистых активов
    29,5млрд тенге
  • Доходность
    14,12%с начала управления

Острая спутниковая недостаточность

В Казахстане рынок логистических технологий на базе GPS по-прежнему в эмбриональном состоянии.

27 мая 2010 14:31, Юлия Исламгулова, Фокус
Рубрики: Рынок, Связь

Рынок логистических технологий на базе GPS по-прежнему в эмбриональном состоянии.

Промышленные системы GPS-мониторинга, позволяющие менеджменту, владельцам бизнеса и клиентам логистических компаний следить за передвижениями служебного транспорта, наконец-то появляются и в Казахстане.

На рынке работают уже не только отечественные, но и российские, украинские и даже турецкие операторы. Принцип действия и стоимость устройств у всех игроков рынка примерно одинаковы, но при этом особо агрессивной конкуренции среди них не наблюдается. Операторы уверены, что клиентов здесь хватит на всех: казахстанский рынок по-прежнему остается лакомым куском для вендоров.

Современные GPS-системы становятся популярными на крупных предприятиях — особенно у перевозчиков грузов. Правда, эксперты уверены, что забота о комфорте грузополучателей тут, в общем-то, ни при чем. Руководителей транспортных компаний прежде всего интересуют контроль за сотрудниками и оптимизация собственных производственных ресурсов. Да и потом, следить за транспортом, не выходя из офиса — просто-напросто очень удобно.

В Минтранскоме корреспонденту Ф рассказали, что казахстанский закон в целом к GPS-технологиям относится весьма пассивно — так, впрочем, обстоят дела и во всех остальных странах СНГ: устанавливать на машины GPS-оборудование не запрещается, а ввоз этой техники в страну не лицензируется: достаточно сертифицировать устройство в соответствии с требованиями местного законодательства. По словам главного эксперта управления автотранспорта комитета автомобильных дорог МТК Селима Куанышулы, министерство в роли госрегулятора на этот рынок не спешит. Хотя во многих развитых странах (например, в США) оборудование спецтранспорта (полицейских машин, карет «скорой помощи» и автомобилей такси) давно стало обязательным, отечественные чиновники с высокотехнологичными инициативами не торопятся — по привычке ждут, что рынок отрегулирует сам себя. И, конечно, опасаются, что если возникнет необходимость регулировать его принудительно, тут же раздадутся обвинения во вмешательстве в деятельность малого и среднего бизнеса.

В компании Garage GPS свои устройства традиционно хвалят: во всяком случае пока предприниматели не жаловались, уверяет управляющий директор Максим Платонов. К тому же предложение Garage GPS — одно из самых доступных на рынке: аренда клиентского оборудования и подписка на собственно услугу обойдутся всего в 4 тыс. тенге в месяц. В промышленных масштабах специалисты компании даже прогнозируют выгоду: контролируя транспорт крупного предприятия, можно экономить до 35 проц. горючего и едва ли не вдвое оптимизировать расходы на запчасти, убеждает г-н Платонов своих потенциальных клиентов.

— В посткризисный период многие экономят просто по привычке. Понимание того, что расходы можно оптимизировать дополнительно, не оставляет владельцев компаний равнодушными. Ведь это еще и шанс улучшить дисциплину сотрудников, повысить безопасность клиентов, выстроить более четкие линии в управлении, — добавляет эксперт.

Начальник управления интернет-технологий «Data-центра» (дочерняя структура АО «Казпочта») Александр Попин рассуждать о прибылях не спешит: он и вовсе уверен, что оценить объемы оптимизации расходов, формируемые современным IT-технологиями, невероятно сложно.

— Инвестиции в «умную отрасль» дают отдачу в виде роста рыночной капитализации компании — за счет ее большей управляемости, прозрачности, новых компетенций, производственной культуры, привлекательности для клиентов и сотрудников, уменьшения бизнес-рисков. В долгосрочной перспективе инвестиции в IT снижают дисконт на поток наличности от операционной деятельности компании, повышая ее биржевую стоимость, а заодно и уменьшают ставку банковского процента за счет нивелирования рискованности бизнеса, — утверждает он.

Максим Платонов добавляет, что востребованность промышленных GPS-сервисов позволяет выделить спутниковые навигационные сервисы как отдельный бизнес: Garage GPS — в прошлом лишь сервисная услуга крупного алматинского таксопарка, а теперь — самостоятельный и довольно известный на рынке оператор.

— Раньше мы этот проект развивали исключительно для такси и были нацелены только на собственный парк автомобилей. Но теперь мы работаем на рынке сами по себе, и довольно уверенно, — рассуждает г-н Платонов. Он знает, о чем говорит: в последнее время устанавливать GPS-передатчики стали крупные автобусные парки южной столицы, уже есть довольно внушительный проект по подключению сразу двухсот единиц техники, а всего до конца года в Garage GPS «подцепят к спутнику» 1800 городских автобусов.

— У операторов рынка общественного транспорта технология востребована вдвойне, — рассказывает г-н Платонов, — владелец парка контролирует своих водителей, а чиновники городского акимата на своем терминале проверяют, насколько весь парк выполняет свои обязательства перед городом: сколько автобусов на маршрутах, с какой регулярностью они движутся.

В ближайшем будущем, рассказывает топ-менеджер Garage GPS, на каждой автобусной остановке установят специальные терминалы: эти устройства в режиме онлайн будут показывать пассажирам, где находится ближайший нужный им автобус и сколько его еще придется ждать. По словам г-на Платонова, услуга будет совершенно бесплатной. Впрочем, терминалы будут одновременно принимать платежи за сотовую связь и продавать автобусные билеты — так что компании-подрядчики точно смогут заработать.

— Фактически мы получим живую карту города: каждый человек будет точно знать, сколько ему ждать автобус и стоит ли его ждать вообще, — оптимистично рассуждает г-н Платонов. В еще более выгодном положении окажутся клиенты такси: они будут в курсе, какая именно машина едет к ним по вызову и где точно она находится в каждую конкретную минуту.

Г-н Попин уверяет, что современные профессиональные GPS-приемники, предназначенные для профессионального сателлит-мониторинга, позволяют в любом месте Земли, включая приполярные области, почти при любой погоде определить местоположение и скорость объекта практически без погрешности: даже самые простые решения обеспечивают определение координат с помощью сигналов как минимум с четырех спутников.

— Сегодня профессиональные GPS-устройства все чаще используются в гражданских целях — в основном для определения местонахождения и скорости. Отдельный класс — это техника, позволяющая потребителям видеть свое местонахождение на электронной карте: тут, как правило, идет речь об автомобильных GPS-навигаторах, — объясняет эксперт.

В той же «Казпочте» над построением эффективной логистической системы бьются не первый год. «Новые разработки значительно улучшат процесс прохождения корреспонденции, так как он будет прозрачным — от момента регистрации почтового отправления при его поступлении и до момента получения адресатом», — говорят логистики о своих планах в традиционно будущем времени. Однако внедрение GPS-технологий все же начали: по идее, через пару лет и отправитель, и получатель письма или посылки смогут отследить в реальном времени весь маршрут корреспонденции. Да и с сохранностью грузов все будет в порядке — обещает председатель правления «Казпочты» Дармен Молдагалиев: он собирается объединить в общую систему весь почтовый транспорт — и автомобили, и железнодорожные вагоны, и авиацию. Главное, по словам г-на Молдагалиева, — появятся не только мощности, оптимизация и технологии, но и новые сервисы, которые можно будет продавать клиентам.

Подписывайтесь на каналы Profit.kz в Facebook и Telegram.

Комментарии