Следите за новостями

В Казахстане около 90% содержания школьного образования переведено в е-формат

Информационно-коммуникационные технологии все больше укрепляют свои позиции в отечественном образовании, и внедрение в практику электронных учебников — это одно из наиболее перспективных направлений модернизации образовательного процесса.

10 июня 2010 15:50, Юлия Магер, Казахстанская Правда
Рубрики: Образование

Информационно-коммуникационные технологии все больше укрепляют свои позиции в отечественном образовании, и внедрение в практику электронных учебников — это одно из наиболее перспективных направлений модернизации образовательного процесса. Пришедшие на подмогу своим бумажным собратьям, цифровые учебники завоевывают популярность у казахстанских школьников и учителей, ведь вообразите только: вместо кипы больших и тяжелых школьных книг — всего лишь подборка компакт-дисков.

Разработкой цифровых учебных пособий у нас в стране занимается специально созданная для этих целей структура — АО «Национальный центр информатизации», входящее в состав Национального научно-технического холдинга «Парасат» при Министерстве образования и науки РК. Первые электронные учебники, созданные в стенах центра, были готовы к использованию в 2001 году, теперь же, спустя годы плодотворной работы, их счет идет уже на десятки.

Стоит сразу подчеркнуть, что электронный учебник — это не просто оцифрованная версия обычной книги, а самостоятельная мультимедийная компьютерная обучающая программа, создающая целую информационно-образовательную среду. Цифровой формат обладает такими возможностями, которые для обычных книг недоступны. Например, в электронном учебнике можно разместить в разы больше иллюстраций и сделать несколько языковых версий материала (на русском и казахском, в перспективе еще и на английском). А также снабдить аудиокомментариями и анимацией, которые считаются одной из наиболее интересных и востребованных «фишек» электронных учебников.

— С помощью анимированного учебного материала можно оживить уроки, сделать их более интересными, — отмечает президент Национального центра информатизации ННТХ «Парасат» Гуль Нургалиева. — А еще анимация — это превосходный способ проиллюстрировать изучаемые на уроке динамические процессы, например, сущность физических явлений, химические реакции, можно даже проводить лабораторные опыты.

Как рассказывает Гуль Кумашевна, над каждым таким электронным учебником работает целая группа специалистов — это ученые и учителя, программисты, аниматоры, художники, дизайнеры, диктор и, конечно, педагог-технолог как архитектор процесса обучения. Создание такого учебника занимает около года, но и после того, как диски поступают в продажу, ежегодно выпускаются их новые версии.

Здесь, кстати, становится очевидной и экономическая выгодность электронных учебников. Совершенствовать их содержание — процесс гораздо менее затратный, чем перевыпуск бумажных изданий. А еще такую «книгу» не порвешь, не растреплешь, да и пририсовать на ней усы к портрету поэта или светила науки тоже вряд ли получится.

Однако с внедрением электронных учебников в образовательный процесс у его участников появляются новые вопросы. Еще лет десять назад главной проблемой была недостаточная техническая оснащенность школ: не хватало компьютеров для того, чтобы применять электронные учебники. Сейчас ситуация значительно изменилась, практически все школы страны имеют компьютеры и доступ в интернет, многие учебные заведения оснащены интерактивными досками.

Но возникает другая сложность: родители вполне естественно начали беспокоиться о здоровье своих детей. Современных школяров и так от компьютера за уши не оттянешь, а если еще и учиться они будут, не отходя от монитора… Разработчики образовательных новинок спешат родителей успокоить. Дело в том, что компьютерная техника стала гораздо более совершенной и ее негативное воздействие на организм минимизировано. К тому же за школьным компьютером ребенок проводит лишь объективно необходимое для усвоения материала время. Зато эта технология обучения позволяет обеспечить равный доступ всех казахстанских школьников к качественному образованию.

— Посредством использования электронных учебников мы можем подтянуть образовательный уровень всех школьников страны, — считает Гуль Нургалиева. — Неважно, находится школа в отдаленном селе или в городе, преподают там именитые педагоги или вчерашние студенты, — мы создаем равные возможности для обучения каждого ребенка. Кроме того, если ученику по каким-либо причинам приходится пропустить занятие, то он без проблем сможет наверстать учебную программу дома, самостоятельно изучив нужную тему. Помогут электронные учебники и в том случае, если ребенок сам захочет более глубоко изучить тот или иной предмет — объем заложенного в них учебного материала это позволяет.

Однако, проникнувшись идеей электронных учебников как идеального инструмента для самостоятельных занятий, волноваться стали уже казахстанские педагоги: а не оставит ли их подобное ноу-хау без работы?

— Даже речи не идет о том, чтобы технологии заменили педагога, учитель был и остается главной фигурой учебного процесса, — уверяет Гуль Кумашевна. — Электронные учебники призваны стать помощниками не только учащихся, но и учителей. Наша задача состоит в том, чтобы освободить педагогов от рутинной работы по созданию дидактических материалов и проверке домашних заданий, мы стремимся дать им больше возможностей для творчества в организации учебного процесса. Причем создаваемые нами учебники может освоить любой учитель, вне зависимости от возраста и уровня владения компьютером. Мы отдаем себе отчет, что работаем на массового потребителя, поэтому стараемся сделать свои учебники максимально простыми в обращении.

Однако для того чтобы использование образовательных новинок возымело максимальный эффект, важно обучить педагогов методике их использования. Для этого Центр информатизации регулярно организует для них тренинговые курсы.

Несмотря на то что цифровая новинка не оставила равнодушными ни учителей, ни учеников, ни родителей, процесс распространения электронных учебников идет медленнее, чем хотелось бы. Сегодня, по данным центра, потребность казахстанских школ в таких учебниках составляет более 660 тыс. единиц.

— Оснащенность школ республики электронными учебниками остается низкой и колеблется в диапазоне от 0,4%  (Костанайская область) до 26,5%  (Алматинская область), — рассказывает Гуль Нургалиева. — Такое малое количество объясняется тем, что закуп учебной литературы проводится областными департаментами образования по целевым трансфертам, а электронные учебники приобретаются ими по остаточному принципу. Чтобы изменить ситуацию, на наш взгляд, требуется целевое финансирование на закуп именно компьютерных обучающих программ.

На сегодняшний день в цифровой формат переведено уже около 90% содержания школьной программы, и эта работа, несмотря на сложность, продолжается хорошими темпами. Уже дан старт созданию нового поколения электронных учебников, рассчитанных на 12-летнюю систему образования, по заказу Министерства образования и науки РК сейчас такие учебники разрабатываются для 1–3 классов.

Комментарии